Вера Чемортан
Консультация «Воспитание звуковой культуры речи» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
«Из опыта работы по воспитанию звуковой культуры речи» (Старшая группа)
В старшем дошкольном возрасте дети начинают шире пользоваться монологической речью. Они могут самостоятельно пересказывать содержание небольших сказок, рассказов, понятно для окружающих высказывать свои мысли, отвечать на вопросы развернутыми фразами, грамматически правильно строить предложения. Однако каждое устное высказывание должно быть не только последовательным, точным, логичным, но и правильно оформленным в звуковом отношении : отчетливым, внятным, достаточно громким, не слишком быстрым, интонационно выразительным. Это является необходимым условием полноценного общения, общей речевой культуры. На протяжении всей работы с детьми обязательно и необходимо
Публикация «Консультация „Воспитание звуковой культуры речи“ в старшей группе» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2023
взаимодействие со специалистами: учителем-логопедом, руководителем физического воспитания, музыкальным руководителем, руководитель по изодеятельности.
Учитель-логопед дает консультации, игры и упражнения на развитие фонематического слуха, речевого слуха, внимания.
Рекомендует, какие скороговорки, чистоговорки использовать с детьми для развития артикуляционного аппарата.
Музыкальный руководитель развивает речевой слух, ритм движении, в речи, формирует фразовое дыхание, развивает силу тембр голоса.
Руководитель физического воспитания работает над развитием мелкой и общей моторики, формирует правильное дыхание, проводит коррекционную гимнастику
По развитию умения напрягать или расслаблять мышцы.
Руководитель по изодеятельности развивает мелкую моторику на основе обучения ребенка техническим приемам рисования, развивает речь через составление рассказов по картине, сочинение сказок.
Воспитание звуковой стороны речи у детей шестого года жизни является непосредственным продолжением той работы, которая проводилась на предшествующих возрастных этапах.
В старшем дошкольном возрасте (шестой год жизни) дети могут произносить все звуки (их артикуляционный аппарат уже готов к произношению даже самых трудных звуков).
Я уделяла серьезное внимание развитию фонематического слуха и
артикуляционного аппарата детей, что позволяло учить различать звуки на слух и правильно произносить их. С этой целью проводила ежедневно артикуляционную гимнастику, а также игры по устранению недостатков произношения.
Но не все дети достаточно четко различают на слух определенные группы звуков, они нередко смешивают их. Это относится в основном к определенным звукам, например не дифференцируют на слух звуки
С-ц, с-ш, ш-ж и другие.
Для развития фонематического восприятия, умения вслушиваться в звучание слов, устанавливать наличие или отсутствие того или иного звука в слове, дифференцировать определенные пары звуков я предлагала детям игры, направленные на подбор слов с заданными звуками, или упражнения, в которых нужно выделить слова с заданными звуками из фраз, небольших стихотворений, а также использовала такие игры: «Найди и назови нужное слово», «Кто лучше слушает?», «Ромашка», «Волшебный кубик».
«Большие и маленькие».
Использовала мнемотаблицы.
Интересно и весело проходили такие словесные игры, когда дети подбирали не только слова, сходные по звучанию (лягушка - подушка-катушка, но и целые фразы, ритмически и интонационно продолжающие заданное взрослым предложение: «Зайчик - зайчик, где гулял?» «я на улице играл, на полянке танцевал».
Также изменяли силу голоса, темп речи в зависимости от условий общения, от содержания высказывания
Хорошим речевым материалом для упражнений являются чистоговорки и скороговорки, пальчиковые игры, а также загадки, потешки, при произнесении которых дети упражняются не только в правильном употреблении дифференцируемых звуков, но и в выработке хорошей дикции, силы голоса, темпа речи.
Дети произносили скороговорки или стишки собственного сочинения не только четко и внятно, но и с различной степенью громкости и скорости. Эти задания выполнялись параллельно (произнести фразу громко и медленно, шепотом и быстро). Использовала игру «Слова могут звучать громко и тихо».
Обучая пересказу, разучивая с детьми стихи, я обращала внимание на слитную, плавную речь ребенка, которая не возможна без хорошо развитого речевого дыхания.
Для этого я использовала таблицы с изображением звуковой волны, которые помогали отрабатывать длительный выдох.
Детям предлагала найти глазами верхнюю точку, мысленно в воздухе поставить на нее указательный палец правой руки и начать произносить, не прерываясь, звук (А) на одном дыхании, сопровождая его движением указательного пальца правой руки в заданном (В умеренном) темпе до нижней (противоположной) точки.
Затем так же поставить в воздухе указательный палец левой руки на нижнюю точку и произносить, не прерываясь, на одном дыхании звук У, в заданном темпе до верхней точки, сопровождая его движением указательного пальца левой руки.
Эта работа помогла детям научиться дифференцировать парные звуки, проводить звуковой анализ слова, четко правильно выражать свои мысли.
В своей работе я опиралась на современные исследования, и работы руководством Ф. А. Сохина и О. С. Ушаковой. Методическим обеспечением в моей педагогической деятельности являются «Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду» // М. 2004г, «Развитие речи дошкольников» // М. 2001г, (Речевые игры и упражнения) О. С. Ушаковой, (Воспитание звуковой культуры речи у дошкольников) А. И. Максаков //М 2006г, (Учите, играя) А. И. Максаков, Тукмакова) М 1983г.