Светлана Орлова
Использование ТРИЗ-технологии в работе с детьми дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
«Использование ТРИЗ – технологии в работе с детьми дошкольного возраста»
Каждый ребенок изначально талантлив и даже гениален,
но его надо научить ориентироваться в современном мире,
чтобы при минимуме затрат достичь максимум эффекта.
Г. С. Альтшуллер
Для того, чтобы идти в ногу со стремительно развивающимся окружающим миром, ребенку необходимо быть всесторонне развитой личностью. ДОУ – первая ступень в развитии ребенка. На протяжении многих лет воспитание в ДОУ носило репродуктивный характер. В настоящее время педагогам детских садов необходимо так организовать педагогический процесс, чтобы он соответствовал ФГОС. Педагоги должны переориентировать образование на развитие познавательной, речевой, физической активности через параллельное развитие творческих качеств личности каждого воспитанника. Поставленная задача развития творческой личности, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в различных областях деятельности в процессе воспитания и обучения в Законе РФ «Об образовании», является одной из социально значимых задач современного общества. Из этого следует, что современные педагоги должны находить инновационные нестандартные технологии обучения и образования воспитанников, с помощью которых дети смогли быстро ориентироваться и обучаться в современном мире.
Публикация «Использование ТРИЗ-технологии в работе с детьми дошкольного возраста» размещена в разделах
Решением данной проблемы может быть использование ТРИЗ – технологии (теория решения изобретательских задач, созданная в 1946 г., которая была разработана бакинским учёным, писателем-фантастом Генрихом Сауловичем Альтшуллером. Данная технология сделала огромный прорыв в педагогике технологий, связанных с воспитанием творческой личности в условиях детского сада на основе развития творческого воображения и сущности теории решения изобретательских задач. В основу моего опыта легли разработки Т. Сидорчук, Л. Тихомировой, З. Шустермана, С. Гин и д. р., которые адаптировали технологию для дошкольников, в доступной форме разработали подачу разных методов этой технологии: метод фокальных объектов, метод каталога, метод морфолического анализа и т. д. Описанная на примерах и играх-занятиях методика ознакомления детей с окружающим миром позволяет не только формировать системное мышление, но и развивать воображение, речь ребёнка. Эти качества в сочетании с диалектическим мышлением раскрывают творческий потенциал личности, позволяют оценить прошлое и настоящее, спрогнозировать будущее. Необходимо отметить, что учить этому нужно постепенно, соблюдая при этом правило трех П – просто, последовательно, постоянно. И вот почему! Предположим, что я попросила трехлетнего ребенка нарисовать зимний пейзаж красками, используя тени, полутени. Он не сможет это сделать. Следствие этого – испорченное настроение, удар по самооценке воспитанника, а возможен даже в последующем отказ от рисования. Правильнее было бы сначала попросить ребенка нарисовать снег на земле, ветвях деревьев, крышах домов, усложняя в последующем задания.
Поступив на работу в ДОУ, у меня появилось много вопросов по поводу подачи учебного материала своим воспитанникам. В решении этой проблемы мне помогла ТРИЗ – технология. Узнав о ней, я поставила для себя несколько задач. Для начала я изучила научную и учебно-методическую литературу по данной технологии, затем взяла тему по самообразованию «Развитие творческого мышления и речи через ТРИЗ – технологию» (Приложение 1, начала пополнять ПРС по данной технологии, разрабатывала методические рекомендации для коллег по использованию различных методов и приемов ТРИЗ для развития творческих способностей детей, познавательно –речевой активности, знакомила родителей с методами и приемами через консультации, беседы. По истечении некоторого времени мои труды увенчались успехом. Дети стали показывать первые результаты (Приложение 2). В своих открытых мероприятиях я также использовала задания по ТРИЗ –технологии (Приложение 3). Мои воспитанники успешно с ними справлялись, поскольку это результат постоянной работы.
Я применяю ТРИЗ- технологию не только на занятиях, но и во всех режимных моментах: при приеме детей, при умывании, одевании на прогулку, на прогулке и в игровой деятельности. Например, при одевании на прогулку, я могу спросить у детей: «Как вы думаете, о чем ваши думают ботинки, стоящие на полке в то время, как вы собираетесь на прогулку?» Ответы детей могут быть совсем непредсказуемые. Одна девочка ответила: «Мы красивей всех ботинок!» Кроме этого применяю элементы ТРИЗ и в проектной деятельности. Так как проект начинается с проблемной ситуации, то дети пытаются сами найти выход из нее. Для этого они составляют план решения проблемной ситуации, продумывают продукты проекта, а потом их реализуют в практической деятельности.
Кроме этого, у меня в группе активно используется модель «педагог-воспитанник-родитель». Нельзя недооценивать помощь родителей. Они активно участвуют в проведении проектов, конкурсов рисунков, поделок из природного материала, в мероприятиях разного уровня. Я знакомила их с играми, которые потом могли использовать дома в общении с детьми, предлагала различные домашние задания: нарисовать несуществующее животное, наделив их желаемыми функциями, составить рассказ от имени предложенного мной объекта, сочинить и проиллюстрировать рисунками сказку, придумать рифмованные загадки.
Поскольку у меня разновозрастная группа от 2 до 5 лет, то и игры я применяю для разных возрастов. Например, с младшей группой среди игр по составлению сравнений использую такие игры, как «Какой объект», цель которой учить выделять разные признаки объектов (размер, форму, рельеф, температуру, запах, вес и др.). Цель игры «Цепочка» - научить выделять разные признаки у объектов. К концу года дети младшей группы должны знать 12 имен признаков, в средней 15 имен признаков. В средней группе цели игр усложняются.
Дети быстро освоили правила работы с кругами Луллия, цель которых- формирование у детей осознанного отношения к процессу комбинирования информации. (Приложение 4)
С большим удовольствием дети запоминают стихотворения с помощью мнемотаблиц. (Приложение 5)
Кроме этого пробуем с детьми составлять рассказы, используя серии картинок. Я предлагаю детям серию картинок в перепутанном варианте, используя 3-4 картинки на 1 тему. Таким образом, дети учатся составлять последовательный рассказ по картинкам. (Приложение 6)
Также мои воспитанники любят играть в игры по установлению системных связей. Например, в игре «Все в мире перепуталось», которая проводится во всех возрастных группах, детям необходимо уметь распределять объекты по происхождению; в игре «Возьми меня с собой» дети должны самостоятельно выделять признак объекта и объединять объекты в группы по данному признаку.
В течение года мы с воспитанниками составляем связные рассказы по сюжетным картинкам (Приложение 7). Благодаря этому дети учатся находить объекты на картинке, определять взаимосвязи между объектами, составлять сравнения или загадки об указанных объектах, играть роль любого объекта, изображенного на картинке, выделять объект живого мира во временном отрезке, находят смысл картины, используя пословицы и поговорки, составлять рассказ от имени какого-либо объекта, изображенного на сюжетной картинке.
Для того, чтобы познакомить детей с предметом или явлением, мне помогает метод системного анализа, т. е. системный оператор (Приложение 8). Он позволяет заглянуть в историю создания предмета, разложить предмет по деталям и даже заглянуть в будущее предмета. Системный оператор можно начинать использовать с младшей группы при знакомстве с предметами быта, ближайшего окружения, при описании посуды, транспорта. В младшей группе берем 3 экрана из 9, в средней группе уже можно использовать 5 экранов из 9. Со старшей группы уже можно начинать использовать 9 из 9 экранов. Систему характеризует оператор РВС (размер, время, стоимость). Меняя один из этих операторов, можно изменить свойства и качества предмета. Например, при решении задачи возврата Зайцу лубяной избушки из сказки «Заюшкина избушка», изменим оператор «размер», увеличим Зайца так, чтобы Лиса испугалась его и убежала. Моя задача показать детям, что каждый печальный исход сказки можно изменить на радостный без применения насилия, изменяя признаки героев и предметов рукотворного и нерукотворного мира.
Использование в моей работе ТРИЗ – технологии позволило у воспитанников преодолеть чувство застенчивости, скованности, боязни ответить неправильно. У детей заметен прогресс в речевой, познавательной активности, логическом мышлении, фантазировании. Я готовлю детей воспринимать жизненные проблемы не как непреодолимые препятствия, а как очередные задачи, которые возможно решить каждому. И главное, дети не боятся проявлять свою индивидуальность и нестандартное мышление.
Именно поэтому я рекомендую всем коллегам применять в совместной и в свободной деятельности адаптированную к дошкольному возрасту ТРИЗ – технологию.