Александра Кистярева
Педсовет «Особенности современных форм, методов работы в ДОУ по развитию речи дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №1 «РОСИНКА»
Педагогический совет
«Особенности современных форм, методов работы в ДОУ по развитию речи дошкольников»
Подготовила:
воспитатель
Кистярева А. В.
с. Кочубеевское
2018г.
Публикация «Педсовет „Особенности современных форм, методов работы в ДОУ по развитию речи дошкольников“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
«Особенности современных форм, методов работы в ДОУ по развитию речи дошкольников»
Цель:
• Активизация форм повышения квалификации педагогов ДОУ.
• Систематизация знаний педагогов об особенностях современных форм и методов работы по развитию речи дошкольников.
I. Актуальность проблемы речевого развития
Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы из нас. Разговаривая с другими, мы пользуемся речью, как средством передачи своих мыслей. Речь является для нас одной из главных потребностей и функций человека. Именно через общение с другими людьми человек реализует себя как личность.
Судить о начале развития личности ребенка дошкольного возраста без оценки его речевого развития невозможно. В психическом развитии ребенка речь имеет исключительное значение. С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех психических процессов. Поэтому определение направлений и условия развития речи у детей относятся к числу важнейших педагогических задач.
Проблема развития речи является одной из актуальных.
Очень важную роль в развитии речи играет и культура речи педагога. Сотрудники задают детям образцы правильной литературной речи :
Речь педагога четкая, ясная, полная, грамматически правильная;
В речь включаются разнообразные образцы речевого этикета.
Родители не понимают своей функции – общение с ребенком должно начинаться с рождения и до его появления на свет, в пренатальный период.
В странах Африки до трех лет дети опережают по речевому развитию детей Европы, потому, что находятся за спиной матери, привязанные к ней – комфортное пребывание способствует успешному развитию.
Условия успешного речевого развития.
1. В дошкольном учреждении должны быть созданы условия для развития речи детей в общении со взрослыми и сверстниками:
- сотрудники побуждают детей обращаться к взрослым с вопросами, суждениями, высказываниями;
- сотрудники побуждают детей к речевому общению между собой.
2. Педагоги задают детям образцы правильной литературной речи :
- речь воспитателей четкая, ясная, красочная, полная, грамматически правильная;
- в речь включаются разнообразные образцы речевого этикета.
3. Педагоги обеспечивают развитие звуковой культуры речи со стороны детей в соответствии с их возрастными особенностями :
- следят за правильным произношением, в случае необходимости поправляют и упражняют детей (организуют звукоподражательные игры, проводят занятия по звуковому анализу слова, используют чистоговорки, скороговорки, загадки, стихотворения);
- наблюдают за темпом и громкостью речи детей, в случае необходимости деликатно поправляют их.
4. Педагоги обеспечивают детям условия для обогащения их словаря с учетом возрастных особенностей :
- сотрудники обеспечивают детям условия для включения детьми называемых предметов и явлений в игру и предметную деятельность;
- помогают ребенку овладеть названием предметов и явлений, их свойств, рассказывать о них;
- обеспечивают развитие образной стороны речи (переносный смысл слов);
- знакомят детей с синонимами, антонимами, омонимами.
5. Педагоги создают условия для овладения детьми грамматическим строем речи :
- учат правильно связывать слова в падеже, числе, во времени, роде, пользоваться суффиксами;
- учат формулировать вопросы и отвечать на них, строить предложения.
6. Педагоги развивают у детей связную речь с учетом их возрастных особенностей :
- поощряют детей к рассказыванию, развернутому изложению определенного содержания;
- организуют диалоги между детьми и со взрослыми.
7. Уделяют специальное внимание развитию у детей понимания речи, упражняя детей в выполнении словесной инструкции.
8. Педагоги создают условия для развития планирующей и регулирующей функции речи детей в соответствии с их возрастными особенностями :
- стимулируют детей комментировать свою речь;
- упражняют в умении планировать свою деятельность.
9. Приобщают детей к культуре чтения художественной литературы.
10. Педагоги поощряют детское словотворчество.
Использование приёмов обучения связной речи в педагогическом процессе.
Связная речь – это развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно и образно.
Типы связной речи. Рассуждение, повествование, описание.
описание - это специальный текст, который начинается с общего тезиса, определяющего или называющего предмет, затем идет перечисление существенных признаков, свойств, качеств, действий; завершает описание итоговая фраза, выражающая оценочное отношение к предмету;
повествование – это сюжет развертывающийся во времени и логической последовательности;
рассуждение – это текст, включающий причинно-следственные конструкции, вопросы, оценку.
Для младшего дошкольного возраста характерно :
- тщательно продуманные вопросы;
- рассказ воспитателя как образец;
- совместное рассказывание.
В средней группе дети учатся составлять рассказ по схеме:
Описание предмета, картинки, игрушки.
Сравнение, сопоставление
Указание на предмет, называние его Описание признака, действий предмета или с предметом Оценка предмета или отношение ребенка к нему
В старшей группе:
- частичный образец - план рассказа
- последовательное составление рассказа
- составление рассказа по рисунку.
Современные образовательные технологии
ТЕХНОЛОГИИ:
• Метод наглядного
моделирования
• Игровые
технологии
• Здоровьесберегающие
технологии
Здоровьесберегающие технологии (физминутки, подвижные игры, минутоки настроения; пальчиковая гимнастика; некоторые приемы самомассажа (точечный массаж) и др.).
Игровые технологии (настольно-печатные игры, сюжетно-дидактические игры-инсценировки, игры с дидактическими игрушками моторного характера (игры с вкладышами, разборными шарами, башенками, дидактические игры с предметами, словесные игры, театрально-игровая деятельность, пальчиковый театр)
Метод наглядного моделирования
К методам наглядного моделирования относится мнемотехника.
Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по-разному:
Воробьева Валентина Константиновна называет эту методику сенсорно-графическими схемами,
Ткаченко Татьяна Александровна – предметно-схематическими моделями,
Глухов В. П. – блоками-квадратами,
Большева Т. В. – коллажем,
Ефименкова Л. Н – схемой составления рассказа.
Мнемотехника (греч.) – «искусство запоминания» - это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.
Использование мнемотехники в обучении дошкольников позволяет решить такие задачи как:
1. Развитие связной речи;
2. Преобразование абстрактных символов в образы (перекодирование информации);
3. Развитие мелкой моторики рук;
4. Развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления; помогает овладение приёмами работы с мнемотаблицами и сокращает время обучения.
Мнемотехника помогает развивать :
• ассоциативное мышление
• зрительную и слуховую память
зрительное и слуховое внимание
• воображение
Мнемотехника - это совокупность правил и приемов, облегчающих процесс запоминания информации.
Примером может служить всем знакомая фраза «Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан», которая помогает запомнить цвета радуги.
Большое место занимает использование мнемотехники в дошкольном возрасте. Для того чтобы выработать у детей с самого раннего возраста определенные навыки и умения, в обучающий процесс вводятся так называемые мнемотаблицы (схемы). Например, в детских садах часто используются алгоритмы процессов умывания, одевания и т. п.
Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе взрослый предлагает готовую план - схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы.
Пример мнемотаблицы
«Весна»
На дворе звенит капель,
по полям бежит ручей,
на дорогах лужи. Скоро выйдут
муравьи после зимней стужи.
Пробирается медведь сквозь
лесной валежник. Стали птицы
песни петь, и зацвёл подснежник.
«Новый год»
Встали девочки в кружок,
встали и примолкли. Дед Мороз
огни зажёг на высокой ёлке. Наверху -
звезда, бусы в два ряда. Пусть не гаснет
ёлка, пусть горит всегда!
Попробуйте узнать, что за стихотворение закодировано на слайде.
МНЕМОТАБЛИЦЫ
Предметно-схематические модели Т. А. Ткаченко
Т. А. Ткаченко процесс формирования и развития связной речи с применением наглядности и моделирования плана высказывания разделен на несколько этапов:
• Воспроизведение рассказа, составленного по демонстрируемому действию.
• Составление рассказа по следам продемонстированного действия.
• Пересказ текста с использованием магнитной доски.
Пересказ текста с наглядной опорой на серию сюжетных картин.
• Составление рассказа с опорой на серию сюжетных картин.
Пересказ текста с наглядной опорой на одну сюжетную картину.
• Составление рассказа по одной сюжетной картине.
Схема описания и сравнения посуды
Составление рассказов-описаний
по теме «Игрушки»
1. Цвет. (Какого цвета игрушка)
2. Форма. (Какой она формы)
3. Мячи. (Какого размера игрушка)
4. Детали машины. (Назови ее детали.)
5. Контур с вопросом. (Из какого материала сделана игрушка)
6. Рука. (Как с этой игрушкой можно играть)
Составить рассказ о своей семье1. Ребенок. (Твое имя.)
2. Три человечка. (Имена родителей и членов семьи.)
3. Молоток. (Профессия папы)
4. Фартук. (Профессия мамы.)
5. Клубок ниток. (Бабушка и дедушка.)
6. Рука. (Кто помогает тебе)
Методика коллаж Т. В. Большева
Мнемотехника помогает:
• Обогащать словарный запас.
• Обучать составлению рассказов.
• Пересказывать художественную литературу.
• Отгадывать и загадывать загадки.
Результаты
• у детей увеличивается круг знаний об окружающем мире
• появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории
• появляется интерес к заучиванию стихов и потешек
• словарный запас выходит на более высокий уровень
• дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.
Родной язык играет уникальную роль в становлении личности человека. Речь традиционно рассматривается в педагогике и психологии как центр, в котором сходятся различные стороны психического развития : мышление, воображение, память, эмоции. Развитие устной монологической речи в дошкольном возрасте закладывает основы успешного обучения в школе.
II. Практическая часть. Деловая игра.
Нашу игру предлагаю провести в виде соревнования двух команд. Итак, представляю команды. Команда «Пословицы» и команда «Скороговорки».
Прошу командам поприветствовать друг друга.
- Уважаемые команды, напоминаю правила нашей игры:
- уметь слушать других;
- вырабатывать общее решение вопроса;
- принимать активное участие в игре;
- соблюдать культуру речи и тактичность;
- придерживаться отведенного регламента;
- Итак, мы начинаем!
Задание № 1: Переведите пословицы на русский язык
Сын леопарда - тоже леопард (Африка). /яблоко от яблони недалеко падает/
Верблюда под мостом не спрячешь (Афганистан) /шила в мешке не утаишь/
Бойся тихой реки, а не шумной. (Греция) /В тихом омуте черти водятся/
Молчаливый рот - золотой рот (Германия) /Слова - серебро, а молчание - золото/
Тот не заблудится, кто спрашивает. (Финляндия) /Язык до Киева доведет/
Задание № 2: объясни выражения
В нашем языке существуют устойчивые выражения, которые называются идиомами, они не определяются значениями входящих в них в них слов. Например, выражение «держать язык за зубами» означает – помалкивать.
Слова противоположные по смыслу называются антонимами.
Дело в шляпе - Все в порядке
Плясать под чужую дудку - Действовать не по собственной воле
Как на иголках - Состояние крайнего волнения, беспокойства
Чесать язык - Болтать попусту
Морочить голову - Отвлекать от основного дела пустыми разговорами
Задание № 3: каждое слово замени противоположным и получи название сказок
Пес без шапки - Кот в сапогах
Красные усы – Синяя борода
Красивый цыпленок – Гадкий утенок
Серебряная курочка – Золотой петушок
Черная туфелька – Красная шапочка
Задание№ 4: решение кроссворда «Развитие речи» на определение знаний, умений и навыков воспитателей
Правила для смелых и упорных педагогов
• Если вы испытываете затруднения в работе по развитию речи, то планируйте этот вид деятельности не иногда, не часто, а очень часто. Через 5 лет станет легче.
• Никогда не отвечайте сами на свой же вопрос. Терпите, и вы дождетесь того, что на него станут отвечать ваши дети. Помогать можно только ещё одним вопросом, или двумя, или десятью… Но знайте: количество вопросов обратно пропорционально уровню мастерства.
Никогда не задавайте вопрос, на который можно ответить «да», или «нет». Это не имеет смысла.
• После проведения занятия просмотрите конспект еще раз, вспомните все вопросы, которые вы задавали детям, и замените его одним более точным.
• Если рассказ не получился или получился с трудом – улыбнитесь, ведь это здорово, потому что успех впереди.
Литература
1. Голицина Н. С. "Система методической работы с кадрами в ДОУ". – М. : Скрипторий, 2006.
2. Дошкольное воспитание : журнал. – 2013. – №12. – С. 23-27.
3. Дошкольное воспитание : журнал. – 2015. – №11. – С. 13-16.
4. Елжова Н. В. "Педсоветы, семинары, методические объединения в ДОУ" - Изд. 2-е. - Ростов н/ Д: Феникс, 2008.
5. Котлякова Т. А. Русский фольклор как средство повышения выразительности рисунков дошкольников // Гуманизация образования: журнал. – 2014. – №5. – С. 39-45.
6. Ребенок в детском саду: журнал. – 2017. – №4. – С. 7-9.
По горизонтали:
1 Сообщение, в котором факты следуют один за другим- повествование
2. Литературное произведение для пересказа. -сказка
3. Обязательный прием на занятиях по обучению рассказыванию. -указание
4. Методический прием, используемый на первых этапах обучения описанию картин, игрушек. -образец
5. То, что служит основой рассказа по памяти. -опыт
6. Прием, используемый в старших группах при пересказе литературных произведений. -драматизация
По вертикали:
1. Изложение прослушанного произведения. - пересказ
2. Сообщение о фактах, находящихся в причинно — следственной связи. -расссуждение
3. Связное развернутое изложение какого — либо факта. - рассказ
4. Сообщение о фактах, существующих одновременно. -описание
5. Прием, используемый ребенком после рассказывания для уточнения. -вопрос
6. Тип связной речи-диалог
7. Прием, который позволяет оценить детский рассказ- анализ
По горизонтали:
1 Сообщение, в котором факты следуют один за другим.
2. Литературное произведение для пересказа.
3. Обязательный прием на занятиях по обучению рассказыванию.
4. Методический прием, используемый на первых этапах обучения описанию картин, игрушек.
5. То, что служит основой рассказа по памяти.
6. Прием, используемый в старших группах при пересказе литературных произведений.
По вертикали:
1. Изложение прослушанного произведения.
2. Сообщение о фактах, находящихся в причинно — следственной связи.
3. Связное развернутое изложение какого — либо факта.
4. Сообщение о фактах, существующих одновременно.
5. Прием, используемый ребенком после рассказывания для уточнения.
6. Тип связной речи.
7. Прием, который позволяет оценить детский рассказ.
По горизонтали:
1 Сообщение, в котором факты следуют один за другим.
2. Литературное произведение для пересказа.
3. Обязательный прием на занятиях по обучению рассказыванию.
4. Методический прием, используемый на первых этапах обучения описанию картин, игрушек.
5. То, что служит основой рассказа по памяти.
6. Прием, используемый в старших группах при пересказе литературных произведений.
По вертикали:
1. Изложение прослушанного произведения.
2. Сообщение о фактах, находящихся в причинно — следственной связи.
3. Связное развернутое изложение какого — либо факта.
4. Сообщение о фактах, существующих одновременно.
5. Прием, используемый ребенком после рассказывания для уточнения.
6. Тип связной речи.
7. Прием, который позволяет оценить детский рассказ.