Елена Васильевна Кононенко
Консультация для воспитателей «Комплексный подход к организации физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
Здоровьесбережение и здоровьеукрепление- приоритетные задачи в дошкольном возрасте, что обусловлено негативными тенденциями в здоровье современных детей: уменьшением их числа с нормальным физическим развитием, ростом функциональных отклонений и хронических заболеваний. Наиболее доступным средством увеличения потенциала здоровья является физическая культура, двигательная активность. Проблема оздоровления детей не кампания одного дня и деятельности одного человека, а целенаправленная, систематически спланированная работа всего коллектива.
Публикация «Консультация для воспитателей „Комплексный подход к организации физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Консультации для родителей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа инструкторов по физической культуре
- Физическое воспитание. Консультации для родителей
- Темочки
Правильное физическое воспитание детей - одна из ведущих задач дошкольных учреждений. Хорошее здоровье, полученное в дошкольном возрасте, является фундаментом общего развития человека. Ни в какой другой период жизни физическое воспитание не связано так тесно с общим воспитанием, как в первые шесть лет. В период дошкольного детства у ребенка закладываются основы здоровья, долголетия всесторонней двигательной подготовленности и гармонического физического развития.
Задачи физкультурно - оздоровительной работы :
1. Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;
2. Развитие физических качеств;
3. Накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями);
4. Формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании;
5. Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни;
6. Коррекция нарушений опорно - двигательного аппарата (плоскостопие, нарушение осанки);
7. Формирование у детей интереса и потребности в систематических занятиях физической культурой.
В нашем детском саду одна из главных задач – это обеспечение конституционного права каждого ребенка на охрану его жизни и здоровья, поэтому коллективом проводятся разнообразные мероприятия, которые помогают в оздоровлении ребенка.
В ДОУ созданы благоприятные условия для воспитания и физического развития ребенка. В детском саду функционирует музыкальный. спортивный залы, летняя спортивная площадка. Для занятий с детьми физической культурой достаточно оснащение зала спортивным оборудованием и инвентарем. Инструктор по физической культуре и воспитатели групп используют в своей работе нестандартное оборудование. В каждой группе детского сада для развития физических качеств и двигательных умений оборудован физкультурный уголок. В этих зонах имеется спортивный инвентарь, картотеки подвижных игр, дидактические игры и пособия по физкультуре.
Двигательный режим в детском саду начинается с утренней гимнастики, которая направлена на оздоровление, укрепление, повышение функционального уровня систем организма, развитие физических качеств и способностей детей, закрепление двигательных навыков. После интенсивных двигательных нагрузок включаем дыхательные упражнения для восстановления дыхания. У детей дошкольного возраста дыхательные мышцы слабые, поэтому такие упражнения очень полезны. В заключительную часть утренней гимнастики включаем спортивные речевки. Для укрепления ног и свода стопы дети проходят по массажным дорожкам.
Весной, летом, осенью, если позволяют погодные условия, зарядка проходит на свежем воздухе. Для этого у нас на территории оборудована специальная площадка.
Физкультурное занятие - это ведущая форма организованного систематического обучения детей двигательному умению и навыкам. В неделю планируется три физкультурных занятия, форма детей облегчённая. Тест на определение эмоционального отношения детей к физкультурным занятиям показал, что все дети с большим удовольствием ходят на занятия. Но самое любимое – тематические занятия «Теремок», «Колобок» для младших, «Белоснежка в гостях у гномов» для старших.
Прогулки проходят два раза в день с подвижными играми, которые в большей степени, чем все другие формы физической культуры, соответствуют потребностям растущего организма в движении. Игра всегда связана с личной инициативой, творчеством, фантазией, вызывает эмоциональный подъем, а потому всегда желанна. Подвижные игры оформлены на карточках по сезонам и основным видам движения.
Оздоровительную бодрящую гимнастику после сна планируем на две недели в комплекс входят упражнения на осанку, для профилактики плоскостопия, для глаз и дыхательные упражнения. В каждой группе имеется массажные дорожки, сделанные воспитателями.
Таким образом, предполагаемые виды двигательной деятельности, дополняя и обогащая друг друга, в совокупности обеспечивают необходимую двигательную активность каждого ребенка в течение всего времени пребывания его в дошкольном учреждении.
В комплексе физкультурно-оздоровительной работы учреждения нельзя не отметить организованную работу с родителями. В наши дни дети крайне редко видят должный пример для подражания со стороны близких ему взрослых. Они видят, что взрослые, чтобы не болеть, пьют таблетки, а не занимаются спортом. В начале учебного года, на основе результатов анкетирования родителей, разрабатывается комплекс мероприятий для повышения родительской компетентности в вопросах заботы о здоровье детей, приобщении семьи к здоровому образу жизни. Это и совместные детско-родительские физкультурные досуги, праздники, дни здоровья, консультации. Основная задача консультативной работы с родителями – передача родителям знаний не только о физическом воспитании ребенка, но и знаний о психологических особенностях детей, оптимальных путях общения с ними. При организации физкультурно- оздоровительной работы особое место отводится таким формам активного отдыха, как физкультурные праздники и досуги. Такие мероприятия всегда наполнены веселыми занимательными упражнениями, встречей с любимыми героями, неожиданными сюрпризами. «Папа, мама, я – спортивная семья», «Красный, желтый, зеленый», «Пожарные научения» и др. Педагогами и специалистами ДОУ оформляются родительские уголки, в которых представлена информация по вопросам физического воспитания, оздоровления детей.
Особое внимание в режиме дня детского сада уделяется закаливанию организма. К закаливающим мероприятиям ДОУ относится: утренний прием на свежем воздухе в теплое время; ежедневная утренняя гимнастика на свежем воздухе и оздоровительный бег летом; облегченная форма одежды; босо хождение в спальне до и после сна; сон при температуре 17-19 0 С, контрастные воздушные и солнечные ванны.
Таким образом, созданная нами система физкультурно - оздоровительная работа позволила достичь положительных результатов.
Благодаря целенаправленным и разнообразным занятиям физической культурой в дошкольном учреждении большинство детей обладают достаточным запасом движений, с охотой выполняют физические упражнения и поступают в школу активными, крепкими, готовыми к перемене условий, более значительным нагрузкам, с заложенной основой для формирования опорно- двигательного аппарата. И по прошествии какого- то времени мы можем увидеть результаты совместной деятельности с детьми по приобщению их к физической культуре, когда многие наши выпускники идут в спортивные секции и уже там показывают высокие результаты.
Таким образом, комплексный подход к организации физкультурно- оздоровительной работы способствует гармоничному физическому развитию детей.