Плотникова Юлия
Использование стереотипной игры в процессе взаимодействия с ребенком с расстройствами аутистического спектра
▼ Скачать + Заказать документы
У аутичного ребенка есть любимые игры — одна или несколько. В таких играх ребенок может часами манипулировать предметами, совершая странные действия. Главные особенности таких стереотипных игр следующие :
— цель и логика игры, смысл производимых действий часто непонятны для окружающих;
— в этой игре подразумевается единственный участник — сам ребенок;
— повторяемость — ребенок раз за разом совершает один и тот же набор действий и манипуляций;
— неизменность — раз установившись, игра остается одинаковой на протяжении очень длительного времени;
Публикация «Использование стереотипной игры в процессе взаимодействия с ребенком с расстройствами аутистического спектра» размещена в разделах
- Аутизм, растройство аутистического спектра (РАС, РДА)
- Игры для детей
- Цвет. Изучаем цвета, цветовосприятие
- Темочки
— длительность — ребенок может играть в такую игру годами.
Стереотипная игра обычно возникает у аутичного ребенка спонтанно, откуда-то глубоко изнутри, и он может играть в нее несколько лет.
Многие специалисты рекомендуют использовать стереотипную игры на занятиях с аутичным ребенком как основу взаимодействия.
Наблюдая за ребенком увлеченным стереотипной игрой, можно предположить, что ситуация повторения знакомых действий комфортна для него сама по себе, так как представляется ребенку знакомой, с заранее известным ему результатом. Поэтому эти действия не пугают его и даже приносят видимое удовольствие.
Вот почему используя стереотипные игры мы можем создать комфортные условия для ребенка и как следствие иметь возможность для установления эмоционального контакта, на основе которого и выстроить занятия.
Прежде чем начинать активно взаимодействовать с ребенком, рекомендуется сначала понаблюдать за действиями ребенка, понять сущность и причину той или иной стереотипной игры. Желательно выяснить в каких условиях ребенок прибегает к стереотипным играм и отличаются ли они в разных ситуациях.
На основании наблюдений можно понять какие дальнейшие действия можно предпринимать.
На первом этапе желательно не настаивать на совместной игре и пытаться включиться в игру ребенка на расстоянии, т. е. подключаться к играм ребенка, тактично и ненавязчиво
Для начала просто присядьте на некотором расстоянии от ребенка и понаблюдайте за его игрой. Если он не отвернется от вас – уже хорошо. Но чаще у ребенка уже есть опыт общения со взрослым, основанный на прямом давлении, поэтому скорее всего он отойдет от вас подальше и расположится для игры в другом месте, или прямо заявит: «Не хочешь!» любом случае оставайтесь неподалеку и продолжайте наблюдать.
Вклиниваясь в игры аутичного ребенка не навязывайте своих действия, старайтесь просто поучаствовать в его игре. Например: вы можете просто подать ему интересующую его игрушку, или как бы невзначай пропеть песенку, которую он использовал в своей игре. Это как правило обязательно привлекает внимание ребенка, даже если его действия не имеют по вашему мнению никакого смысла, тем не менее это будет уже для ре5бенка знакомо, а значит не представляет угрозы от которой нужно защищаться.
В результате таких действий ребенок в конце концов начинает понимать, что от вас для него может быть польза. Поэтому в этот момент самое время предпринять попытки завоевать доверие ребенка.
Если вы хотите чтобы наступил момент, когда ребенок будет доверять вам, старайдесь быть терпеливыми и настойчивыми. И однажды примет ваше предложение поиграть немножко по-другому.
В качестве конкретных правил при использовании стереотипной игры в работе с аутичным ребенком можно предложить следующие:
1. Включаясь в стереотипную игру аутичного ребенка, старайтесь вносить в нее новую сюжетную линию, но делайте это осторожно, исподволь
2. Позволяйте ребенку в любой момент вернуться к своей игре. Помните: стереотипная игра дает ребенку ощущение комфорта, и, быть может, это в данный момент ему необходима.
3. Используйте стереотипную игру для выхода из кризисной ситуации (например при возникновении аффективной вспышки)