Игнатенко Людмила
Конспект занятия «Матрешка»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: приобщать детей к истокам устного народного творчества и декоративно – прикладного искусства через интеграцию различных видов деятельности. Познакомить детей с русской народной игрушкой – матрешкой;
Задачи:
Познавательное развитие: Развивать навыки взаимодействия с взрослым и сверстниками; способствовать расширению знаний детей о русской народной игрушке -матрешке; развивать в детях умение выделять некоторые детали костюма (сарафан, платок,видеть их красоту. приобщать детей к культуре родной страны
Речевое развитие:
Развивать навыки диалогической речи. Продолжать учить, детей активизировать в речи детей прилагательные; продолжать знакомить с малыми фольклорными формами: загадками, потешками; Развивать память, мышление, внимание, активный словарный запас;
Социально-коммуникативное развитие:
Развивать умение определять размер, цвет, количество, свойства предметов;Формировать доброжелательное отношение друг к другу, умение делиться с товарищем, работать коллективно. Воспитывать уверенность в себе, активность, отзывчивость;
Художественно – эстетическое развитие;
Закреплять навыки рисования красками, умение украшать изображение в нетрадиционной технике (рисование ватными палочками);Способствовать расширению знаний в различии и названий основных цветов (красный, жёлтый, зелёный, синий). Развивать общую и мелкую моторику, эстетическое восприятие. Воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость на музыку.
Физическое развитие: Развивать активность и творчество детей в процессе двигательной деятельности
Предварительная работа:
Дидактические игры: «Собери матрешку», «Какой матрешки не стало», «Одень матрешку». Рассматривание иллюстраций с изображением матрешек. Чтение стихотворений о матрешках, чтение произведений устного народного творчества (потешки, загадки).
Методы: наглядный, игровой, словесный
Материал и оборудование: Три деревянные матрешки, гуашь, ватные палочки, нераскрашенные бумажные силуэты матрешек по количеству детей; аудиозапись «Мы веселые матрешки»,ИКТ- ноутбук
Аудиозаписи: «Мы веселые матрешки».русские народные мелодии.
Образовательная область: «Познавательное развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное», «Физическое развитие».
Ребята обратите внимание сколько у нас гостей. Поздоровайтесь с ними,
Воспитатель : Ребята, сегодня утром в нашу группу пришла посылка. Вот она. Давайте откроем её и посмотрим, что в ней. Откроем?
(Воспитатель достает перевязанную коробку и читает адрес на крышке.)
с. Ростовановское д/с «Ромашка», младшая группа «Смешарики». Это наш адрес? (да) Почтальон не ошибся? (нет) Будем открывать. (Воспитатель открывает коробку
достает конверт и читает.)
Жители страны игрушек прислали своих друзей посмотреть, как живут ребята в группе «Смешарики», но чтобы они появились из коробки надо отгадать загадку. Отгадаем? (да)
Слушайте внимательно.
Первая сестра — большая,
В ней прячется сестра вторая,
Откроешь, третью ты найдешь,
И так до маленькой дойдешь.
В самой серединке — крошка,
Игрушку ту зовут… (матрешка).
Молодцы. Сейчас посмотрим, правильно ли вы отгадали.
(Воспитатель достает матрешку).
- Правильно! Молодцы! Это матрешка. Сегодня мы с ней познакомимся и поиграем.
- А сейчас проходите, садитесь на стульчики, будем знакомиться с матрешкой.
Ой, ребята, а тут только одна матрешка, а в письме написано, что игрушек в коробке много, я ничего не понимаю, а где остальные?
А где же они, как же они спрятались, кто знает, как открыть эту куколку?
(Воспитатель подзывает 2-3 детей открыть матрешек.)
Ой, как много получилось матрешек. А как вы думаете, кто из них самая старшая, почему?
- Давайте я расскажу, как родилась матрёшка.
Я про матрешек одну интересную историю знаю.
Давным-давно в одном царстве - государстве жил да был один мастер,который очень любил ребятишек: девчонок и мальчишек. И любил этот мастер с утра до вечера игрушки для детей делать. Однажды задумал он сделать для детей необычную игрушку куклу с чудесным секретом: внутри первой куклы сидела кукла поменьше, а
той еще меньше, и еще, и еще. Яркими красками разрисовал, одел в нарядное платьице. Веселая получилась куколка, смешная. И он долго-долго думал, как же назвать ему эту куклу. Назвал ее русским именем Матрена, а так как куколка была маленькая, то Матрёшкой все ее звали. С той поры для всех детишек точил забавные деревянные игрушки, разрисовывал их цветами, ягодами, другими узорами. Вот так ребята родилась русская народная игрушка матрёшка. Её не случайно называют народной, потому что она сделана добрыми руками русских людей.
Воспитатель: А сейчас я предлагаю немного поиграть.
Весь народ глядит в окошки:
Танцевать пошли матрешки
«Мы веселые Матрешки»
Мы веселые матрешки, (Хлопают в ладоши)
На ногах у нас сапожки, (Руки на пояс, поочередно выставляют ногу на пятку вперед)
Сарафаны пестрые, (Руки к плечам, повороты туловища направо – налево)
Яркие платочки, (Наклоны головой влево-вправо)
Любим очень танцевать, (Топают ногами)
Раскраснелись наши щечки, (потереть щечки)
Мы веселые матрешки,
Мы похожи словно сестры. (Хлопают в ладоши)
Рассматривание матрешки.
Вос-ль: - А кто знает, из чего сделаны матрешки?
Дети: из дерева
Вос-ль: Правильно, из дерева. Значит она какая?
Вос-ль: деревянная
- Молодцы, ребята! Матрешка деревянная
- Посмотрите, во что одета матрешка!
Что у нее на голове?
Дети: платок, платочек
Вос-ль:- Какого цвета платок?
Дети: желтый
-Вос-ль:А еще во что она одета?
Дети: сарафан
-Вос-ль: Как украшен сарафан?
Дети: цветами
Вос-ль: Наряд у матрешки какой?
Дети: красивый,нарядный
Вос-ль: Матрешка одета в русский народный костюм. У нее нарядный сарафан, украшенный цветами, красивый платочек.
Очень любим мы, матрешки,
Разноцветные одежки.
Сами ткем и прядем,
Сами в гости к вам придем.
Вос –ль: Ребята, а вам нравится матрешка? (ответы детей)
-Вос –ль: А какое настроение у матрешки, как вы думаете?
Дети: веселое
- Почему вы так думаете?
Дети: она улыбается
Вос-ль: Да, матрешка улыбается, у нее хорошее настроение и она очень любит играть и танцевать!
Чтобы матрешки получились такими красивыми, яркими и цветными, их
украшали красками – расписывали. Поэтому они и называются – расписные
Рисование ватными палочками «Укрась матрешку»
Воспитатель: Ребята, к нам в гости пришли ещё матрёшки.
(Воспитатель достаёт из сундука заготовки матрёшек)
Посмотрите на этих матрешек, сравните их с деревянными, чем они отличаются?
(Матрешки не нарядные, не украшены платочки, сарафаны)
Ребята, как вы думаете, что нужно сделать, чтобы матрешки стали нарядные,
красивые, как их деревянные подружки? (Ответы детей)
Им нужна ваша помощь, матрешки остались в нераскрашенных сарафанчиках и платочках.
- Поможем матрешкам, украсим платочки и сарафаны? (ответы детей)
Очень любят все матрёшки разноцветные одёжки! Кручу, верчу, превратить вас хочу. Хочу превратить вас в мастеров. Пройдёмте в ваши мастерские, и там каждый украсит узорами свою матрёшку.
- А рисовать мы будем «волшебными палочками».
На столах разложены шаблоны матрешек по количеству детей, ватные палочки, гуашь.
Пальчиковая гимнастика.
Прежде, чем рисовать
Нужно пальчики размять.
Кулачки разжали – сжали,
Кулачки разжали – сжали.
А теперь потрем ладошки
Друг о друга мы немножко.
А сейчас мастера
За работу всем пора.
Дети под музыку украшают матрешек.
- Молодцы! Красивые получились матрешки!
- Очень любят все матрешки разноцветные одежки!
Они так рады, что улыбаются нам!
Воспитатель: Ребята, посмотрите, какие яркие сарафаны и нет ни одного похожего. Какие вы, молодцы!
Рефлексия
Воспитатель: Ребята назовите мне русскую народную игрушку, о которой мы сегодня говорили?
Вам понравилось играть с матрешками? А разукрашивать матрешек вам
понравилось?
Воспитатель: Матрешкам пора прощаться и отправляться в страну игрушек,
к своим друзьям, чтобы скорей рассказать им про нашу группу, им очень, здесь понравилось, и они обязательно к нам еще придут в гости поиграть.
Давайте похлопаем друг другу в ладоши за хорошую работу.