Белова Ирина
Использование семантических полей в работе с детьми по развитию связной речи
▼ Скачать + Заказать документы
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СЕМАНТИЧЕСКИХ ПОЛЕЙ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ
Слайд 2 Развитие словаря ребенка тесно связано с развитием мышления и других психических процессов, а также с формированием всех компонентов речи : фонетико-фонематического и грамматического. Оно обусловлено развитием представлений ребенка об окружающей действительности. По мере того, как ребенок знакомится с новыми предметами, явлениями, признаками и действиями предметов, обогащается и его словарь. В процессе формирования лексики происходит уточнение понимания детьми смысла слов, соотнесение слова с определенными предметами или явлениями окружающей действительности, т. к. слово не только указывает на конкретный предмет, действие, качество или отношение, то за каждым словом обязательно стоит система различных связей. По мере развития мышления и речи ребенка его словарь обогащается, систематизируется, становится упорядоченным. Слова группируются в функциональные образования, внутри которых происходит распределение лексики. Слайд3 Исследования психологов (Л. С. Выготский, А. Р. Лурия и др.)показывают, что слово не только указывает на определённый предмет, действие, качество или отношение. За каждым словом обязательно стоит система разных связей : ситуационных, звуковых, понятийных и т. д. Например: слово «мишка» может вызвать связи по звуковому сходству (мишка – малышка, мышка, крышка) Слайд4 В ответ на это же слово могут всплыть ситуативные связи (мишка- мёд – спячка - малина, и понятийные (мишка – игрушка, дикое животное). Комплекс ассоциаций, возникающих вокруг одного слова называется «Семантическим полем» (А. Р. Лурия) Слайд 5 Структура семантического поля выглядит следующим образом:
Публикация «Использование семантических полей в работе с детьми по развитию связной речи» размещена в разделах
• ядерное слово-слово, за которым стоит система связей. Слово, к которому можно подобрать:
• слова, обозначающие названия действий предметов (глаголы)
• слова, обозначающие названия признаков предметов (прилагательные)
• родственные слова;
• слова-синонимы;
• слова-антонимы;
• словесные логические задачи Слайд 6
Для того, что бы было понятно, о чем я вам говорю, предлагаю посмотреть на картину и сказать, что на ней изображено. (Зима). Скажите, пожалуйста, какие ассоциации у вас возникают при слове Зима и при рассмотрении картины (Ответы Воспитателей) Слайд 7
У каждого из Вас возникли, различные ассоциации связанные со словом и картиной «Зима»
Слайд 8
Сейчас я Вам предлагаю подобрать «Семантическое поле» к слову Зима:
• Зима что делает?
• Зима какая?
• Подбираем родственные слова
• Слова – синонимы (морозное время, студёная пора.)
• Слова – антонимы
Летом дни жаркие, а зимой…Холодные.
Летом небо светлое, а зимой…Темное.
Летом солнце яркое, а зимой…Тусклое.
Летом день длинный, а зимой…Короткий.
Весной лед на реке тонкий, а зимой…Толстый.
• Решаем логическую задачу
- Как называются зимние месяца?
-Как вы понимаете слова «Декабрь год кончает, а зиму начинает»?
Слайд 9
Так же семантическое поле можно подбирать к «родственным» словам. Например: про что можно сказать зимнее, зимний?
Мы с вами взрослые люди, и разобрали примеры семантических полей на уровне слов. Но у детей еще маленький словарный запас, а речь, как мы знаем, тесно связана с наглядно – образным мышлением. Поэтому предлагая детям семантические поля, всегда необходимо опираться на наглядность.
Слайд 10
Рассмотрим, с какими видами семантических полей можно знакомить детей дошкольного возраста на примере темы «Зима» Например: детям предлагается отгадать загадку: Крыша в шапке меховой, Белый дым над головой. Двор в снегу, белы дома.
Ночью к нам пришла (зима)
Далее детям показываем картинку зимы и предлагаем детям сказать, с чем ассоциируется у них зима (зимние виды спорта, снеговик, снежинка, Новый год, сосульки и так далее). Чтобы детям было более понятно, воспитатель должен заранее подготовить набор соответствующих картинок, либо вместе с детьми нарисовать предложенные варианты. Слайд 11 Работая по проекту «зима», можно с детьми назвать и рассмотреть зимнюю одежду. (Шуба, шапка, шарфик….). Подобрать к данным словам прилагательные (теплая, зимняя., глаголы (носить, снимать.) относительные прилагательные (шерстяная, меховая, и так далее. Слайд 12 В ходе данного проекта с детьми так же можно рассмотреть зимние виды спорта.
Слайд 13
Спасибо за внимание!