Папки-передвижки

Взаимодействие с родителями как необходимое условие успешной адаптации ребенка младшего возраста к условиям ДОО (из опыта)

Татьяна Чаывчалова
Взаимодействие с родителями как необходимое условие успешной адаптации ребенка младшего возраста к условиям ДОО (из опыта)
▼ Скачать + Заказать документы

Если в старости глубокой

Ты когда-нибудь умрешь

И предстанешь перед Богом,

Расскажи ему о том,

Как тебя тащила мама

Рано утром в детский сад

И тебе за эти муки

Все грехи твои простят.

Григорий Остер

Детские сады стали почти обязательным атрибутом детства. В большинстве случаев поступление ребенка в дошкольное учреждение сопровождается проблемой привыкания к новым условиям, нормам и правилам жизни, и далеко не все дети успешно с ней справляются.

Публикация «Взаимодействие с родителями как необходимое условие успешной адаптации ребенка младшего возраста к условиям ДОО (из опыта)» размещена в разделах

Проблема социальной адаптации не нова, однако до сих пор остается одной из актуальных в силу трансформации определенных ценностных ориентаций и в социальной политике государства, и в процессе воспитания детей.

Поступление ребенка в детский сад очень сложный и важный этап его жизни. Опыт этого периода во многом определяет в будущем взрослую жизнь человека, его отношения с окружающими людьми, природой обществом.

С приходом ребенка в детский сад начинается новый этап в его жизни. Период привыкания детей к другим условиям – неизменно актуальная проблема.

Как примут ребенка в детском коллективе? Какие отношения сложатся у него с воспитателем? Не будет ли он часто болеть? Насколько быстро он привыкнет, адаптируется к новой среде? Привычные родительские волнения и тревоги. И это вполне обосновано, поскольку известно: изменение социальной среды сказывается как на психическом, так и на физическом здоровье детей.

Не одно десятилетие ученые и практики бились над положительным решением этой серьезной проблемы. Опыт практиков, описывающих поведение детей в период адаптации, также свидетельствует о том, что следует по-новому выстраивать всю систему жизнеобеспечения малыша.

Сегодня на законодательном уровне семье предоставляется возможность растить детей до трех лет дома. Но научно обоснованные данные говорят о том, что когда ребенку исполняется два года, большинство современных матерей посещают «кризисные» мысли и состояния, желания изменить собственную жизнь, связанное с пробуждением честолюбия, «задремавшего» во время рождения сына или дочери. Многие начинают думать о выходе на работу, ради заработка, кем-то движут иные потребности и чувства.

Установлено, что именно в возрасте двух лет адаптация происходит дольше и труднее, чаще сопровождается болезнями. Дело в том, что в этот период организм интенсивно развивается физически, созревают психические процессы. А на этапе становления дети в наибольшей степени подвержены колебаниям и даже срывам. Новые условия и как ответная реакция новые формы поведения требуют определенных усилий и умений со стороны ребенка. От того, насколько он подготовлен в семье к переходу в дошкольное учреждение, зависят и течение адаптационного периода, и его дальнейшее развитие. В этой связи важно пропагандировать опыт дошкольных учреждений, которым удается успешно преодолевать подобного рода трудности благодаря объединенным усилиям двух наиболее значимых сфер для ребенка – родителей и детского сада. Партнерские взаимоотношения между семьей и детским учреждением – наиболее эффективное условие оптимизации влияния семьи на ребенка через повышение педагогической культуры родителей, оказание им помощи, а также включение родителей в образовательный процесс ДОУ.

Чтобы избежать осложнений и обеспечить оптимальное течение адаптации, работу в этом направлении необходимо проводить заблаговременно, еще до поступления ребенка в детский сад, через личностно-ориентированное общение с родителями.

Семья как первичный институт социализации является главной сферой жизнедеятельности и социализации личности ребенка.

Ежедневно, ежечасно, ежеминутно словом и делом, поступком и интонацией - всеми проявлениями жизнедеятельности – осуществляется воспитание ребенка.

Многочисленные исследования ученых (Э. Торндайк, И. П. Павлов, В. Штерн и др.) убедительно доказали, что привыкание малыша к новым для него условиям дошкольного учреждения, так называемый период адаптации (Д. Б. Эльконин) в основном зависит от того, как взрослые в семье смогли подготовить его к этому ответственному шагу.

Многие родители и воспитатели параметрами готовности ребенка к поступлению в детское дошкольное учреждение считают только владение навыками самообслуживания и привычку к режиму дня. Наблюдения за детьми в детском саду убеждают в том, что ребенок, не владеющий навыками самообслуживания, но психологически готовый к поступлению в более широкий, чем домашний, круг социальных отношений привыкает к детскому саду значительно быстрее, чем его сверстник, умеющий сам есть и одеваться, но не знающий, как обратиться к чужому для него взрослому или другому ребенку.

Семья и дошкольное учреждение – два наиболее важных института социализации дошкольников. Несмотря на различные воспитательные функции, для развития ребенка необходимо взаимодействие семьи и детского сада. В дошкольном учреждении ребенок получает всестороннее образование, приобретает умение взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, проявлять собственную активность. Основная особенность семейного воспитания – эмоциональный микроклимат семьи, благодаря которому у ребенка формируется отношение к себе, определяется чувство самоценности, проявляются ценностные ориентации и мировоззрение.

При поступлении в дошкольное учреждение все дети проходят через адаптационный период.

Адаптация – от латинского «приспособляю» - это сложный процесс приспособления организма, который происходит на разных уровнях: физиологическом, социальном, психологическом.

Уделяя большое внимание процессу адаптации, я убеждена, что к поступлению в детский сад, ребенка нужно готовитьпсихологически. Родители обычно много говорят об этом, но большинство из них всерьез не озабочены этой проблемой. Некоторые даже игнорируют ее, считая, что процесс привыкания к детскому саду, пройдет сам по себе.

На первом этапе подготовки к воспитанию детей в условиях дошкольного учреждения я совместно с заведующим и заместителем заведующего по учебно-воспитательной работе извещаем каждую семью о том, какую помощь может оказать детский сад им и их ребенку и приглашаем родителей в гости к нам, в школу «Малышок», с которой начинается второй этап по подготовке малыша к поступлению в дошкольное учреждение.

Цель работы школы «Малышок» : снижение влияния психотравмирующих факторов в период адаптации детей младшего возраста, сохранение их психического и физического здоровья, формирование чувства комфортности, защищенности, уверенности в себе и доверия к окружающему миру.

Используя прогрессивные идеи классической и современной педагогики и психологии для достижения цели, выдвинуто ряд задач:

- преодоление стрессовых ситуаций у детей младшего возраста в период адаптации к детскому саду.

- формирование активной позиции родителей по отношении к процессу адаптации детей.

- использовать новые организационные способы привлечения родителей к сотрудничеству с дошкольным учреждением.

- повышать психолого-педагогическую культуру родителей, активизировать и обогащать воспитательные умения родителей; поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.

-вырабатывать единый стиль воспитания и общения с ребенком в ДОУ и семье.

- Способствовать формированию у родителей потребностей в частом индивидуальном общении с детьми.

- оказывать квалифицированную консультативную и практическую помощь родителям по уходу за ребенком, проблемам его воспитания, развития и адаптации к ДОУ.

- повышать коммуникативную компетентность педагогов

В программе встреч с родителями – детальное знакомство с организацией жизни малышей в детском саду, его образовательной программой, с особенностями адаптационного периода и факторами, от которых зависит его течение, с особенностями общения с детьми данного возраста.

В отличие от родительских собраний, в основе которых назидательно-поучительная форма общения, отношения с семьей строятся на принципах добровольности, личной заинтересованности. Нас объединяет общая проблема и совместные поиски оптимальных форм помощи ребенку.

Формы наших встреч разнообразны: и конференции, и деловые игры с элементами тренинга, и встречи за круглым столом, встречи с интересными людьми и специалистами. Учитывая занятость родителей, я использую такую нетрадиционную форму общения с семьей, как «Родительская почта». Любой член семьи имеет возможность в короткой записке высказать свое мнение по поводу методов воспитания своего ребенка, обратиться за помощью, как ко мне, так и другому специалисту. Эффективной формой моей работы с семьей является копилка игр. Поскольку игры требуют участия взрослого, это вынуждает родителей общаться с ребенком.

В основу организации работы школы для родителей мною положен один из основных принципов Центра ранней социализации «Зеленая дверца» г. Москвы, основанного в 1995 году – ребенок все понимает.

Школа для родителей «Малышок» является, прежде всего, местом слова, где слово, обращенное к самому ребенку, играет центральную роль. С самых первых дней жизни малыша мы разговариваем с ним, произносим ласковые слова, называем его нежными именами, потому что мы люди и видим в нем человеческое существо, будущее которого заполнено речью. Ребенок имеет полное право знать то, что касается его лично, что с ним случилось, что происходит в настоящий момент, что ему предстоит в будущем. Мир, в который входит ребенок, сложен и непонятен, а все непонятное пугает, порождает тревогу, страх, неуверенность в своих силах. Своевременное получение информации, даже негативной, снимает напряжение, предотвращает развитие неврозов, т. е. выполняет психотерапевтическую функцию. Практическая работа, убедила в том, что с ребенком просто необходимо говорить о том, что его касается.

Следовательно, встает вопрос о том, с какого возраста ребенок оказывается способным к восприятию и пониманию обращенной к нему речи? Ответ на него заложен в нас самих, взрослых. Кем является для нас совсем маленький, новорожденный или даже еще не родившийся ребенок : личностью, способной к различным переживаниям, или сложным живым, но все-таки «кусочком мяса»? От того, какую позицию займем мы взрослые по отношению к ребенку, напрямую зависит и способ взаимодействия между нами, а, следовательно, и психическое, и физическое благополучие ребенка.

Я согласна с убеждением Ф. Дольто, что ребенок еще в утробе матери каким-то мистическим образом (по ее выражению) понимает смысл обращенной к нему речи.

Я полностью принимаю утверждения Ф. Дольто о том, что, во-первых, с ребенком, даже еще не родившимся, надо обязательно разговаривать и, во-вторых, наличие у ребенка информации о событиях, так или иначе его касающихся, стабилизирует его эмоциональное состояние.

Работа школы для родителей «Малышок» рассчитана на четыре встречи. Подбор тем не случаен. Проанализировав высказывания родителей о проблемах в общении с детьми, я составила тематику наших встреч. Подготовка к каждой встрече – колоссальный труд не только меня, но и многих работников сада. Материал я подбираю полезный, интересный и доступный. В работе школы задействованы почти все специалисты нашего учреждения: медсестра, логопед, музыкальный руководитель, воспитатель по физо, воспитатели этих возрастных групп. К каждому занятию я оформляю информационный стенд «Скорая помощь». В конце каждой встречи мы совместно с родителями проводим анализ проведенного мероприятия в нетрадиционной форме: «Пять пальцев», «Анкета обратной связи», «Весы». Также раздаю памятки для любящих и заботливых родителей.

Основной особенностью работы школы «Малышок» является то, что первый урок для родителей проходил еще до поступления малышей в детский сад. Он был посвящен адаптации. В начале занятия мы дискутировали по вопросу: «Можно ли обойтись без детского сада?» Вместе с родителями обсудили все «за» и «против» и пришли к выводу, что детский сад – это современная необходимость. Семейное и общественное воспитание – две стороны одного процесса, эффективность которого заложена в интегрированном взаимодействии этих двух сторон.

Все дети, поступающие в дошкольное учреждение, проходят адаптационный период. Но что такое адаптация? Многие взрослые, используя этот термин в своей речи, не всегда понимают, что он обозначает. Я считаю, что очень важно раскрыть значение этого понятия, рассказать о том, какие степени адаптации бывают.

Далее наш разговор продолжила медсестра. Она информировала родителей об особенностях физиологических проявлений у детей в период привыкания к новым условиям.

Прежде чем перейти к следующему, не менее важному, этапу нашей встречи я предлагаю родителям анкету «Готов ли ваш ребенок к поступлению в ДОУ». Анализ полученных данных помог прогнозировать адаптацию наших будущих воспитанников. По результатам анкетирования многие родители считают, что их ребенок готов к поступлению в детский сад (из 18 человек – 15 человек 94%).

Несмотря на то, что результаты анкетирования получились высокими, после моей консультации «Как подготовить ребенка к поступлению в детский сад?» у родителей возникла масса вопросов, что говорит об их большой заинтересованности в успешной адаптации детей к новым условиям.

Как я уже отмечала, в основу работы школы положен принцип «Ребенок все понимает», где речь является базовой основой с общения с ребенком. Поэтому логическим следствием стал цикл занятий под общей темой «Общаться с ребенком. Как!».

Вторая встреча с родителями была посвящена основному принципу общения – безусловное принятие ребенка. На протяжении всего занятия теоретический материал чередовался с практическими упражнениями: «Мусорная корзина», «Слепой и поводырь», «Представь себе …». Меня очень удивили и в то же время порадовали высказывания родителей : «Как все просто, легко и полезно», Все знакомо, но в то же время не известно». Несмотря на то, что основная задача моей работы была выполнена, из 45 поступивших детей у 39 (87%) наблюдалась легкая степень адаптации, у 6 (13%) - средняя степень адаптации, тяжелой степени адаптации нет, необходимость наших встреч с родителями не отпала. Полученная информация родителями на занятиях намного облегчила период адаптации к детскому саду детей и их близких. Продолжением нашего разговора об общении с ребенком стали третье и четвертое занятия в школе для родителей. От встречи к встрече увеличивалось количество родителей. Школу стали посещать не только мамы, но и папы, и бабушки.

Наблюдая за общением родителей с детьми, беседуя с воспитателями этих возрастных групп, я сделала вывод, что многие родители стараются применить полученные знания на практике. Исходя из того, что это у них получается, пусть даже не всегда, я поняла, что моя работа принесла определенные успехи. Родители стали более заинтересованы в своих детях, увеличилось количество индивидуальных обращений ко мне как к педагогу – психологу, так и другим специалистам детского сада. Повысилась психолого-педагогическая культура родителей. Обращаясь ко мне за консультацией, они могли четко сформулировать проблему. Поиск решения проблемы говорит о том, что родители более ответственно и осознанно стали подходить к эмоциональному благополучию ребенка.

Я считаю, что успешность моей работы зависела от тесного взаимодействия с воспитателями младших групп. Параллельно работе с родителями велась работа с педагогами: мини-семинар, адресные рекомендации, игры-занятия, регулярно обновлялся материал стенда «Мы вместе», методические копилки воспитателей пополнялись моими памятками.

А каков он, сегодняшний педагог детей младшего возраста? Позитивный ответ на этот вопрос в большей степени зависит от качества базовой подготовки педагога. Я могу с уверенностью сказать, что наши воспитатели оптимизируют процесс развития малыша в условиях дошкольного учреждения, являются моими союзниками в работе и союзниками родителей в воспитании и развитии ребенка.

Список использованной литературы.

1. Алямовская В. Г. Ясли – это серьезно. - М. :ЛИНКА-ПРЕСС, 1999.-144с.

2. Арнаутова Е. П. в Гостях у директора: Беседы с руководителем дошкольного учреждения о сотрудничестве с семьей. - М. : ТЦ «Сфера», 2005.-128с.

3. Воспитание детей раннего возраста : Пособие для восп. и родителей. О. Е. Смирнова, Н. Н. Авдеева, Л. Н. Галигузова и др. – М. : «Просвещение»; 1996 – 158с.

4. Гиппенрейтер Ю. Б. Общаться с ребенком. Как! – М. : «Сфера», 2005. – 240с.

5. Гуров В. Н., Резванова И. Ю. «Социальная адаптация старших дошкольников в условиях инновационного дошкольного образовательного учреждения. – Ставрополь: СКИПКРО, 2003 – 111с.

6. Давыдова О. И., Майер А. А. Адаптационные группы в ДОУ : методическое пособие. – М. : ТЦ «Сфера», 2005 – 128с.

7. Дарр Р. Первые три года жизни. – М. : Просвещение, 1992 – 64 с.

8. Детство: Педагогический альманах. - У родного очага /РГПУ им. Герцена/ СПб. : АКЦИДЕНТ, 1999-158С.

9. Кирюхина Н. В. Организация и содержание работы по адаптации детей в ДОУ : практическое пособие. – М. : Айрис-пресс, 2005 – 112с.

10. Корнеева Е. Н. Эти загадочные малыши… - Ярославль: Академия развития, 1999 – 224 с.

11. Кроха: пособие по воспитанию, обучению и развитию детей до трех лет. / Г. Г. Григорьева, Н. П. Кочетова и др. – М. : Просвещение, 2001 – 253 с.

12. Кряжева Н. Л. Развитие эмоционального мира детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1996 – 208 с.

13. Луговская А. Если малыш не хочет ходить в детский сад. – М. : Изд-во «Эксмо», 2002 – 64 с.

14. Нартова-Богавер С. К., Кислица Г. К., Потапова А. В. Семейный психолог отвечает. -м. : Генезис, 2004-310 с.

15. Овчарова Р. В. Семейная академия: вопросы и ответы. - М. :-Просвещение, 1996-158 с.

16. Медико-психолого-педагогическая служба в ДОУ: Организация работы / Под ред. Е. А. Каралашвили. – М. : ТЦ «Сфера» 2006 – 128 с.

17. Печора К. Л., Пантюхина Г. В., Голубева Л. Г. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях: пособие для педагогов дошк. учр. – М. : Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 2002 – 176 с.

18. Практическая психология образования / Под ред. И. В. Дубровиной. – М. : ТЦ «Сфера», 2000 - 528 с.

19. Севостьянова Е. О. Дружная семейка: Программа адаптации детей к ДОУ. – М. : ТЦ «Сфера», 2006 – 128 с.

20. Широкова Г. А. Развитие эмоций и чувств у детей дошкольного возраста. – Ростов н/ Д: «Феникс», 2005 – 304 с.

21. Широкова Г. А. Справочник дошкольного психолога. – Ростов н/ Д: «Феникс», 2004 – 384 с.

22. Я работаю психологом… Опыт, размышления, советы. / Под ред. И. В. Дубровиной. – М. : ТЦ «Сфера», 1999 – 256 с.

23. // Мой ребенок // 2004 №1

24. // Дошкольное воспитание // 2004 № 1 с. 60

25. // Дошкольное воспитание // 2006 № 5 с. 31

26. // Ребенок в детском саду // 2003 № 6 с. 26,46

27. // Управление дошкольным образовательным учреждением // 2003 № 3 с. 80,95,100

28. // Управление дошкольным образовательным учреждением // 2006 № 2 с. 30

29. // Управление дошкольным образовательным учреждением // 2005 № 8 с. 46

Публикации по теме:

Конструктивное взаимодействие ребенка, воспитателя и родителя как условие внедрения ФГОС Актуальность данной работы заключается в соответствии с тем, что 17 октября 2013 г. Министерство образования и науки Российской Федерации.

Игры для развития успешной адаптации ребенка в группе Игры на развитие успешной адаптации ребенка в группе Здравствуйте, уважаемые родители! Я хочу поделиться опытом работы в рамках обеспечения.

Консультация для воспитателей «Взаимодействие воспитателя с родителями в период адаптации ребенка к детскому саду» Тема: "Взаимодействие воспитателя с родителями в период адаптации ребенка к детскому саду". Период привыкания детей- неизменно сложная.

Консультация для воспитателей «Взаимодействие с родителями как условие успешной социализации ребенка.» Консультация для воспитателей «Взаимодействие с родителями как условие успешной социализации ребенка.» От того, как прошло детство, кто.

Методическая разработка Особенности процесса адаптации ребенка раннего возраста к условиям ДОУ При поступлении в дошкольное образовательное учреждение все дети проходят через адаптационный период. Чтобы избежать осложнений и обеспечить.

Программа по адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям ДОУ Программа по адаптации. Пояснительная записка. В настоящее время признан приоритет семейного воспитания детей раннего возраста, однако социальные.

Программа по успешной адаптации детей к условиям ДОУ Введение В каком бы возрасте ребенок ни пришел в детский сад, поступление в детское учреждение – серьезное стрессовое переживание, которое.

Сообщение из опыта работы «Игровое взаимодействие, направленное на снятие эмоционального напряжения ребенка раннего возраста» Сообщение из опыта работы «Игровое взаимодействие, направленное на снятие эмоционального напряжения ребенка раннего возраста» Подготовила.

Встреча с родителями «Развитие речи дошкольников как необходимое условие успешного личностного развития» (фотоотчет)Встреча с родителями «Развитие речи дошкольников как необходимое условие успешного личностного развития» (фотоотчет) В становлении личности дошкольника огромную роль играем родной язык. В дошкольном возрасте ребенок активно усваивает разговорную речь, развиваются.

Взаимодействие с родителями при создании предметно-развивающей среды как условие развития личностных качеств ребёнкаВзаимодействие с родителями при создании предметно-развивающей среды как условие развития личностных качеств ребёнка Проблема взаимодействия детского сада с семьёй всегда была актуальной и трудной. Актуальной, потому что участие родителей в жизни своих.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Взаимодействие с родителями как необходимое условие успешной адаптации ребенка младшего возраста к условиям ДОО (из опыта)
Опубликовано: 8 декабря 2016 в 22:58
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Взаимодействие с родителями как необходимое условие успешной адаптации ребенка младшего возраста к условиям ДОО (из опыта)» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Чаывчалова (УИ 959446) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД