Светлана Чернова
Использование элементов программирования в речевом развитии дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс для педагогов.
Тема: «Использование элементов программирования в речевом развитии дошкольников».
Цель: Трансляция педагогического опыта в применении элементов программирования в образовательном процессе по формированию речи дошкольников.
Задачи:
1. Продемонстрировать педагогическому сообществу опыт работы по применению элементов программирования в образовательном процессе.
Публикация «Использование элементов программирования в речевом развитии дошкольников» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Роботы и робототехника. Программирование
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший мастер-класс» январь 2024
2. Вызвать интерес к использованию элементов программирования для реализации задач в речевом развитии дошкольников;
3. Создание условий для профессионального общения, самореализации, стимулирования роста творческого потенциала педагогов;
4. Обеспечить активное участие педагогов в мастер-классе.
Ход мастер-класса.
1 слайд (название мастер-класса и слова Песталоцци)
- Добрый день, уважаемые коллеги! Хочу начать свой мастер - класс со слов великого педагога Песталоцци:
«Мои ученики будут узнавать новое не от меня;
Они будут открывать это новое сами.
Моя задача - помочь им раскрыться и развить собственные идеи»,
Прежде чем приступить к работе, прошу вас, поднимите, пожалуйста, правую руку, показывая тем самым свою готовность к дальнейшей работе.
- Спасибо.
- Попробуйте поаплодировать себе и коллегам, используя только поднятую руку.
- Не получается?
А если я подойду к вам и своей рукой сделаю с вами хлопок. У нас получилось взаимодействие.
- Попробуйте сделать хлопок с рядом сидящим коллегой.
- Это говорит о том, что только все вместе, а не по одному, мы сможем плодотворно работать.
Я уверена, каждый из нас, готовясь к занятиям, задумывается будет ли это интересно детям, смогут ли применить полученные знания в жизни?
Я сегодня хотела бы поделиться с вами игровыми технологиями, которые использую для формирования у детей функциональной грамотности.
2 слайд Гипотеза
Предположим, что использование игровых технологий способствует формированию предпосылок функциональной грамотности дошкольников и повышению интереса к образовательной деятельности.
3 слайд
СЛАЙД
Что же такое функциональная грамотность
Термин «функциональная грамотность» впервые был предложен и введен в научный и практический оборот ЮНЕСКО в 1957 году
Понятие функциональной грамотности появилось в 1970-е годы и подразумевало совокупность навыков чтения и письма для решения реальных жизненных задач.
Слайд Функциональная грамотность – способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
На сегодняшний день, одна из важнейших задач современного образования – формирование функционально - грамотных людей. Эта задача является актуальной и для дошкольного образования, поскольку подготовка детей к школе требует формирования важнейших компетенций уже в предшкольный период воспитания.
Слайд Основными направлениями формирования предпосылок функциональной грамотности дошкольника являются :
- читательская грамотность/формирование речевой активности,
- финансовая и математическая грамотность,
-естественнонаучная грамотность/формирование основ экологической грамотности,
- формирование социально коммуникативной грамотности
В работе эффективной формой работы с дошкольниками по формированию функциональной грамотности используются современные педагогические технологии, предпочтение отдаётся игровым,
Сегодня мне бы хотелось познакомить вас с играми для формирования математической и речевой грамотности.
5 слайд
Для работы мне нужны две фокус — группы. Прошу подняться на сцену тех кто получил при входе в зал бейджики.
Коллеги, посмотрите на свои бейджики, найдите стол с флажком такого же цвета и пройдите на свои места.
Задание для 1 фокус – группы
Ваша фокус — группа выполнит задание по математической грамотности. Математическая грамотность - это способность человека определять и понимать роль математики, а потом применять это в жизни.
Предлагаю поиграть в сюжетно-ролевую (а может дидактическую) игру «Строители». Вам надо будет выполнить задание, чтобы узнать, строительную профессию.
Перед вами карточка с примерами. Перед каждым примером написана буква. Вам надо решить примеры и полученные результаты расположить в порядке возрастания. Соединив буквы, вы узнаете нужную профессию.
В работе используйте инструкцию, которая лежит у вас на столе.
На выполнение задания 3 минуты. Задание понятно? Приступайте.
Задание для 2 фокус – группы.
Ваша фокус — группа выполнит задание по формированию речевой активности, одна из составляющих читательской грамотности. Предлагаю поиграть в дидактическую игру «Придумай сказку». Вам нужно придумать сказку по схеме.
Перед вами схема. Вам нужно выбрать главного героя, злодея, место, где все происходит, волшебный предмет и доброго друга. И придумать новую сказку.
В работе используйте схему, которая лежит у вас на столе.
На выполнение задания 3 минуты. Задание понятно? Приступайте.
Работа с залом.
Пока коллеги работают, мы продолжим наше общение.
Один из путей повышения фин грамотности это финансовые задачи. Нужно не только ответить на вопрос, но и обосновать, почему вы так ответили.
Финасовые задачи
1. Когда валенки стоят дороже: летом или зимой? Почему?
2. Какие яблоки можно продать при одинаковой цене быстрее: свежие или подгнившие?
3. Где будет дороже бутылка «Пепси» : в пустыне или на севере?
4. В двух магазинах продают огурцы: в одном магазине по цене 5 рублей за 1 килограмм, а в другом по цене 6 рублей за 1 килограмм. В каком магазине раскупят огурцы быстрее? Почему?
5. Зайцы целую неделю продавали морковку по 6 рублей за 1 килограмм. К концу недели она потеряла товарный вид: сморщилась, стала гнить. Никто ее не покупал. Посоветуй, что делать зайцам?
Здорово! Вернёмся к нашим фокус группам, которые выполняли задание по математической грамотности.
Работа с фокус–группами.
Вижу, что коллеги готовы. Я приглашаю группу, которая, выполняя задание по математической грамотности, узнала строительную профессию. Поделитесь с коллегами как вы выполняли задание.
Здорово, у вас отлично получилось.
- В каких видах деятельности можем использовать такие игры?
Верно. Применять возможно в любой образовательной области.
Сейчас мы послушаем сказку от коллег второй группы.
С помощью данного задания, что мы развиваем у детей? (внимание, память).
Здорово, у вас всё получилось.
- Как считаете, использование элементов игровых технологий, способствует формирования у детей функциональной грамотности?
Спасибо коллеги. Наша гипотеза подтверждается….
Возвращайтесь, пожалуйста, в зал.