Любовь Иноземцева
Использование современных технологий в речевом развитии дошкольников во взаимосвязи с развитием моторных функций рук
▼ Скачать + Заказать документы
«Практический опыт использования современных технологий в речевом развитии дошкольников во взаимосвязи с развитием моторных функций рук»
Цель: посредством формирования моторных функций рук способствовать развитию речи у дошкольников в воспитательно-образовательном процессе.
Публикация «Использование современных технологий в речевом развитии дошкольников во взаимосвязи с развитием моторных функций рук» размещена в разделах
Задачи: познакомить педагогов с разнообразными методами и приёмами формирования речевого дыхания как компонента речевого развития детей.
Ход мероприятия
1. Основная часть
Сегодня у большинства современных детей отмечается общее моторное отставание. Следствие слабого развития общей моторики, и в частности – руки, общая неготовность большинства детей к письму или проблем с речевым развитием.
Слайд
Учёные-нейробиологи и психологи, занимающиеся исследованиями головного мозга и психического развития детей, давно доказали связь между мелкой моторикой руки и развитием речи. Проекция кисти руки в головном мозге расположена очень близко с речевой моторной зоной. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь.
Слайд
Поскольку существует тесная взаимосвязь и взаимозависимость речевой и моторной деятельности, то при наличии речевого дефекта у ребёнка особое внимание необходимо обратить на развитие моторных функций рук, что положительно повлияет на функционирование речевых зон коры головного мозга.
Слайд
Работа по развитию мелкой моторики и речи включает в себя:
- Пальчиковые игры
- Различные виды театра
- Дидактические игры
- Массаж рук
- Игры с природным материалом
- Изобразительная деятельность
- Оригами
Мы с вами ежедневно используем в своей практике многие традиционные приёмы развития функции рук : пальчиковую гимнастику, аппликации, изобразительную деятельность, физкультминутки.
Сегодня с расскажу вам нетрадиционных приёмах, которые использую сама в работе с детьми.
ИЗОРИТМИКА
Это целый комплекс игровых упражнений для развития пальцев рук, которые сопровождаются проговариванием соответствующих рисунку стихотворных четверостиший. При этом очень важно чтобы речь и движение пальцев совпадали.
«Ёлочка»
Сверху вниз ведём отрезок,
Ставим, ставим точечки.
И от точек влево, вправо
Мы проводим чёрточки.
«Облачко»
Вот твоя рука в тетрадке
Плавно линию ведет,
Закругляет, поднимает.
Раз – и облачко плывёт!
«Солнце»
Круг рисуем, раз, два, три.
Очень круглый, погляди.
А от круга, а от круга
Много линий проведёшь.
Их лучами называют.
Что получилось – узнаёшь?
ИГРЫ С ПРИЩЕПКАМИ
1. Бельевой прищепкой поочередно кусаем ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стиха:
«Сильно кусает котенок-глупыш,
Он думает, это не палец, а мышь. (Смена рук.)
Но я же играю с тобою, малыш,
А будешь кусаться, скажу тебе: «Кыш!».
2. Предложите ребёнку прикрепить прищепки по периметру вырезанной из картона фигуры. Можно «приделать» иголки ежу, лучи солнышку и т. д.
3. Ну и, конечно, развешивание носовых платочков после стирки и закрепление их прищепками. Это несложное задание даже для ребенка, который не раз играл с прищепками, возможно, окажется не таким уж простым.
«СУХОЙ БАССЕЙН»
Что такое «СУХОЙ БАССЕЙН»? Это небольшая глубокая емкость, заполненная предварительно промытым и просушенным горохом, фасолью или гречкой. Особенно полезна гречка, так как эта крупа имеет острые грани, которые необходимы для активации нервных окончаний пальчиков. «СУХОЙ БАССЕЙН» используется для одновременного активного воздействия на различные точки кистей, пальцев, ладоней. Погружаясь как можно глубже в наполнитель, ручки ребёнка массируются, пальцы становятся более чувствительными, их движения – координированными. Главное – руки должны быть в крупе по запястье, ведь таким образом снимается спазм ручек, напряженность и усталость. По ходу действий ребёнка в «СУХОМ БАССЕЙНЕ» можно рассказывать сказку. Помимо рассказывания сказок можно предложить ребёнку искать в «СУХОМ БАССЕЙНЕ» различные мелкие предметы или игрушки. Главное «обыграть» поиск, ввести детей в игровую ситуацию. Самомассаж в «СУХОМ БАССЕЙНЕ» можно сопровождать стихотворным текстом:
«ГОРОХ». Опустить кисти рук в «бассейн», «помешать» горох, одновременно сжимают и разжимают пальцы рук.
«В миску насыпали горох
И пальцы запустили,
Устроив там переполох,
Чтоб пальцы не грустили».
«ФАСОЛЬ». На дне бассейна спрятать игрушки из киндер-сюрпризов. Опустить кисти рук в бассейн, помешать фасоль, затем найти и достать игрушку.
«В миске не соль, совсем не соль,
А разноцветная фасоль.
На дне – игрушки для детей,
Мы их достанем без затей».
«ТЕСТО». Опустить кисти рук в бассейн и изображать, как месят тесто.
«Месим, месим тесто,
Есть в печи место.
Будут-будут из печи
Булочки и калачи».
«ПОВАР». Выполнять круговые движения кистью в сухом бассейне по часовой стрелке и против неё.
«Варим, варим, варим щи!
Щи у Вовы хороши!»
«ЗАРЯДКА». Сжимать и разжимать кулачки.
«Пальцы делают зарядку,
Чтобы меньше уставать.
А потом они в тетрадке
Будут буковки писать».
«ЗОЛУШКА». Разобрать крупу в разные кучки, тарелочки.
«НАКОРМИ ЦЫПЛЁНКА». На каждое слово ребёнок берёт из тарелочки зёрнышко и кладёт в миску.
«Зёрнышки все, что хозяйка давала,
Цыпочка клювом по штучке клевала».
УПРАЖНЕНИЯ С ПШЕНОМ В СТАКАНЕ. Очень любят дети кашу «варить» помешивая каждым пальцем руки крупу в стакане. При этом необходимо следить за тем, чтобы двигался только палец, а не сама кисть.
Таким образом, используя самые разнообразные элементы массажа и самомассажа, мы продолжаем целенаправленно развивать мелкую моторику рук, тем самым стимулируем процесс развития речи детей дошкольного возраста.
КИНЕЗИОЛОГИЯ
Кинезиология – наука о развитии умственных способностей посредством определенных двигательных упражнений. Эти упражнения позволяют создать новые нейронные сети и улучшить межполушарное взаимодействие, мелкую моторику, которые являются основой развития интеллекта. Детям можно предложить следующие упражнения:
1. «ЛАДУШКИ-ОЛАДУШКИ».
Правая рука лежит на колене ладонью вниз, а левая – на другом колене ладонью вверх. Одновременная смена позиции: теперь правая – ладонь вверх, а левая – ладонь вниз. По мере усвоения упражнения темп движений можно ускорить.
«Мы играли в ладушки – жарили оладушки,
Так пожарим, повернем и опять играть начнем».
2. «ПАЛЬЧИКИ ЗДОРОВАЮТСЯ». Поочередное соединение всех пальцев с большим (перебор пальцев). На каждый ударный слог пальцы одной руки соприкасаются с большим в следующем порядке: 1 – 2, 1 – 3, 1 – 4, 1 – 5, 1 – 4, 1 – 3, 1 – 2. Затем смена рук.
Ищет птичка и в траве,
И на ветках, и в листве,
И среди больших лугов,
Мух, червей, слепней, жуков.
3.«ЛЯГУШКА» (кулак – ребро – ладонь). Три положения руки на столе или на колене последовательно сменяют друг друга: кулак (ладонью вниз, ладонь ребром, ладонь вниз.
Лягушка (кулак) хочет (ребро) в пруд (ладонь,
Лягушке (кулак) скучно (ребро) тут (ладонь).
4. «КУС-КУС». Поочерёдно «кусать ногтевые фаланги на ударные слоги стиха от большого пальца к мизинцу.
Если кто-то с места сдвинется,
На него котенок кинется.
Если что-нибудь покатится,
За него котенок схватится.
Прыг-скок! Цап-царап!
Не уйдешь из наших лап! (упражнение проводится с педагогами)
5. «КОЛЕЧКО». Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д. Проба выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе
6. «СНЕГОВИК». Представьте, что каждый из вас только что слепленный снеговик. Тело твердое, как замерзший снег. Пришла весна, пригрело солнце, и снеговик начал таять. Сначала “тает” и повисает голова, затем опускаются плечи, расслабляются руки и т. д. В конце упражнения ребенок мягко падает на пол и изображает лужицу воды. Необходимо расслабиться. Пригрело солнышко, вода в лужице стала испаряться и превратилась в легкое облачко. Дует ветер и гонит облачко по небу.
МАССАЖ И САМОМАССАЖ КИСТЕЙ И ПАЛЬЦЕВ РУК МЯЧИКАМИ- ЁЖИКАМИ
Мячик мой не отдыхает,
На ладошке он гуляет.
Взад-вперед его качу,
Вправо-влево - как хочу.
Сверху – левой, снизу – правой
Я его катаю, браво.
МАССАЖ ГРЕЦКИМИ ОРЕХАМИ
Катать два ореха между ладонями. Прокатывать один орех между двумя пальцами.
Научился два ореха,
Между пальцами катать.
Это в школе мне поможет
Буквы разные писать.
МАССАЖ ШЕСТИГРАННЫМИ КАРАНДАШАМИ
Пропускать карандаш между одним, двумя-тремя пальцами, удерживая его в определенном положении в правой и левой руке.
Карандаш в руках катаю,
Между пальчиков верчу.
Непременно каждый пальчик,
Быть послушным научу.
СУ-ДЖОК ТЕРАПИЯ И РЕЧЬ
Су-Джок терапия – один из методов традиционной корейской медицины, автор которой является профессор Пак Чжа Ву.
По теории Су-Джок для стимуляции речевого развития воздействовать надо на точки соответствия головному мозгу - это верхние фаланги пальцев. И при массаже Су-Джок массажерами особое внимание нужно уделять именно этим участкам кисти руки, но в тоже время воздействие на точки соответствия других органов благотворно влияет на самочувствие, приводит в тонус организм, поднимает настроение и, следовательно, достигается дополнительный эффект от массажа.
Су-Джок терапию необходимо проводить поэтапно:
1. Этап
Знакомство детей с массажером.
2. Этап.
Закрепление знаний в упражнениях, играх.
3. Этап.
Самостоятельное использование массажера в соответствии с потребностями и желаниями.
В своей практике мы применяем су-джок - массажеры в виде массажных шариков в комплекте с массажными металлическими кольцами.
1. «Будь здоров!»
Чтоб здоров был пальчик наш.
Сделаем ему массаж.
Посильнее разотрём.
И к другому перейдём.
Прокатывать шарик между ладонями, затем к каждому пальцу на правой и левой руке.
2. «Мы колечки надеваем»
Мы колечки надеваем,
Пальцы наши украшаем.
Надеваем и снимаем,
Пальцы наши упражняем.
Будь здоров ты, пальчик мой,
И дружи всегда со мной.
Массажировать и закреплять название пальцев.
3. «Шарик пальчиком катаю»
Шарик пальчиком катаю.
Ловкость пальцев проверяю.
Ты колючий шарик мой.
Подружись сейчас со мной.
Шарик на ладони катать каждым пальчиком.
4. «Дорожка»
Кольцо на пальчик надеваю.
И по пальчику качу.
Здоровья пальчику желаю, Ловким быть его учу.
Надевать и прокатывать кольцо на одноименные пальцы обеих рук.
5. «Шарик»
Шарик я открыть хочу.
Правой я рукой кручу.
Шарик я открыть хочу.
Левой я рукой кручу.
Крутить правой рукой правую половинку шарика, левой рукой левую половинку шарика.
6. «Ловкие пальчики»
Я вам шарик покажу.
Двумя пальцами держу.
Удерживать двумя одноименными пальцами обеих рук: большим и указательным, большим и средним, большим и безымянным, большим и мизинцем.
КРИОТЕРАПИЯ
Криотерапия дословно — это лечение холодом. Но в нашем случае, положительный эффект дает не столько холод, сколько контраст температур, т. е. воздействие на кисти рук холода и тепла попеременно, контрастная терапия.
От холода происходит сокращение мышц, а от тепла – расслабление. Нормализуется мышечный тонус, сократительная способность мелких мышц кисти возрастает. Всё это способствует совершенствованию более тонких движений кисти руки, ведёт к выполнению чётких дифференцированных движений, соответственно развивается двигательная зона КГМ и, как следствие, улучшает процесс развития речи.
Проведение криотерапии не требует специального оборудования. Необходимы кусочки льда, которые заранее готовят. Проведение криотерапии с детьми имеет свои противопоказания и свою методику.
Противопоказания.
Нельзя проводить криотерапию детям с эписиндромом;
Осторожно применять криотерапию с длительно и часто болеющими детьми.
Криотерапия проводится в три этапа.
1. Криоконтраст. Дети берут кусочки льда из миски и перебирают их 10-15 секунд.
2. Затем разогревают руки, это делается в тазу с тёплой водой или на пластиковых бутылках с горячей водой.
3. Снова опускают руки в лёд.
Криоконтраст проводят три раза. Затем насухо вытирают руки полотенцем.
Эффективность работы по развитию мелкой моторики
В результате работы по развитию мелкой моторики рук дошкольников процент плохо говорящих детей снизился.
Если раньше дети испытывали трудности в самообслуживании (завязывание шнурков, застёгивание пуговиц и т. д., то после проведённой работы по развитию мелкой моторики эти трудности в значительной степени ушли.
Для многих детей стало доступно выполнение программных заданий по изобразительной деятельности. Раньше пальчики не слушались, кисточка и карандаш выпадали из рук, теперь дети свободно владели этими предметами, их работы стали более совершенными.
Проводя дальнейшие наблюдения за успеваемостью наших выпускников в школе, мы убеждаемся, что работа, проведенная нами, даёт плодотворные результаты.
Ребенок с хорошо развитой мелкой моторикой пальцев и кисти имеет более развитые отделы головного мозга, отвечающие за речь. То есть чем более ловкие пальчики у малыша, тем легче и быстрее он будет осваивать речь. Если движение пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы; если движение пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие. Поэтому специалисты рекомендуют развивать мелкую моторику с самого раннего возраста, т. к. тем самым стимулируя соответствующие отделы мозга, а точнее его центры, отвечающих за движения пальцев рук и речь, которые расположены очень близко друг к другу.
ИТОГ ПРАКТИКУМА
Итак, формируя и совершенствуя тонкую моторику пальцев рук, мы усложняем строение мозга, тем самым развиваем речь, психику и интеллект ребёнка.
Очень надеюсь, что в ходе нашего практикума вы почерпнули для себя что-то новое, и совместными усилиями мы поможем нашим детям тренировать руку, способствовать развитию высших психических функций.
Большое спасибо за активное участие.