татьяна воробьева
Сюжетно-ролевая игра как средство успешной социализации ребенка дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО
▼ Скачать + Заказать документы
«Сюжетно-ролевая игра как средство формирования представлений о профессиях у детей дошкольного возраста»
24.03.2016
Слайд № 2
Обозначение темы мастер-класса
Слайд № 3
Разрешите обозначить цель: повышение профессиональной компетентности педагогов по вопросам профессионального и личностного самоопределения детей в дошкольном возрасте посредством сюжетно-ролевой игры. Для реализации поставленной цели мы планируем решить в ходе проведения мастер-класса следующие задачи.
Задачи:
Публикация «Сюжетно-ролевая игра как средство успешной социализации ребенка дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС до» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
представить опыт работы педагогов ДОУ по организации сюжетно-ролевой игры для формирования у детей первоначальных представлений о профессиях
оценить собственные профессиональные умения и качества участников мастер-класса по организации и разворачиванию сюжетно-ролевой игры
Слайд № 4
Итак, мы начинаем разговор о том, что такое профессиональное самоопределение и как сюжетно-ролевая игра влияет на профессиональную направленность дошкольников, которая даст им возможность во взрослой жизни найти работу, приносящую удовлетворение, удовольствие и радость.
Слайд № 5
Профессиональное определение - это определение себя относительно какой-либо профессии или трудовой деятельности и самореализация в этой сфере.
В современный век политического, экономического, социального и культурного подъема общества возникают разного рода интересные и увлекательные профессии. В системе общего образования создаются новые учреждения – лицеи, гимназии, разнопрофильные школы, задачей которых является профессиональная ориентация подрастающего поколения.
А где же собственно происходит формирование у детей первоначальных представлений о профессиях?
Ранняя профориентация ребенка, по мнению многих педагогов, должна происходить в стенах дошкольных учреждений. Именно в образовательных программах дошкольных образовательных учреждений обозначена задача ознакомления детей с трудом взрослых, в рамках которой и происходит знакомство детей с профессиями. А в чем же собственно цель ранней профориентации, спросите вы?
Слайд № 6
Главная цель ранней профориентации детей - это развить эмоциональное отношение ребенка к профессиональному миру, дать ему возможность проявить свои силы в различных видах деятельности и «профессиях».
Слайд № 7
Получая такие знания, у ребенка, во-первых, формируется навык труда, складывается уважительное отношение к труду взрослых разных профессий; во-вторых, расширяется его кругозор, и наконец, проявляются ранние интересы и склонности к конкретной профессии.
Следовательно, задача знакомства детей с профессиями подразумевает подготовку ребенка к тому, чтобы он в свое время смог смело вступить в самостоятельную жизнь и конкретно выбрать свой путь профессиональной деятельности, то есть речь идет о профессиональном самоопределении.
Слайд № 8
Процессы профессионального и личностного самоопределения остаются предметом научного интереса многих исследователей.
О необходимости изучения и формирования психологической готовности к профессиональному и личностному самоопределению в детских возрастах свидетельствуют работы Евгения Александровича Климова, Николая Сергеевича Пряжникова, Аэлиты Капитоновны Марковой, ЭвальдаФридриховичаЗеера, Николай Николаевича Захарова, Владимира Ивановича Тютюнник, Николая Алексеевича Леонтьева.
Дошкольный возраст, по мнению Эвальда Фридриховича Зеера, является периодом первоначального, аморфного профессионального и личностного самоопределения, возникновения эмоционального предвосхищения последствий своего поведения и самосознания.
В известных периодизациях развития человека как субъекта труда, предложенных Евгением Александровичем Климовым дошкольному возрасту (от 3 до 6-8 лет, отводится вторая стадия, где основным способом профессионального самоопределения являются профессионально-ролевые игры, благодаря которым происходит овладение "основными смыслами" человеческой деятельности, а также знакомство с конкретными профессиями (игры в шофера, воврача, в продавца и т. д.). Именно в дошкольном возрасте происходит активное формирование личности, когда ребенок осваивает в игровой форме содержание основных видов профессиональной деятельности.
Николай Сергеевич Пряжников, изучая проблему самоопределения в связи с развитием субъекта труда, ставит следующий вопрос о том, может ли самоопределяться ребенок, ведь считается, что самоопределение — это "новообразование" именно подросткового возраста. Ответ на этот вопрос связан с тем, как и в чем, самоопределяться. Если понимать под самоопределением выбор и реализацию способа взаимодействия с окружающим миром и нахождение смысла в данной деятельности, то тогда понятие самоопределения позволяет более обстоятельно рассмотреть проблему развития человека, а также развития самой готовности человека самоопределяться. Исходя из этого понимания, автор выделяет этапы самоопределения и для дошкольного возраста это самоопределение в ближайшем социальном окружении и идентификация себя с различными ролевыми позициями. "Естественно, - отмечает Н. С. Пряжников, - многие из этих уровней нередко развиваются параллельно, какие-то из выделенных уровней кем-то из людей "пропускаются", а на каких-то уровнях кто-то умудряется и "застрять" в своем развитии. Таким образом, получается, что самоопределение развивается вместе с развитием самого человека, а также то, что самоопределяться может даже маленький ребенок, еще не выговаривающий слово "самоопределение".
Профессиональное самоопределение - не создание пределов развития человека, не впадение в профессиональную ограниченность, а поиск возможностей беспредельного развития. Это не однократное деятельность, а длительный, многолетний процесс. На разных возрастных этапах он связан с разными целями и имеет разное содержание.
Следует отметить, что значительные исследования по вопросам развития и формирования у детей представлений о труде взрослых в основном, рассматривают вопросы овладения ребенком трудовыми операциями и навыками, а не ориентацию его в сфере будущей профессиональной деятельности, выявления и развития профессионально важных качеств.
Однако "профессионально важные человеческие качества надо не только "выявить", но и во многом "заложить" в ребенка организуя его деятельность. От уровня знаний о труде зависит и интерес к труду, и развитие познавательной деятельности, и умение практически выполнять доступные трудовые процессы (повышение уровня знаний сопровождается активизацией интереса к выполнению трудовых процессов). Это предполагает активность не только педагога, но и самого подрастающего человека. И в меру этого мы говорим о том или ином варианте самоопределения. И было бы грубой ошибкой понимать самоопределение как стихийное, автоматическое "раскручивание" чего-то, якобы уже полностью имеющегося в свернутом виде, да еще и надеяться при этом, что данный процесс пройдет в социально ценном направлении.
В дошкольном учреждении происходит, непосредственно, допрофессиональное самоопределение ребенка, так как оно не связано с выбором и освоением профессии, а готовит и подводит к этому. Таким образом, основной целью является постепенное формирование у ребенка готовности самостоятельно планировать, анализировать и реализовывать свой путь профессионального развития.
По мнению известного российского психолога, Алексея Николаевича Леонтьева, у детей старшего дошкольного возраста появляется способность оценивать деятельность другого человека, сравнивать себя с другими. В данном возрасте появляется непосредственный интерес к миру взрослых и к различным видам их деятельности. Если в младшем дошкольном возрасте осуществляется простоподражание, имитация трудовым действиям взрослых, то уже в старшем дошкольном возрасте дети обладают знаниями об отдельных профессиях и всем тем, что связано с ними.
В практике нашего дошкольного учреждения накоплена определенная совокупность методов, способствующих формированию у детей представлений о профессиях взрослых. К ним относятся экскурсии, беседы, чтение детской художественной литературы, различные дидактические игры, организация различных выставок, знакомство с профессиями своих родителей, наблюдение конкретных трудовых действий людей разных профессий, встречи с людьми разных профессий, экспериментирование с разными материалами и, конечно же, игра.
Слайд № 9
Игра – это ведущий вид деятельности ребенка дошкольного возраста. Право ребенка на игру зафиксировано в Конвенции о правах ребенка (ст. 31).В ФГОС ДО игра рассматривается как один из сквозных механизмов развития ребенка, как важное средство его социализации. Что такое социализация?
Слайд № 10
Социализация – процесс усвоения индивидом социального опыта, системы социальных связей и отношений. В процессе социализации человек усваивает общественно одобряемые формы поведения, необходимые ему для нормальной жизни в обществе.
Большое количество своего времени дети проводят в игре. Следовательно, игра является ключевым средством формирования у детей дошкольного возраста представлений о профессиях взрослых. Основным видом игры, где непосредственно осуществляется ознакомление детей с профессиями взрослых, является сюжетно-ролевая игра. Сюжетно-ролевая игра – идеальное поле для приобретения социальных навыков.
Слайд № 11
В старшем дошкольном возрасте у детей разворачивается настоящая, содержательная и насыщенная сюжетно-ролевая игра.
В сюжетно-ролевой игре происходит воспроизведение детьми взрослого мира. Здесь они создают воображаемую ситуацию, перевоплощаются в образы окружающих его взрослых, беря на себя их роли, и выполняют его в созданной ими игровой обстановке. Например, играя в больницу, изображают врача, принимающего больных у себя в кабинете.
Основная черта сюжетно-ролевой игры – это самостоятельность детей. Они сами выбирают тему игры, определяют линии сюжета, берут на себя роли, решают, где развернуть игру и т. д. При этом дети свободны в выборе средств для создания своего образа. Например, взяв в руки любую книгу и палочку «указку» он может стать учителем в школе. Такая игра фантазии и свобода в реализации замысла игры позволяет ребенку ощутить себя частью взрослого мира, вжиться в любую профессию, которые в реальной жизни ему еще не скоро будут доступны. А само содержание игры помогает осознать основные мотивы и цели профессиональной деятельности взрослых.
Другая особенность сюжетно-ролевой игры в том, что она носит творческий характер. Творческие способности детей проявляются уже в том, что они создают замысел и разворачивают сюжет игры. Творчество в данном виде игры выражается еще и тем, что дети изображают профессии взрослых с собственной точки зрения, то есть, как они видят его, но при этом она ограничивается игровыми правилами.
Сюжетно-ролевая игра является коллективной игрой, в процессе которой дети сами устанавливают игровые правила, следят за их выполнением, регулируют взаимоотношения. Важным еще является то, что дети обмениваются между собой информацией, что способствует обогащению их знаний о профессиях взрослых.
Во время игры дети меняются ролями, что непосредственно способствует повышению у них интереса к различным аспектам профессии, в которую они играют. Воспитатель должен следить за тем, чтобы дети не изображали в процессе игровой деятельности только одну роль, а происходила смена ролей. Также приоритетным во время игры является постоянная смена состава играющих, так как это способствует взаимовлиянию детей друг на друга и расширению объема информации, которая усваивается в процессе игры.
Во время игры немаловажным является тот факт, что разыгрывая определенную ситуацию, ребенок тем самым воплощает свой взгляд и показывает свое отношение к нему.
В сюжетно-ролевых играх детей больше всего проявляется стремление показать работу определенных учреждений – супермаркета, медицинского центра, салона красоты, детского сада. Реализуются игры, направленные на проигрывание сюжета отдельной профессии (врача, спасателя, шофера, сотрудника полиции). Также дошкольникам характерно проигрывание профессий своих родителей. Дошкольникам свойственно сочетать в процессе игры свои жизненные впечатления со знаниями, приобретенными из рассказов, бесед, наблюдений, книг.
Следует отметить и то, что в процессе сюжетно-ролевой игры дети не только расширяют свои знания о людях с разными профессиями, но и обогащают свои знания и в других областях. Например, дети решили поиграть в игру «Путешествие». Сюжет игры заключается в том, что едет автобус с детьми детского сада, и их останавливает сотрудник патрульной службы и напоминает о правилах дорожного движения. Во время движения автобуса экскурсовод рассказывает о местных достопримечательностях.
Немаловажную роль в организации сюжетно-ролевой игры выполняет и воспитатель. Она стимулирует детей: вводит в игру новые атрибуты (инструменты, технику, роли новых специальностей, добавляет новые сюжеты. Все это непосредственно способствует формированию у детей представлений о профессиях взрослых.
Хотелось бы отметить такую особенность сюжетно-ролевой игры, состоит она в том, что требуется предварительная подготовка. Вот здесь и видна теснейшая связь данного вида игры с вышеперечисленными методами ознакомления детей с профессиями взрослых. В нашем мире очень много профессий, и, если дошкольник, например, не знает кто такой астроном, как тогда он сможет разыграть его роль!
Польза сюжетно-ролевой игры заключается и в том, что она эмоционально насыщена. А если игровая деятельность доставляет радость и удовлетворение ребенку, то это является положительным стимулом для освоения чего-то нового или закрепления ранее приобретенного знания о профессиях.
Таким образом, сюжетно-ролевая игра является проводником детей дошкольного возраста в профессию взрослых. Так как данный вид игры способствует практическому переживанию окружающей действительности, то дети расширяют свои знания и впечатления, усваивают что-то новое. Сюжетно-ролевая игра дает радостное осознание того, что ребенок стал взрослым человеком, у него есть профессия и он стремится выполнить какие-либо профессиональные действия, пусть даже в рамках игры.
Жизнь ребенка 21 века очень сильно изменилась и тесно связана с возможностями родителей. Он быстрее, чем взрослый, успевает освоить мобильный телефон и компьютер, телевизор и магнитофон. Он слушает и смотрит с родителями одни и те же песни и телепередачи; ходит вместе с семьей в кафе и рестораны, выезжает за границу на отдых, путешествует; ориентируется в марках автомобилей, и в рекламе. Он многим интересуется и о многом рассуждает. В то же время ребенок по-прежнему ориентирован на самоценные, детские виды деятельности. Он любит сочинять, рассуждать, фантазировать, радоваться и обязательно играть.
«Игра – ведущий вид деятельности дошкольника». С этим положением никто не спорит. Но как это реализуется в современной практике? С каждым новым поколением детей меняется игровое пространство детства. Социализация нынешних бабушек и дедушек проходила во дворах, где они целыми днями гоняли мяч, играли в «казаков-разбойников», прыгали на скакалках. Их дети были вовлечены в дворовую субкультуру уже не так сильно. Современное поколение и вовсе предпочитает коллективным дворовым играм индивидуальные, компьютерные. Впрочем, это предпочтение во многом формируется вечно спешащими взрослыми: у много работающих мам и пап просто нет времени, бабушки и дедушки живут отдельно от внуков и тоже работают, ну а воспитатели усиленно готовят детей к школе. Эта тенденция характерна не только для нашей страны, но и для всего мира. Ученые и педагоги всех стран говорят о необходимости вернуть детям право на игру.
Я считаю, что в современной жизни при отсутствии возможности передавать игровой опыт от старших детей младшим (а так же от родителей детям) главным носителем игровой культуры является воспитатель, способный увлечь детей темой игры, помочь овладеть игровой деятельностью во всей ее многогранности.
Слайд № 12
Структура сюжетно-ролевой игры включает в себя 5 компонентов:
1. Замысел
2. Сюжет
3. Распределение ролей
4. Игровые действия
5. Игровые правила
Слайд № 13
Так же вашему вниманию предлагаются этапы развития игры в разные возрастные периоды.
Представлена следующая таблица.
Слайд № 14.
Что же должен знать и уметь педагог для осуществления адекватного педагогического воздействия по отношению к сюжетно-ролевой игре детей?
Педагогу необходимо хорошо понимать ее специфику, иметь представления о ее развивающем значении, о том, какой она должна быть на каждом возрастном этапе, а также уметь играть соответствующим образом с дошкольниками разных возрастов.
Слайд № 15
Может ли воспитатель вмешиваться в игру детей?
Задача воспитателя - помочь организовать игры, сделать их увлекательными, насыщенными действиями, можно предложить действовать по совместно намеченному плану.
«Вмешательство» воспитателя в детскую игру будет успешным, если педагог пользуется у детей достаточным уважением и доверием; взрослый умеет, не нарушая замыслов детей, сделать игру увлекательнее.
В современных психолого-педагогических исследованиях показано, что сюжетно-ролевая игра, как и любая другая деятельность не возникает у ребенка спонтанно, а передается другими людьми, которые уже «умеют играть».
Слайд № 16
Приемы руководства сюжетно-ролевой игрой детей.
На каждом возрастном этапе педагогический процесс организации игры должен носить двучастный характер: формирование игровых умений в совместной игре воспитателя с детьми и создание условий для самостоятельной детской игры.
Другое дело, что с изменением возраста детей должна меняться форма совместной игры и приемы руководства сюжетно-ролевой игрой детей.
Выделяют две группы приемов руководства сюжетно-ролевой игрой : прямые и косвенные.
Прямые включают приемы непосредственного участия взрослого в совместной игре с детьми на правах партнера:
- принятие на себя роли;
- разъяснение;
- совет;
- помощь в решении спора;
- показ различных способов игры.
Косвенные - создание условий для активации самостоятельной игры детей:
- оснащение и творческое преобразование предметно-развивающей среды;
- формирование системы необходимых знаний о действительности, отражаемой в игре;
- создание игровой ситуации;
- наблюдение за игрой детей.
Слайд № 18
Вопрос: Какие приемы, на Ваш взгляд, следует использовать педагогу для руководства сюжетной игрой детей в младшем и старшем дошкольном возрасте?
Ответ: Педагог должен использовать обе группы приемов. В младшем возрасте с преобладанием прямых приемов, в старшем возрасте - косвенных.
Слайд № 19
Кроме этих методов, педагоги нашего ДОУ в своей практике используют технологические карты сюжетно-ролевой игры.
Этим методом я хочу с вами поделиться.
Что же такое технологическая карта?
Ответы участников, например, это схема игры, поэтапное описание игры.
В толковом словаре дается такое определение.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА – форма технологической документации, в которой записан весь процесс обработки изделия, указаны операции и их составные части, материалы, производственное оборудование, инструмент, технологические режимы, необходимое для изготовления изделия время, квалификация работников и т. п.
Существуют технологические карты блюд, изделий, процессов, уроков. А мы предлагаем использовать технологическую карту игры – пошаговую инструкцию для детей по организации сюжетной игры.
Технологическая карта предлагает новый подход организации сюжетной игры путем ее моделирования. Опираясь на разработанную модель воспитатель помогает детям вспомнить эпизоды, действия участников игры, содержание взаимоотношений.
Но как же дети смогут «прочитать» технологическую карту. Конечно, только если они сами ее и составят.
Мы вместе с детьми составили технологическую карту, которая поможет организовать любую сюжетно-ролевую игру. Она универсальна для любого возраста и любого сюжета.
Слайд № 20
Гостям предлагается понять какие правила игры мы нарисовали.
(Соотнесите картинку с действием.)
Слайд № 20
Слайд 21
Комплексный подход к организациисюжетно-ролевой игры.
Для полноценного развития сюжетно-ролевой игры в любом дошкольном возрасте подход к ее организации должен быть комплексным, включать в себя следующие компоненты:
1. Ознакомление дошкольников с окружающим миром в процессе их активной деятельности.
2. Организация развивающей динамичной предметно-игровой среды.
3. Общение взрослого с детьми в процессе игры.
4. Интеграция в работе педагогов ДОУ.
Как известно, одним из важных условий активизации самостоятельной игры детей является обеспечение их соответствующими игрушками, игровым материалом. Особенно большое значение игровой материал и его организация воспитателем имеют на этапах раннего и младшего дошкольного возраста, когда еще не внутренний замысел, а внешняя предметно-игровая среда в значительной мере стимулирует и поддерживает процесс самостоятельной игры детей. Более старшие дети в самостоятельной игре руководствуются уже внутренним замыслом и самостоятельно могут организовать игровую обстановку. Однако и им необходимы сюжетные игрушки и разнообразные полифункциональные материалы, помогающие обозначить ту или иную игровую ситуацию.
Слайд 20,21. Практическое задание: сравните аспекты организации ролевой игры в традиционной системе ДО и системе развивающего обучения, заполнив таблицу, проверьте правильность выполнения задания.
Уважаемые коллеги! А сейчас, я предлагаю всем нам окунуться в волшебный мир ИГРЫ. Для этого проведем рефлексию вашего игрового опыта. К обсуждению предлагаются следующие вопросы.
Рефлексия
Игровой опыт педагогов — рефлексия (осмысление) собственного игрового опыта.
Участникам предлагается обсудить следующие вопросы:
1. В каком возрасте для вас закончилось время игр?
2. Можно ли сказать, что вы до сих пор играете?
3. Когда вы были маленькими, в какие игры вы играли?
4. С кем играли с особенным удовольствием?
5. Есть ли в вашей памяти моменты, когда вы учились играть, и как это происходило?
6. Где разворачивались игры?
7. Можно ли сказать, что вы стремились играть в присутствии или в непосредственной близости от взрослых?
8. Какие игровые действия запомнились вам больше всего?
9. Были ли у вас какие-либо особо памятные игрушки?
10. Какими материалами чаще всего пользовались в играх (настоящими игрушками, подсобными материалами и предметами?
11. Чему вы учились во время игр?
12. Какие чувства вы испытывали в ходе самостоятельной игры?
13. Какие роли вы чаще всего исполняли в игре, повлияли ли они на выбор вашей профессии во взрослой жизни?
Итог обсуждения: люди играют в любом возрасте. Что может быть прекраснее играющего ребенка? Играющий ребенок настолько гармоничен, заводная сила его настолько велика, что порой, мы – взрослые, наблюдая за игрой, начинаем переживать и мысленно участвовать в действии.
Тематика и разнообразие игр с каждым годом увеличивается. Увеличивается количество ролей, правил, игровых действий. Появились игры, так называемые нового поколения, такие как: «Салон красоты», «Супермаркет», «Пицерия», «Аэропорт», «Автосервис», «Служба спасения», «Рекламные агенты», «Банк» и другие.
А в какие игры играют воспитанники нашего детского сада мы предлагаем узнать, посмотрев несколько видеосюжетов.