Лидия Комарова
Использование наглядного образа для развития речи в работе с детьми, имеющими нарушения речи
▼ Скачать + Заказать документы
Автор:
Комарова Лидия Николаевна
Статья:
«Использование наглядного образа для развития речи в работе с детьми, имеющими нарушения речи»
Санкт-Петербург
2017 год
Оглавление
I Использование зрительного образа для развития речи в работе с детьми, имеющих нарушения речи 3
Приложение 7
Использованные источники 13
I Использование зрительного образа для развития речи
Публикация «Использование наглядного образа для развития речи в работе с детьми, имеющими нарушения речи» размещена в разделах
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
в работе с детьми, имеющих нарушения речи
Никому не нужно объяснять, как важен для человека дар слова.
К. С. Аксаков писал: «Слово есть первый признак сознательной, разумной жизни. Слово есть воссоздание внутри себя мира.» Воссоздание это идёт всю жизнь, но особенно интенсивно – в первые годы жизни. И очень важно помочь ребёнку как можно успешнее овладеть прекрасным даром.
По мнению психологов Л. В. Эльконина, С. Л. Рубинштейна,
А. М. Леушиной – фактор, облегчающий процесс связной речи – наглядность. Если в работе не применять наглядного материала – дети быстро утомляются, теряют интерес к занятиям. В результате на практике медленно закрепляют полученные знания, не достаточно пользуются умениями и навыками. Графический метод закрепления предполагает успешно решать эти трудности.
Психолог Л. С. Выгодский указывал на значимость вспомогательного фактора – создание плана высказывания. Здесь важно последовательное размещение схем (зрительных образов) всех конкретных элементов высказывания, а так же то, что каждое звено высказывания должно вовремя сменяться последующим.
Необходимо учитывать, что у дошкольников ведущая деятельность – игровая. Использование зрительных образов находит больший отклик у детей. Известно, что материал усваивается легче и полнее, когда задействован эмоциональный фактор. Поэтому необходимо сделать обучение более занимательным, связать со зрительными образами (моделями, графическими рисунками, картинками, иллюстрациями).
Так же хорошо известно, что мышление детей 5–6 лет носит наглядно – образный характер. Так что применение зрительных образов в работе над развитием речи физиологически оправдан.
Символические изображения (зрительные образы) наиболее удобны в работе, они не отвлекают ребёнка от основной задачи, не требуют высокой техники рисования.
При создании символических изображений нужно обсуждать с детьми значение каждого из используемых символов. Например: корона на голове символизирует, что это принц, дождь изображается каплями. Когда план составлен, ничего не стоит рассказать сказку, рассказ, выучить стихотворение, составить описательный рассказ. При этом учитывается индивидуальный подход к ребёнку.
Дети с нарушениями речи часто подвержены психологическим комплексам: стесняются говорить перед группой детей. Индивидуальный подход позволяет оказать ребёнку помощь и даёт возможность восполнить активные впечатления детей.
Впоследствии дети, взаимодействуя с ним, осмысливая его, могут рассказать по рисункам, раскрашивать рисунки по своему вкусу, пересказывать рассказы, сказки, стихотворения, не дожидаясь помощи взрослого и не зависеть от неё, что безусловно, способствует развитию познавательных интересов, развитию коммуникативности, т. к. общаются друг с другом, устраивая концерты с прочтением стихотворений, в подготовительной группе используют в сюжетно-ролевой игре «Школа».
Используемый метод способствует решению следующих задач:
• развитию психологических процессов: восприятия, внимания, памяти, воображения, мышления;
• развитию мелкой моторики;
• учит видеть зрительный ряд;
• развитию самостоятельности и познавательных интересов ребёнка;
• развитию коммуникативной стороны речи (т. к. метод побуждает к общению со взрослыми и другими детьми в группе).
В логопедии можно использовать зрительные образы в работе над :
• звукопроизношением;
• лексической стороной речи;
• в составлении описательных рассказов;
• в пересказывании сказок, рассказов;
• в заучивании стихотворений.
Заучивание стихотворений является хорошим упражнением для развития памяти, обогащает язык ребёнка, его чувства, художественный вкус.
Считается, что каждое выученное стихотворение ребёнком это ступенька вверх. При заучивании стихотворения стоят две задачи : запоминание текста и выразительное чтение. Эти задачи решаются одновременно.
Чтобы достигнуть прочного и сознательного запоминания, нужно заучивать стихотворение не по частям, не по строфам, а целиком.
Схема заучивания стихотворения с использованием зрительных образов :
1) Выразительное чтение.
2) Объяснение новых, непонятных слов.
3) Вопросы по тексту.
4) Чтение с одновременным выполнением рисунка, договариваясь с детьми о значении каждого знака.
5) Прочтение стихотворения по рисункам.
Психологи считают, что для заучивания стихотворения необходимо
8–10 повторений и больше. С использованием рисунков стихотворение заучивается быстрее.
Стихотворение заучивается не за один раз, а периодически повторяя и закрепляя, добиваясь выразительного и чёткого прочтения. По ходу заучивания стихотворения допускается договаривание строки с места.
Для заучивания стихотворения и обучения выразительному чтению я предлагаю лучшие произведения классиков художественной литературы: А. С. Пушкина, А. В. Кольцова, С. А. Есенина, С. Я. Маршака, А. Н. Плещеева, И. З. Сурикова, Ф. И. Тютчева, И. С. Никитина и др.
Заученные стихотворения дети читают целиком, по частям, в лицах, включают в игру «Кто читает?», читают на утренниках, устраиваем вечера поэзии, на занятиях. Рисуют и раскрашивают рисунки к стихотворениям, создаём книжки-самоделки. В результате стихотворение сохраняется в памяти ребёнка надолго, легко воспроизводится им, используется в
устной речи.
Приложение
И. Михайлова
Осень длинной, тонкой кистью
Перекрашивает листья.
Красный, жёлтый, золотой –
Как хорош ты, лист цветной!
Ветер щёки толстые
Надул, надул, надул
И на листочки пёстрые
Подул, подул, подул.
Красный, жёлтый, золотой…
Облетел весь лист цветной!
Как обидно, как обидно:
Листьев нет, - лишь ветки видно.
И. З. Суриков
Белый снег пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.
И под утро снегом
Поле забелело,
Точно пеленою
Всё его одело.
Тёмный лес, что шапкой,
Принакрылся чудной
И заснул под нею
Крепко, непробудно…
Божьи дни коротки,
Солнце светит мало,
Вот пришли морозцы –
И зима настала.
Ф. И. Тютчев
Зима недаром злится,
Прошла её пора –
Весна в окно стучится
И гонит со двора.
И все засуетилось,
Все нудит Зиму вон –
И жаворонки в небе
Уж подняли трезвон.
Зима ещё хлопочет
И на Весну ворчит.
Та ей в глаза хохочет
И пуще лишь шумит…
Взбесилась ведьма злая
И, снегу захватя,
Пустила, убегая,
В прекрасное дитя.
Весне и горя мало:
Умылася в снегу,
И лишь румяней стала,
Наперекор врагу.
М. Борисова
У красавицы Невы
ожерелье из листвы.
Из гранитов самых лучших
Сшито платье на века.
Но совсем не белоручка
Знаменитая река:
Баржи, лодки, пароходы
На себе несёт Нева.
И в трубе водопроводной
Тоже плещется Нева.
Д. Усов
Я в книжках читал о суровой блокаде
Как люди уставшие гибли в снегу.
Учились, работали здесь в Ленинграде,
Но город родной не отдали врагу.
По карточкам хлеба давали немного,
И трудно порой доставалась вода,
От смерти спасала их Жизни дорога
И этих людей будем помнить всегда!
Использованные источники
1) В. И. Логинова, П. Г. Саморукова «Дошкольная педагогика»
2) Н. В. Ёлкина, О. В. Мариничева «Учим детей наблюдать и рассказывать»
3) Н. В. Новоторцева «Развитие речи детей»
4) Л. П. Усова «Обучение детей в детской саду»
5) Журнал «Дошкольное воспитание» № 10 1990 г
6) О. С. Ушакова «Развитие речи детей в детском саду»
7) Программа воспитания и обучения детей в детском
саду М. А. Васильевой