Татьяна Чаывчалова
Взаимодействие с родителями как необходимое условие успешной адаптации ребенка младшего возраста к условиям ДОО (из опыта)
▼ Скачать + Заказать документы
Если в старости глубокой
Ты когда-нибудь умрешь
И предстанешь перед Богом,
Расскажи ему о том,
Как тебя тащила мама
Рано утром в детский сад
И тебе за эти муки
Все грехи твои простят.
Григорий Остер
Детские сады стали почти обязательным атрибутом детства. В большинстве случаев поступление ребенка в дошкольное учреждение сопровождается проблемой привыкания к новым условиям, нормам и правилам жизни, и далеко не все дети успешно с ней справляются.
Публикация «Взаимодействие с родителями как необходимое условие успешной адаптации ребенка младшего возраста к условиям ДОО (из опыта)» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Опыты и эксперименты. Консультации для родителей
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
Проблема социальной адаптации не нова, однако до сих пор остается одной из актуальных в силу трансформации определенных ценностных ориентаций и в социальной политике государства, и в процессе воспитания детей.
Поступление ребенка в детский сад очень сложный и важный этап его жизни. Опыт этого периода во многом определяет в будущем взрослую жизнь человека, его отношения с окружающими людьми, природой обществом.
С приходом ребенка в детский сад начинается новый этап в его жизни. Период привыкания детей к другим условиям – неизменно актуальная проблема.
Как примут ребенка в детском коллективе? Какие отношения сложатся у него с воспитателем? Не будет ли он часто болеть? Насколько быстро он привыкнет, адаптируется к новой среде? Привычные родительские волнения и тревоги. И это вполне обосновано, поскольку известно: изменение социальной среды сказывается как на психическом, так и на физическом здоровье детей.
Не одно десятилетие ученые и практики бились над положительным решением этой серьезной проблемы. Опыт практиков, описывающих поведение детей в период адаптации, также свидетельствует о том, что следует по-новому выстраивать всю систему жизнеобеспечения малыша.
Сегодня на законодательном уровне семье предоставляется возможность растить детей до трех лет дома. Но научно обоснованные данные говорят о том, что когда ребенку исполняется два года, большинство современных матерей посещают «кризисные» мысли и состояния, желания изменить собственную жизнь, связанное с пробуждением честолюбия, «задремавшего» во время рождения сына или дочери. Многие начинают думать о выходе на работу, ради заработка, кем-то движут иные потребности и чувства.
Установлено, что именно в возрасте двух лет адаптация происходит дольше и труднее, чаще сопровождается болезнями. Дело в том, что в этот период организм интенсивно развивается физически, созревают психические процессы. А на этапе становления дети в наибольшей степени подвержены колебаниям и даже срывам. Новые условия и как ответная реакция новые формы поведения требуют определенных усилий и умений со стороны ребенка. От того, насколько он подготовлен в семье к переходу в дошкольное учреждение, зависят и течение адаптационного периода, и его дальнейшее развитие. В этой связи важно пропагандировать опыт дошкольных учреждений, которым удается успешно преодолевать подобного рода трудности благодаря объединенным усилиям двух наиболее значимых сфер для ребенка – родителей и детского сада. Партнерские взаимоотношения между семьей и детским учреждением – наиболее эффективное условие оптимизации влияния семьи на ребенка через повышение педагогической культуры родителей, оказание им помощи, а также включение родителей в образовательный процесс ДОУ.
Чтобы избежать осложнений и обеспечить оптимальное течение адаптации, работу в этом направлении необходимо проводить заблаговременно, еще до поступления ребенка в детский сад, через личностно-ориентированное общение с родителями.
Семья как первичный институт социализации является главной сферой жизнедеятельности и социализации личности ребенка.
Ежедневно, ежечасно, ежеминутно словом и делом, поступком и интонацией - всеми проявлениями жизнедеятельности – осуществляется воспитание ребенка.
Многочисленные исследования ученых (Э. Торндайк, И. П. Павлов, В. Штерн и др.) убедительно доказали, что привыкание малыша к новым для него условиям дошкольного учреждения, так называемый период адаптации (Д. Б. Эльконин) в основном зависит от того, как взрослые в семье смогли подготовить его к этому ответственному шагу.
Многие родители и воспитатели параметрами готовности ребенка к поступлению в детское дошкольное учреждение считают только владение навыками самообслуживания и привычку к режиму дня. Наблюдения за детьми в детском саду убеждают в том, что ребенок, не владеющий навыками самообслуживания, но психологически готовый к поступлению в более широкий, чем домашний, круг социальных отношений привыкает к детскому саду значительно быстрее, чем его сверстник, умеющий сам есть и одеваться, но не знающий, как обратиться к чужому для него взрослому или другому ребенку.
Семья и дошкольное учреждение – два наиболее важных института социализации дошкольников. Несмотря на различные воспитательные функции, для развития ребенка необходимо взаимодействие семьи и детского сада. В дошкольном учреждении ребенок получает всестороннее образование, приобретает умение взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, проявлять собственную активность. Основная особенность семейного воспитания – эмоциональный микроклимат семьи, благодаря которому у ребенка формируется отношение к себе, определяется чувство самоценности, проявляются ценностные ориентации и мировоззрение.
При поступлении в дошкольное учреждение все дети проходят через адаптационный период.
Адаптация – от латинского «приспособляю» - это сложный процесс приспособления организма, который происходит на разных уровнях: физиологическом, социальном, психологическом.
Уделяя большое внимание процессу адаптации, я убеждена, что к поступлению в детский сад, ребенка нужно готовитьпсихологически. Родители обычно много говорят об этом, но большинство из них всерьез не озабочены этой проблемой. Некоторые даже игнорируют ее, считая, что процесс привыкания к детскому саду, пройдет сам по себе.
На первом этапе подготовки к воспитанию детей в условиях дошкольного учреждения я совместно с заведующим и заместителем заведующего по учебно-воспитательной работе извещаем каждую семью о том, какую помощь может оказать детский сад им и их ребенку и приглашаем родителей в гости к нам, в школу «Малышок», с которой начинается второй этап по подготовке малыша к поступлению в дошкольное учреждение.
Цель работы школы «Малышок» : снижение влияния психотравмирующих факторов в период адаптации детей младшего возраста, сохранение их психического и физического здоровья, формирование чувства комфортности, защищенности, уверенности в себе и доверия к окружающему миру.
Используя прогрессивные идеи классической и современной педагогики и психологии для достижения цели, выдвинуто ряд задач:
- преодоление стрессовых ситуаций у детей младшего возраста в период адаптации к детскому саду.
- формирование активной позиции родителей по отношении к процессу адаптации детей.
- использовать новые организационные способы привлечения родителей к сотрудничеству с дошкольным учреждением.
- повышать психолого-педагогическую культуру родителей, активизировать и обогащать воспитательные умения родителей; поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.
-вырабатывать единый стиль воспитания и общения с ребенком в ДОУ и семье.
- Способствовать формированию у родителей потребностей в частом индивидуальном общении с детьми.
- оказывать квалифицированную консультативную и практическую помощь родителям по уходу за ребенком, проблемам его воспитания, развития и адаптации к ДОУ.
- повышать коммуникативную компетентность педагогов
В программе встреч с родителями – детальное знакомство с организацией жизни малышей в детском саду, его образовательной программой, с особенностями адаптационного периода и факторами, от которых зависит его течение, с особенностями общения с детьми данного возраста.
В отличие от родительских собраний, в основе которых назидательно-поучительная форма общения, отношения с семьей строятся на принципах добровольности, личной заинтересованности. Нас объединяет общая проблема и совместные поиски оптимальных форм помощи ребенку.
Формы наших встреч разнообразны: и конференции, и деловые игры с элементами тренинга, и встречи за круглым столом, встречи с интересными людьми и специалистами. Учитывая занятость родителей, я использую такую нетрадиционную форму общения с семьей, как «Родительская почта». Любой член семьи имеет возможность в короткой записке высказать свое мнение по поводу методов воспитания своего ребенка, обратиться за помощью, как ко мне, так и другому специалисту. Эффективной формой моей работы с семьей является копилка игр. Поскольку игры требуют участия взрослого, это вынуждает родителей общаться с ребенком.
В основу организации работы школы для родителей мною положен один из основных принципов Центра ранней социализации «Зеленая дверца» г. Москвы, основанного в 1995 году – ребенок все понимает.
Школа для родителей «Малышок» является, прежде всего, местом слова, где слово, обращенное к самому ребенку, играет центральную роль. С самых первых дней жизни малыша мы разговариваем с ним, произносим ласковые слова, называем его нежными именами, потому что мы люди и видим в нем человеческое существо, будущее которого заполнено речью. Ребенок имеет полное право знать то, что касается его лично, что с ним случилось, что происходит в настоящий момент, что ему предстоит в будущем. Мир, в который входит ребенок, сложен и непонятен, а все непонятное пугает, порождает тревогу, страх, неуверенность в своих силах. Своевременное получение информации, даже негативной, снимает напряжение, предотвращает развитие неврозов, т. е. выполняет психотерапевтическую функцию. Практическая работа, убедила в том, что с ребенком просто необходимо говорить о том, что его касается.
Следовательно, встает вопрос о том, с какого возраста ребенок оказывается способным к восприятию и пониманию обращенной к нему речи? Ответ на него заложен в нас самих, взрослых. Кем является для нас совсем маленький, новорожденный или даже еще не родившийся ребенок : личностью, способной к различным переживаниям, или сложным живым, но все-таки «кусочком мяса»? От того, какую позицию займем мы взрослые по отношению к ребенку, напрямую зависит и способ взаимодействия между нами, а, следовательно, и психическое, и физическое благополучие ребенка.
Я согласна с убеждением Ф. Дольто, что ребенок еще в утробе матери каким-то мистическим образом (по ее выражению) понимает смысл обращенной к нему речи.
Я полностью принимаю утверждения Ф. Дольто о том, что, во-первых, с ребенком, даже еще не родившимся, надо обязательно разговаривать и, во-вторых, наличие у ребенка информации о событиях, так или иначе его касающихся, стабилизирует его эмоциональное состояние.
Работа школы для родителей «Малышок» рассчитана на четыре встречи. Подбор тем не случаен. Проанализировав высказывания родителей о проблемах в общении с детьми, я составила тематику наших встреч. Подготовка к каждой встрече – колоссальный труд не только меня, но и многих работников сада. Материал я подбираю полезный, интересный и доступный. В работе школы задействованы почти все специалисты нашего учреждения: медсестра, логопед, музыкальный руководитель, воспитатель по физо, воспитатели этих возрастных групп. К каждому занятию я оформляю информационный стенд «Скорая помощь». В конце каждой встречи мы совместно с родителями проводим анализ проведенного мероприятия в нетрадиционной форме: «Пять пальцев», «Анкета обратной связи», «Весы». Также раздаю памятки для любящих и заботливых родителей.
Основной особенностью работы школы «Малышок» является то, что первый урок для родителей проходил еще до поступления малышей в детский сад. Он был посвящен адаптации. В начале занятия мы дискутировали по вопросу: «Можно ли обойтись без детского сада?» Вместе с родителями обсудили все «за» и «против» и пришли к выводу, что детский сад – это современная необходимость. Семейное и общественное воспитание – две стороны одного процесса, эффективность которого заложена в интегрированном взаимодействии этих двух сторон.
Все дети, поступающие в дошкольное учреждение, проходят адаптационный период. Но что такое адаптация? Многие взрослые, используя этот термин в своей речи, не всегда понимают, что он обозначает. Я считаю, что очень важно раскрыть значение этого понятия, рассказать о том, какие степени адаптации бывают.
Далее наш разговор продолжила медсестра. Она информировала родителей об особенностях физиологических проявлений у детей в период привыкания к новым условиям.
Прежде чем перейти к следующему, не менее важному, этапу нашей встречи я предлагаю родителям анкету «Готов ли ваш ребенок к поступлению в ДОУ». Анализ полученных данных помог прогнозировать адаптацию наших будущих воспитанников. По результатам анкетирования многие родители считают, что их ребенок готов к поступлению в детский сад (из 18 человек – 15 человек 94%).
Несмотря на то, что результаты анкетирования получились высокими, после моей консультации «Как подготовить ребенка к поступлению в детский сад?» у родителей возникла масса вопросов, что говорит об их большой заинтересованности в успешной адаптации детей к новым условиям.
Как я уже отмечала, в основу работы школы положен принцип «Ребенок все понимает», где речь является базовой основой с общения с ребенком. Поэтому логическим следствием стал цикл занятий под общей темой «Общаться с ребенком. Как!».
Вторая встреча с родителями была посвящена основному принципу общения – безусловное принятие ребенка. На протяжении всего занятия теоретический материал чередовался с практическими упражнениями: «Мусорная корзина», «Слепой и поводырь», «Представь себе …». Меня очень удивили и в то же время порадовали высказывания родителей : «Как все просто, легко и полезно», Все знакомо, но в то же время не известно». Несмотря на то, что основная задача моей работы была выполнена, из 45 поступивших детей у 39 (87%) наблюдалась легкая степень адаптации, у 6 (13%) - средняя степень адаптации, тяжелой степени адаптации нет, необходимость наших встреч с родителями не отпала. Полученная информация родителями на занятиях намного облегчила период адаптации к детскому саду детей и их близких. Продолжением нашего разговора об общении с ребенком стали третье и четвертое занятия в школе для родителей. От встречи к встрече увеличивалось количество родителей. Школу стали посещать не только мамы, но и папы, и бабушки.
Наблюдая за общением родителей с детьми, беседуя с воспитателями этих возрастных групп, я сделала вывод, что многие родители стараются применить полученные знания на практике. Исходя из того, что это у них получается, пусть даже не всегда, я поняла, что моя работа принесла определенные успехи. Родители стали более заинтересованы в своих детях, увеличилось количество индивидуальных обращений ко мне как к педагогу – психологу, так и другим специалистам детского сада. Повысилась психолого-педагогическая культура родителей. Обращаясь ко мне за консультацией, они могли четко сформулировать проблему. Поиск решения проблемы говорит о том, что родители более ответственно и осознанно стали подходить к эмоциональному благополучию ребенка.
Я считаю, что успешность моей работы зависела от тесного взаимодействия с воспитателями младших групп. Параллельно работе с родителями велась работа с педагогами: мини-семинар, адресные рекомендации, игры-занятия, регулярно обновлялся материал стенда «Мы вместе», методические копилки воспитателей пополнялись моими памятками.
А каков он, сегодняшний педагог детей младшего возраста? Позитивный ответ на этот вопрос в большей степени зависит от качества базовой подготовки педагога. Я могу с уверенностью сказать, что наши воспитатели оптимизируют процесс развития малыша в условиях дошкольного учреждения, являются моими союзниками в работе и союзниками родителей в воспитании и развитии ребенка.
Список использованной литературы.
1. Алямовская В. Г. Ясли – это серьезно. - М. :ЛИНКА-ПРЕСС, 1999.-144с.
2. Арнаутова Е. П. в Гостях у директора: Беседы с руководителем дошкольного учреждения о сотрудничестве с семьей. - М. : ТЦ «Сфера», 2005.-128с.
3. Воспитание детей раннего возраста : Пособие для восп. и родителей. О. Е. Смирнова, Н. Н. Авдеева, Л. Н. Галигузова и др. – М. : «Просвещение»; 1996 – 158с.
4. Гиппенрейтер Ю. Б. Общаться с ребенком. Как! – М. : «Сфера», 2005. – 240с.
5. Гуров В. Н., Резванова И. Ю. «Социальная адаптация старших дошкольников в условиях инновационного дошкольного образовательного учреждения. – Ставрополь: СКИПКРО, 2003 – 111с.
6. Давыдова О. И., Майер А. А. Адаптационные группы в ДОУ : методическое пособие. – М. : ТЦ «Сфера», 2005 – 128с.
7. Дарр Р. Первые три года жизни. – М. : Просвещение, 1992 – 64 с.
8. Детство: Педагогический альманах. - У родного очага /РГПУ им. Герцена/ СПб. : АКЦИДЕНТ, 1999-158С.
9. Кирюхина Н. В. Организация и содержание работы по адаптации детей в ДОУ : практическое пособие. – М. : Айрис-пресс, 2005 – 112с.
10. Корнеева Е. Н. Эти загадочные малыши… - Ярославль: Академия развития, 1999 – 224 с.
11. Кроха: пособие по воспитанию, обучению и развитию детей до трех лет. / Г. Г. Григорьева, Н. П. Кочетова и др. – М. : Просвещение, 2001 – 253 с.
12. Кряжева Н. Л. Развитие эмоционального мира детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1996 – 208 с.
13. Луговская А. Если малыш не хочет ходить в детский сад. – М. : Изд-во «Эксмо», 2002 – 64 с.
14. Нартова-Богавер С. К., Кислица Г. К., Потапова А. В. Семейный психолог отвечает. -м. : Генезис, 2004-310 с.
15. Овчарова Р. В. Семейная академия: вопросы и ответы. - М. :-Просвещение, 1996-158 с.
16. Медико-психолого-педагогическая служба в ДОУ: Организация работы / Под ред. Е. А. Каралашвили. – М. : ТЦ «Сфера» 2006 – 128 с.
17. Печора К. Л., Пантюхина Г. В., Голубева Л. Г. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях: пособие для педагогов дошк. учр. – М. : Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 2002 – 176 с.
18. Практическая психология образования / Под ред. И. В. Дубровиной. – М. : ТЦ «Сфера», 2000 - 528 с.
19. Севостьянова Е. О. Дружная семейка: Программа адаптации детей к ДОУ. – М. : ТЦ «Сфера», 2006 – 128 с.
20. Широкова Г. А. Развитие эмоций и чувств у детей дошкольного возраста. – Ростов н/ Д: «Феникс», 2005 – 304 с.
21. Широкова Г. А. Справочник дошкольного психолога. – Ростов н/ Д: «Феникс», 2004 – 384 с.
22. Я работаю психологом… Опыт, размышления, советы. / Под ред. И. В. Дубровиной. – М. : ТЦ «Сфера», 1999 – 256 с.
23. // Мой ребенок // 2004 №1
24. // Дошкольное воспитание // 2004 № 1 с. 60
25. // Дошкольное воспитание // 2006 № 5 с. 31
26. // Ребенок в детском саду // 2003 № 6 с. 26,46
27. // Управление дошкольным образовательным учреждением // 2003 № 3 с. 80,95,100
28. // Управление дошкольным образовательным учреждением // 2006 № 2 с. 30
29. // Управление дошкольным образовательным учреждением // 2005 № 8 с. 46