Людмила Печурина
Использование тестового материала для диагностики зрительного восприятия детей с нарушениями зрения
▼ Скачать + Заказать документы
ТЕМА: «Систематизация и использование тестового материала
для диагностики зрительного восприятия
детей с нарушением зрения»
подготовила
учитель – дефектолог высшей квалификационной категории
Печурина Людмила Анатольевна
Публикация «Использование тестового материала для диагностики зрительного восприятия детей с нарушениями зрения» размещена в разделах
Любое нарушение зрения создает причины недостаточного развития зрительного восприятия. Для коррекции нарушений познания детей необходима систематическая работа по коррекции зрительного восприятия. Зрительное восприятие - психический процесс отражения в сознании человека предметов и явлений окружающего мира при непосредственном их воздействии на орган зрения. Отличить воспринимаемый предмет от предметов, сходных с ним, возможно только при тонкой, точной и быстрой дифференцировке поступающих в мозг сигналов. Этот процесс возможен при достаточной зрелости зрительного анализатора.
Успешность коррекционной работы по развитию зрительного восприятия зависит от правильно проведенного обследования его развития и в дальнейшем - организации разностороннего подхода и систематической работы по устранению выявленных трудностей в процессе всего процесса обучения и воспитания.
Следующий момент, необходимый для работы педагога по развитию зрительного восприятия - это получение от врачей медицинского лечения и ортоптического ассистирования, показаний к использованию линз, очков, определение противопоказаний или дозировки зрительной нагрузки.
Проведение обследования зрительного восприятия детей с нарушениями зрения требует подбора специального стимульного материала для правильного выявления уровня зрительного восприятия детей дошкольного возраста.
Адаптация стимульного материала при исследовании детей с нарушениями зрения вызывается необходимостью его четкого и точного восприятия детьми и требует от тифлопедагога знания диагноза заболевания и состояния основных зрительных функций исследуемого ребенка: остроты зрения, цветового зрения, характера зрения и др.
В связи с этим стимульный материал для обследования должен учитывать индивидуальные особенности и трудности восприятия каждым ребенком. Предлагаемые для обследования задания могут состоять из реальных объектов, геометрических, плоскостных и объемных форм, рельефных и плоскостных изображений в контурном или силуэтном виде, выполненных в различной цветовой гамме.
Зрительное восприятие состоит из большого числа функций, поэтому тестирование представляет комплексную систему для оценки различных его сторон. Тестовый материал составила, изготовила, систематизировала к данной категории детей с опорой на методику «Оценка уровня развития зрительного восприятия детей» М. М. Безруких и Л. В Морозовой по следующим разделам:
- зрительно-моторная координация : проведение непрерывной прямой, кривой и изогнутой под различными углами линий от заданного начала к заданному концу, между границами или по заданному образцу. Примеры заданий: графический диктант, безотрывное рисование, обводка через кальку, рисование по точкам, соединение заданных точек (цветовых, цифровых, буквенных; ответов примеров);
- фигурно-фоновое различение: нахождение заданного объекта при увеличении количество фоновых фигур. В заданиях использованы пересечения и «скрытые» геометрические фигуры. Задания: «Назови предметы» (наложенные друг на друга, перевернутые, узнавание по элементам, зашумленный фон;
- постоянство очертаний: опознание центральной геометрической фигуры, имеющей разные размеры, тона, текстуры и расположение в пространстве, в качестве центральной фигуры предлагаются круг и квадрат. Задания: «Назови, сосчитай, раскрась», «Запомни – нарисуй», «Что изменилось», «Найди отличия», «Найди ошибки художника» (на картинках);
- положение в пространстве: узнавание повернутых и перевернутых геометрических фигур, групп фигур, букв и цифр в сериях. Задания: «Раскрась кубик», «Совмести фигуры», «Найди и обведи по заданию» (геометрические фигуры, предметы, буквы, цифры и т. д., корректурные пробы;
- пространственные отношения: анализ и копирование несложных форм, состоящих из линий различной длины и углов. Задания: «Нарисуй так же», «Дорисуй вторую половину картинки», ориентировка на листе, в пространстве, составление планов расположения предметов в разных микро и макро - пространствах (группы, участки и пр.);
- комплексный тест : анализ фигур с последующим дорисовыванием их частей, согласно заданному образцу. Задания: «Найди фото», «Дорисуй волшебный лес по данным линиям», «Незаконченный рисунок», «Геометрическая мозаика», «Танграм»;
- цветовое восприятие : узнавание и распознавание предметов по цвету с помощью операции сравнения. Задания: «Найди закономерность и раскрась правильно», закрепление знаний основных цветов и их оттенков;
- восприятие формы : узнавание и распознавание геометрических фигур и форм. Задания: «Назови фигуры», «Составь фигуру из частей», «Геометрическое домино» (лото, «Что похоже на данную геометрическую фигуру?»;
- восприятие величины : распознавание предметов по величине, длине, высоте, ширине, толщине. Задания: сравнение, дидактическая игра «Мал – мала – меньше».
- восприятие расстояния направления и перспективы: анализ фигур по удаленности друг от друга с последующим сравнением расстояния между ними, а также глубины нахождения предмета. Задания: стереомат, рассматривание стереоскопических картинок, аналогии, дидактическая игра «Дальше – ближе».
Комплексное обследование зрительного восприятия определяет тактику моей дальнейшей работы, ее основные направления. Исходя из результатов обследования, занятия проводятся индивидуально и по подгруппам.
Цель моей коррекционно – развивающей работы – это коррекция нарушений зрительного восприятия, приближение его к норме данной возрастной группы, профилактика и предупреждение трудностей в развитии и развивающее направление, так как любое воздействие на ребенка должно быть направлено не только на коррекцию отклонений, но и их предупреждение и создание благоприятных условий для реализации потенциальных возможностей детей. Результатом коррекционной работы является значительное повышение у детей уровня зрительного восприятия, формирование компетентностей, представлений в целом, готовность к обучению в школе и адаптация в социуме.
Дети продолжают обучение в общеобразовательных учреждениях города и района, многолетние наблюдения, обработка сведений и данных о наших выпускниках показали, что все дети безболезненно адаптируются, успешно обучаются и имеют стабильные результаты остроты зрения благодаря нашей лечебно – восстановительной и коррекционной работе.
Список используемой литературы :
1. Методика оценки уровня развития зрительного восприятия детей М. М. Безруких, Л. В. Морозова Издательство Новая школа 1996 г.
2. Коррекционная работа в начальной школе под. Редакцией Л. И. Плаксиной Издательство Москва «ГороД» 1999 г.