Лучший педагог года

Консультация «Воспитание звуковой культуры речи» в старшей группе

Вера Чемортан
Консультация «Воспитание звуковой культуры речи» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы

«Из опыта работы по воспитанию звуковой культуры речи» (Старшая группа)

В старшем дошкольном возрасте дети начинают шире пользоваться монологической речью. Они могут самостоятельно пересказывать содержание небольших сказок, рассказов, понятно для окружающих высказывать свои мысли, отвечать на вопросы развернутыми фразами, грамматически правильно строить предложения. Однако каждое устное высказывание должно быть не только последовательным, точным, логичным, но и правильно оформленным в звуковом отношении : отчетливым, внятным, достаточно громким, не слишком быстрым, интонационно выразительным. Это является необходимым условием полноценного общения, общей речевой культуры. На протяжении всей работы с детьми обязательно и необходимо

Публикация «Консультация „Воспитание звуковой культуры речи“ в старшей группе» размещена в разделах

взаимодействие со специалистами: учителем-логопедом, руководителем физического воспитания, музыкальным руководителем, руководитель по изодеятельности.

Учитель-логопед дает консультации, игры и упражнения на развитие фонематического слуха, речевого слуха, внимания.

Рекомендует, какие скороговорки, чистоговорки использовать с детьми для развития артикуляционного аппарата.

Музыкальный руководитель развивает речевой слух, ритм движении, в речи, формирует фразовое дыхание, развивает силу тембр голоса.

Руководитель физического воспитания работает над развитием мелкой и общей моторики, формирует правильное дыхание, проводит коррекционную гимнастику

По развитию умения напрягать или расслаблять мышцы.

Руководитель по изодеятельности развивает мелкую моторику на основе обучения ребенка техническим приемам рисования, развивает речь через составление рассказов по картине, сочинение сказок.

Воспитание звуковой стороны речи у детей шестого года жизни является непосредственным продолжением той работы, которая проводилась на предшествующих возрастных этапах.

В старшем дошкольном возрасте (шестой год жизни) дети могут произносить все звуки (их артикуляционный аппарат уже готов к произношению даже самых трудных звуков).

Я уделяла серьезное внимание развитию фонематического слуха и

артикуляционного аппарата детей, что позволяло учить различать звуки на слух и правильно произносить их. С этой целью проводила ежедневно артикуляционную гимнастику, а также игры по устранению недостатков произношения.

Но не все дети достаточно четко различают на слух определенные группы звуков, они нередко смешивают их. Это относится в основном к определенным звукам, например не дифференцируют на слух звуки

С-ц, с-ш, ш-ж и другие.

Для развития фонематического восприятия, умения вслушиваться в звучание слов, устанавливать наличие или отсутствие того или иного звука в слове, дифференцировать определенные пары звуков я предлагала детям игры, направленные на подбор слов с заданными звуками, или упражнения, в которых нужно выделить слова с заданными звуками из фраз, небольших стихотворений, а также использовала такие игры: «Найди и назови нужное слово», «Кто лучше слушает?», «Ромашка», «Волшебный кубик».

«Большие и маленькие».

Использовала мнемотаблицы.

Интересно и весело проходили такие словесные игры, когда дети подбирали не только слова, сходные по звучанию (лягушка - подушка-катушка, но и целые фразы, ритмически и интонационно продолжающие заданное взрослым предложение: «Зайчик - зайчик, где гулял?» «я на улице играл, на полянке танцевал».

Также изменяли силу голоса, темп речи в зависимости от условий общения, от содержания высказывания

Хорошим речевым материалом для упражнений являются чистоговорки и скороговорки, пальчиковые игры, а также загадки, потешки, при произнесении которых дети упражняются не только в правильном употреблении дифференцируемых звуков, но и в выработке хорошей дикции, силы голоса, темпа речи.

Дети произносили скороговорки или стишки собственного сочинения не только четко и внятно, но и с различной степенью громкости и скорости. Эти задания выполнялись параллельно (произнести фразу громко и медленно, шепотом и быстро). Использовала игру «Слова могут звучать громко и тихо».

Обучая пересказу, разучивая с детьми стихи, я обращала внимание на слитную, плавную речь ребенка, которая не возможна без хорошо развитого речевого дыхания.

Для этого я использовала таблицы с изображением звуковой волны, которые помогали отрабатывать длительный выдох.

Детям предлагала найти глазами верхнюю точку, мысленно в воздухе поставить на нее указательный палец правой руки и начать произносить, не прерываясь, звук (А) на одном дыхании, сопровождая его движением указательного пальца правой руки в заданном (В умеренном) темпе до нижней (противоположной) точки.

Затем так же поставить в воздухе указательный палец левой руки на нижнюю точку и произносить, не прерываясь, на одном дыхании звук У, в заданном темпе до верхней точки, сопровождая его движением указательного пальца левой руки.

Эта работа помогла детям научиться дифференцировать парные звуки, проводить звуковой анализ слова, четко правильно выражать свои мысли.

В своей работе я опиралась на современные исследования, и работы руководством Ф. А. Сохина и О. С. Ушаковой. Методическим обеспечением в моей педагогической деятельности являются «Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду» // М. 2004г, «Развитие речи дошкольников» // М. 2001г, (Речевые игры и упражнения) О. С. Ушаковой, (Воспитание звуковой культуры речи у дошкольников) А. И. Максаков //М 2006г, (Учите, играя) А. И. Максаков, Тукмакова) М 1983г.

Публикации по теме:

Дидактическая игра для старших дошкольников на формирование словаря и воспитание звуковой культуры речи «Звуковое лото»Дидактическая игра для старших дошкольников на формирование словаря и воспитание звуковой культуры речи «Звуковое лото» Описание. Игра предназначена для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет). Играть могут 2-6 человек, с ведущим и без него. В ходе.

Дидактические игры и упражнения по формированию звуковой культуры речи детей Примеры занятий Занятие 1 Программное содержание: укреплять артикуляционный аппарат детей; уточнять и закреплять правильное произношение.

Дидактические игры по развитию звуковой культуры речи у детей пятого года жизни У детей пятого года жизни значительно улучшается произношение. Они реже допускают пропуски и замену звуков, способны сохранять слоговую.

Фотоотчёт о выступлении на педсовете: «Особенности работы воспитателя по воспитанию звуковой культуры речи дошкольников»Фотоотчёт о выступлении на педсовете: «Особенности работы воспитателя по воспитанию звуковой культуры речи дошкольников» Фотоотчёт о выступлении на педсовете:«Особенности работы воспитателя по воспитанию звуковой культуре речи дошкольников». Речь – это самое.

Игры для развития звуковой культуры речи у детей 5–6 лет Игра «Придумай слово» В ходе игры ребенок придумывает слово по заданию: с заданным звуком в начале, середине, конце слова, с заданным количеством.

Конспект занятия по звуковой культуре речи в старшей группе «Звук [Ш], буква «Ш»Конспект занятия по звуковой культуре речи в старшей группе «Звук [Ш], буква «Ш» Конспект занятия по звуковой культуре речи в старшей группе звук [ш], буква Ш. Цель: знакомство со звуком и буквой Ш. Образовательные.

Консультация «Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста»Консультация «Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста» Воспитание нравственным навыков – важнейшее звено формирование нравственного поведения, складывающиеся нравственные привычки ребёнка отражаются,.

НОД по развитию звуковой культуры речи во второй младшей группеНОД по развитию звуковой культуры речи во второй младшей группе Звуковая культура речи: Звук [К].Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Познание», «Художественное творчество». Цель: Развивать.

План по самообразованию «Воспитание звуковой культуры речи в старшей группе» План по самообразованию на 2015-2016 учебный год. Воспитателя старшей группы №4 Кормителевой Лорэны Эдуардовны. Тема: «Воспитание звуковой.

Консультация для воспитателей. «Упражнения и игры по звуковой культуре речи»Консультация для воспитателей. «Упражнения и игры по звуковой культуре речи» Упражнения и игры по ЗКР, которые я использую в своей работе. 1) "Произношу слоги" Я произношу, например, ша - ша - ша, дети повторяют.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Воспитание звуковой культуры речи» в старшей группе
Опубликовано: 6 октября 2023 в 19:36
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация «Воспитание звуковой культуры речи» в старшей группе» (включая файлы) размещена пользователем Вера Чемортан в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. 

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД