Татьяна Осинина
Использование занимательного математического материала для развития познавательной активности в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Осинина Татьяна Сергеевна воспитатель детского сада № 229 Сормовского района города Нижнего Новгорода.
«Использование занимательного математического материала для развития познавательной активности воспитанников старшего дошкольного возраста».
На современном этапе развития общества, в условиях перехода на ФГОС ДО особую значимость приобретает развитие познавательной активности детей. Содержание образовательной области «Познавательное развитие» направлено на достижение целей развития у детей познавательных интересов их интеллектуального развития.
Публикация «Использование занимательного математического материала для развития познавательной активности в старшей группе» размещена в разделах
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
Современные дети живут и развиваются в эпоху информационной цивилизации, новых компьютерных технологий. Особую ценность сегодня приобретает развитие познавательных психических процессов, познавательной активности, умение самостоятельно мыслить.
Во-первых, современный ребенок живет в несравнимо более широкой информационной среде, чем его сверстник несколько десятилетий назад. На детей обрушивается огромный поток информации, которую необходимо усвоить.
Во-вторых, необходимо учитывать реалии современного общества. Сегодня в социуме ценятся люди, обладающие широким запасом знаний, мыслящие конструктивно и оригинально, умеющие находить выход из разных ситуаций. Поэтому уже с детства в ребенке необходимо формировать способность выдвигать разнообразные идеи, которые отличаются от очевидных и банальных, то есть развивать оригинальность мышления.
В-третьих, требования и программы школы сегодня таковы, что ребенок почти с первых дней обучения сталкивается с разнообразными задачами достаточно высокого уровня сложности. Поэтому без хорошей интеллектуальной подготовки первокласснику приходится трудно.
Исходя из наблюдений за детьми группы : их отличает способность решать задачи, находить выход из проблемных ситуаций, опираясь на помощь взрослого, на свой прошлый опыт. Дети редко находят иной путь решения, то есть мыслят репродуктивно
Эти объективные факторы указывают на то, что проблема познавательного развития важна сегодня, как никогда.
Проблема познавательной активности разрабатывается в отечественной психологии достаточно давно, хотя она далека еще от своего окончательного решения. Данную проблему широко исследовали в психологии Борис Герасимович Ананьев, Михаил Фёдорович. Беляев, Лидия Ильинична Божович, Сергей Леонидович Рубинштейн и в педагогической литературе Галина Ивановна Щукина, Наталья Григорьевна Морозова.
Игра - это особая, необходимая для развития ребенка ведущая деятельность, именно в процессе игры дети вычисляют, сравнивают предметы, занимаются конструированием, решают логические задачи, контролируют свои действия. Им это интересно, потому что они любят играть, каков ребенок в игре, таким в значительной степени он будет и в жизни. Наиболее эффективным способом формирования операций логического мышления является игра с использованием занимательного математического материала. О большом значении дидактической игры в умственном развитии детей говорят многие исследователи Александра Платоновна Усова, Нина Михайловна Аксарина, Анна Ивановна Сорокина, Барнат Иосифович Хачапуридзе и другие. На экране представлена классификация занимательного математического материала.
Этапы работы
1. Подготовительный (анализ литературы, обследование воспитанников, анкетирование родителей,, создание перспективного плана и системы занятий по развитию познавательной активности детей старшего дошкольного возраста средствами занимательного математического материала, игр математического содержания). (август - сентябрь)
2. Основный (организация развивающей предметно – пространственной среды, организация работы с воспитанниками по реализации перспективного плана, организация работы с родителями) (октябрь - апрель)
3. Итоговый (повторное обследование особенностей развития познавательной активности детей). (май)
На подготовительном этапе проанализирована литература по проблеме, представленная раннее. Также было проанализировано математическое развитие детей по методике Ю. А. Афонькиной
Математическое развитие диагностируется методом наблюдения за деятельностью детей на занятиях и в повседневной жизни. Критериями обследования и отнесения к уровню являются содержательность ответов, инициативность и самостоятельность при выполнении математического задания. Получены следующие результаты: Основная масса детей осуществляет классификацию по 2-3 свойствам, самостоятельно выделяет признак, по которому можно классифицировать, считает, сравнивает числа, выражает в речи логические связи, но не проявляет инициативу и творчество. Только двое Лиза и Лера проявляют интерес к решению задач на преобразование, оказывают помощь сверстникам, проявляют элементы творчества в математической деятельности.
Также был проанализирован уровень выраженности познавательной активности воспитанников по методике (Е. И. Щербаковой).
На основании результатов обследования ставим цель и задачи работы
Цель работы: Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста средствами занимательного математического материала, игр математического содержания.
Для достижения цели были поставлены задачи, которые представлены на слайде.
Способствовать активному включению ребенка в деятельность по формированию элементарных математических представлений.
Побуждать детей принимать от взрослого, а за тем самостоятельно выдвигать познавательную задачу, целенаправленно осуществлять практическую деятельность по ее решению.
Способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, осознанного стремления к самостоятельному решению проблемной ситуации.
Воспитывать интерес к математической деятельности и культуру общения.
Способствовать становлению родителей как субъектов образовательной деятельности в вопросах математического развития.
Определив основное направление работы, мы приступили к созданию развивающей предметно-пространственной среды. Для этого, изучив литературу по данному вопросу, разработали перечень компонентов развивающей предметно-пространственной среды.
Уголок занимательной математики «Для умников и умниц» мы постарались максимально пополнить играми и пособиями.
Организуя уголок занимательной математики, мы исходили из принципов доступности игр детям в данный момент, помещали в уголок такие игры и игровые материалы, освоение которых детьми возможно на разном уровне. От усвоения заданных правил и игровых действий они переходят к придумыванию новых вариантов игр. Большие возможности для творчества имеются в играх “Танграм”, “Волшебный круг”, “Кубики для всех” и др. Дети могут придумывать новые, более сложные силуэты не только из одного, но и из 2 – 3 наборов к игре; один и тот же силуэт, например, лису, составлять из разных наборов.
В течение года по мере освоения детьми игр мы вводили более сложные игры с новым занимательным материалом.
Для детского экспериментирования в группе имеется мини-лаборатория, где сосредоточены жидкие и сыпучие вещества, предметы, различные по весу, размеру, материалу, различные по форме и размеру сосуды.
Обеспечив насыщенность среды в группе, мы предоставили детям возможность свободно экспериментировать с занимательным математическим материалом.
Результаты наблюдений за детьми показали, что дети любят играть дидактическими играми типа «Лото», «Пазлы», «Кубики». Также большой интерес вызвали развивающие задания, на которых можно писать, а потом стирать: «Найди девятое», «Продолжи ряд», «Собери бусы», «Простые лабиринты».
Работа по развитию познавательной активности детей через использование занимательного математического материала проходила в несколько этапов.
• Объяснение правил игры, знакомство с общими способами действий
• Совместная игра воспитателя с ребёнком, подгруппой детей
• Создание воспитателем проблемно-поисковой ситуации в совместной с ребёнком игровой деятельности
• Объединение в совместной игре детей. взаимное обучение игре одних детей другими
На первом этапе мы объясняли детям правила игры, знакомили с общими способами действий, исключая сообщение детям готовых решений. Мы старались способствовать проявлению самостоятельности в играх, поощряли стремление детей достичь результата. В содержании деятельности были включены следующие развивающие задания с использованием Блоков Дьенеша, направленные на развитие познавательных способностей, взаимодействие детей между собой: «Посади цветы в клумбу», «Найди свой домик», «Найди клад» и т. п. В процессе этих игр ярко виден взаимоконтроль и самоконтроль, когда дети сами видят свои ошибки и ошибки у своих друзей, при этом думая и исправляя их, они общаются, самостоятельно решают проблему. Счетные палочки у детей вызывают интерес на преобразование этих фигур, убирая или добавляя. «Найди шестое» - это задание предполагает анализ имеющихся фигур и нахождение закономерностей и в соответствии с этим нахождение логической связи и восстановление ее в пустом квадратике.
Это задание интересно и тем, что оно облекается в игровой сюжет, не просто заполнить пустой квадратик, а помочь найти недостающий цветочек, поселить соседа и т. п.
Следующим этапом была Совместная игра воспитателя с ребенком, с подгруппой детей. Дети усваивают при этом игровые действия, способы действий, подходы к решению задач. У них вырабатывается уверенность в своих силах, понимание необходимости сосредоточиваться, напряженно думать в ходе поисков решения задач. Начало второго этапа обусловлено появлением детских вопросов к педагогу: «А что можно еще сделать?», «Правильно ли получилось?», «А как играть?» Отталкиваясь от интересующих детей вопросов, обеспечивающих их естественную высокую мотивацию в усвоении способов деятельности с математическим материалом, мы использовали на занятиях и в повседневной жизни занимательный математический материал и проблемные игровые ситуации, способствующие познавательному и творческому развитию дошкольников при формировании элементарных математических представлений.
Далее следовало создание воспитателем элементарной проблемно-поисковой ситуации в совместной с ребенком игровой деятельности. В ходе игры мы старались привлечь ребенка к оценке своих действий, просили его подсказать ему следующий ход, дать совет, высказать предположение. В данном случае ребенок занимает активную позицию в организованной подобным образом игре, овладевает умением рассуждать, обосновывать ход поисков. Использовали словесные игры : «Назови соседей», (предшествующее и последующее число, «Наоборот» (части суток, величина, загадки, считалки, пословицы с математическим содержанием о временах годах, днях недели, частях суток, цифрах и др. Данные методы способствовали расширению кругозора детей, развитию их любознательности, пытливости.
Когда дети достаточно усвоили правила той или иной игры мы старались объединить в совместной игре детей, в разной степени освоивших ее, с тем чтобы имело место взаимное обучение одних детей другими. Мы использовали разнообразные формы организации деятельности в уголке: соревнований, конкурсов на лучшую логическую задачу, лабиринт, фигуру-силуэт, организация вечеров досуга, математических развлечений
Также обогащение элементарных математических представлений осуществлялось через сюжетно-дидактические игры с математическим и экономическим содержанием, такие как «Магазин», «Детский сад», через использование разнообразного игрового материала (муляжей и карточек, изображающего продукты, предметы, деньги, цифры). Дети познавали экономические закономерности, особенности купли-продажи, стоимости товара. Включение в игру взрослого как равноправного партнера способствовало созданию условий для развития навыков общения детей друг с другом. В игре «Магазин игрушек» давали детям возможность практически осуществить процесс купли-продажи.
Развиающие задания и занимательный материал стали элементами самостоятельной деятельности детей.
Параллельно с работой с детьми по развитию познавательных способностей в математической деятельности, необходимо взаимодействие с родителями. Формы представлены на экране.
Ребята вместе с родителями решали задачи, играли. Они рассуждали, беседовали со своими сверстниками, радовались друг за друга. В тесном взаимодействии с семьей мы решили многие проблемы детей. Ушла застенчивость, боязнь не справиться с заданиями, поставленными перед ними.
В результате проделанной нами работы была проведена повторная диагностика.
Результаты проведенных исследований показали положительную динамику в развитии познавательной активности дошкольников, инициативности в использовании занимательного математического материала в самостоятельной деятельности. Большая часть детей испытывает устойчивый интерес к логическим задачам и упражнениям. Возросла степень их активности в самостоятельной деятельности. Дети стали смело высказывать суждения, доказательства. При этом они очень заинтересованы в результате своей деятельности. Дети правильно решают задачи, Могут найти последовательность событий и составлять логический рассказ.
Исходя из данных диагностики можно сделать вывод, что проведенная работа дала следующие результаты:
-повышение интереса детей
-развитие познавательной активности,
-развитие творческих и познавательных способностей
-воспитание навыков сотрудничества
Перспективы работы следующие
Продолжать работу по развитию познавательной активности и интереса в математическом развитии детей.
Продолжать работу по взаимодействию с родителями по данному вопросу