наталия ширина
Использование технологии «Синквейн» в работе по развитию речи детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
использование технологии «Синквейн» в работе по
Проблема формирования речи у детей дошкольного возраста актуальна на сегодняшний день и является важной и трудно решаемой задачей. Успешное решение этой задачи необходимо как для подготовки детей к предстоящему школьному обучению, так и для комфортного общения с окружающими.
Публикация «Использование технологии „Синквейн“ в работе по развитию речи детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Синквейн. Сочиняем стихи - синквейны
- Сочинительство. Учимся сочинять
- Темочки
В качестве инструментов развития связности речи могут выступать ролевые, театрализованные или дидактические игры, сюжетное рисование, экскурсионные занятия, художественная литература и так далее. Одним из наиболее эффективных и увлекательных для дошкольников методов развития связности речи являются занятия, посвященные созданию стихотворений, не имеющих ритма – «синквейн».
«Синквейн» - это «пяти строчная стихотворная форма, используемая в дидактических целях для развития образной речи».
Актуальность использования технологии «синквейн» объясняется многими факторами, а именно: открываются новые творческие интеллектуальные возможности; способствует обогащению словаря; развивает речь, память, внимание, также мышление; используется для усвоения изученной темы; является приемом игры.
В работе с дошкольниками чаще используется дидактический синквейн, в этом жанре текст основывается не на слоговой зависимости, а на содержательной и синтаксической заданности каждой строки.
Правила составления «синквейн» :
Первая строка — тема «синквейна», заключает в себе одно слово (обычно существительное или местоимение, которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.
Вторая строка — два слова (чаще всего прилагательные или причастия, они дают описание признаков и свойств выбранного в «синквейне» предмета или объекта.
Третья строка — образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта.
Четвертая строка — фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора «синквейна» к описываемому предмету или объекту.
Пятая строка — одно слово, характеризующее суть предмета или объекта.
Чёткое соблюдение правил написания «синквейна» не обязательно. Например, для улучшения текста в четвёртой строке можно использовать три или пять слов, а в пятой строке — два слова. Возможны варианты использования и других частей речи.
Для детей, которые пока не умеют читать, используются условные обозначения:
слова-предметы (существительные,
слова-признаки (прилагательные,
слова-действия (глаголы,
слова-предметы (существительные).
Работа по обучению дошкольников составлению «синквейна» ведется поэтапно:
I этап: знакомство и обогащение словаря дошкольников словами понятиями : «слово-предмет», «слово-определение», «слово-действие», «слово-ассоциация», «предложение», введение символов этих слов.
На этом этапе применяются словесные игры и упражнения: «Какой? Какая? Какое?», «Назови действие», «Подбери признак», «Кто что делает?», «Узнай по описанию» и т. д.
II этап: знакомство с алгоритмом составления, формирование первоначального умения составлять «синквейн» (с помощью педагога).
Существует алгоритм «синквейна» для детей-дошкольников, которые пока не умеют читать. Предполагается, что с детьми дошкольного возраста строгое, четкое соблюдение правил составления «синквейна» необязательно. Так в четвертой строке «синквейна» предложение может состоять не из четырех слов, а из трех. Также можно вспомнить с детьми пословицу, крылатое выражение или афоризм на заданную тему. А в пятой строке тоже одно слово необязательно, может быть два или три.
III этап: формирование умения и совершенствование навыка составления дидактического «синквейна» по лексическим темам.
Сначала все дети составляют «синквейн» об одном предмете или природном явлении. После приобретения навыка самостоятельного выполнения такого рода задания можно давать детям индивидуальные темы.
"Синквейн" можно составлять на индивидуальных и подгрупповых занятиях с детьми. Чем выше уровень речевого развития ребёнка, тем интереснее у него могут получаться "синквейны".
Пример "синквейн" по теме «Дикие животные» :
Заяц.
Белый, пушистый.
Бегает, прячется, боится.
Живет под кустом в лесу.
Дикое животное.
Лиса.
Рыжая, хитрая.
Бегает, охотится, обманывает.
Любит, охотится на зайца.
Живет в лесу.
Сочинение «синквейна» является формой свободного творчества, требующей от детей делать выводы и кратко их формулировать. Простота построения делает его одним из эффективных методов развития ребенка дошкольного возраста, который позволяет быстро получить результат. В частности, знакомство с самим понятием слова и расширение словарного запаса для более эффективного выражения своей мысли.