Раиля Бахтеева
Опыт работы «Использование разнообразных форм взаимодействия с семьёй в детском саду»
▼ Скачать + Заказать документы
«Использование разнообразных форм взаимодействия с семьёй в детском саду»
Подготовила:
воспитатель I категории
МБДОУ «Солнышко»
Бахтеева Раиля Исмаиловна
«Семья – поистине высокое творенье.
Она заслон надёжный и причал.
Она даёт призванье и рожденье.
Она для нас основа всех начал»
Публикация «Опыт работы „Использование разнообразных форм взаимодействия с семьёй в детском саду“» размещена в разделах
- Детский сад и семья: взаимодействие, партнерство
- Опыт работы, практика
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
(Е. А. Мухачёва)
Первая школа воспитания растущего человека – семья. Здесь он учится любить, терпеть, радоваться, сочувствовать. Любая педагогическая система без семьи – чистая абстракция. В условиях семьи складывается эмоционально-нравственный опыт, семья определяет уровень и содержание эмоционального и социального развития ребенка. Поэтому так важно помочь родителям понять, что развитие личности ребенка не должно идти стихийным путем.
Детство - незабываемая пора в жизни каждого человека. Она наполнена добрыми волшебниками и веселыми гномами, теплыми лучами солнца, любовью и заботой родителей. Именно в семье складываются первые представления ребенка об окружающем мире, добре и справедливости, ответственности и долге. Семья – удивительное явление, созданное усилиями мира для поддержки человека в его физическом, интеллектуальном и духовном развитии. Сопровождая семью в воспитании детей, мы занимаемся благородным делом.
Дошкольными учреждениями накоплен значительный опыт организации сотрудничества с родителями в целях повышения эффективности нравственного, трудового, умственного, физического, художественно - эстетического воспитания и развития детей. Воспитатели детских садов, постоянно совершенствуют содержание и формы этой работы, стремясь добиться органичного сочетания воспитательных воздействий на ребенка в дошкольном учреждении и в семье, обеспечить всестороннее развитие личности.
Актуальность проблемы состоит в том, что детский сад — первый внесемейный социальный институт, первое воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители и где начинается их систематическое педагогическое просвещение. От совместной работы родителей и педагогов зависит дальнейшее развитие ребенка. И именно от качества работы воспитателей зависит уровень педагогической культуры родителей, а, следовательно, и уровень семейного воспитания детей.
Как показывает практика, родители зачастую испытывают определенные трудности в том, что не могут найти достаточно свободного времени для занятий с детьми дома, бывают не уверены в своих возможностях. Поэтому столь необходимой представляется реализация целостной системы взаимодействия ДОУ и семьи.
Современные родители достаточно образованны. У них есть доступ к педагогической информации, которая «обрушивается» на них из разных источников : теле- и радиопрограмм, популярной педагогической литературы, периодических изданий, сайтов Интернета. Но она не предполагает наличия «обратной связи», так как к родителям обращаются как к «усредненному» слушателю, не зная специфики семейного воспитания конкретного ребенка, особенности семьи, испытываемых ею трудностей.
В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребенка. Не секрет, что многие родители интересуются только питанием ребенка, считают, что детский сад – место, где присматривают за детьми, пока взрослые на работе. И мы, педагоги, очень часто испытываем большие трудности в общении с родителями именно по этой причине.
Работа с родителями – одна из труднейших участков деятельности воспитателя, она требует разносторонней подготовки, прежде всего знания педагогики и психологии. Эффективность воспитательной работы педагога во многом зависит от его умения находить общий язык с родителями, опираясь на их помощь и поддержку. Не зная детей и их родителей, не создав дружного коллектива, невозможно решать задачи обучения и воспитания.
Я постаралась решить эту непростую проблему в своей работе с родителями. Сотрудничество семьи и детского сада становится все более актуальным и востребованным. Как же сделать так, чтобы процесс воспитания не был односторонним? Как объединить усилия родителей и воспитателей в формировании личности ребенка? Что делать, если традиционные формы работы с родителями в виде родительских собраний уже не привлекают их?
В своей работе я решила использовать нетрадиционные формы общения с родителями. Поэтому основная цель данной работы - вовлечение семьи в единое образовательное пространство.
Создание единого образовательного пространства невозможно без участия родителей. Чтобы они стали помощниками педагога, творчески развивались вместе с детьми, необходимо убедить их в том, что они способны на это, что нет увлекательнее и благороднее дела, чем учиться понимать своего ребенка, а поняв его, помогать во всем, быть терпеливыми и деликатными и тогда все получится.
На сегодняшний день можно сказать, что у меня сложилась определенная система в работе с родителями. Использование разнообразных форм работы дало определенные результаты: родители из «зрителей» и «наблюдателей» стали активными участниками встреч и помощниками воспитателя, создана атмосфера взаимоуважения.
Семья и детский сад два воспитательных феномена, каждый из которых по-своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир. Только в гармоничном взаимодействии детского сада и семьи можно компенсировать и смягчить друг друга. Для меня это стало возможно только благодаря объединению сил и сотрудничеству с родителями.
Для этого необходимо последовательно реализовать следующие задачи:
• создание условий для благоприятного климата взаимодействия с родителями;
• повышение педагогической грамотности родителей;
• повышение профессиональной компетентности педагога;
• обогащение опыта межличностного общения детей, родителей и педагога;
• продуктивное творческое взаимодействие педагога и родителей.
Работа с семьей является сложной задачей, как в организованном, так и в психолого-педагогическом плане.
Я стараюсь установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, создать атмосферу взаимоподдержки. Доказано, что именно семья призвана приобщить ребенка к нравственным ценностям, дать ориентиры на построение разумного образа жизни. Однако практика моей работы показывает, что некоторые родители не имеют специальных знаний в области воспитания, испытывают трудности в установлении контактов с детьми.
Основная цель всех форм и видов взаимодействия с семьей – установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду, воспитание потребности видеть проблемы друг друга и совместно их решать.
Нетрадиционные формы работы с семьей помогают показывать родителям их значимость в воспитании детей и развивать потребность работать в триаде «педагог – ребенок – родитель», где ребенок является главным в этом звене.
Цель педагога, как профессионала – наполнить эти взаимные действия взаимными чувствами : любовью и пониманием.
Так какие же существуют формы работы с родителями?
• Консультации, беседы;
• анкетирование;
• родительские собрания;
• стенды;
• памятки;
• папки-передвижки (ширмы);
• выставки;
• праздники в детском саду;
• акция;
Источником знаний о семье является социально-педагогическая диагностика, предполагающая использование таких методов, как беседа, консультация, анкетирование.
Консультации. Проблемы, возникающие у родителей в процессе воспитания детей порой растут, как снежный ком. И очень часто взрослые не знают способов их решения. Одни самостоятельно находят пути к решению проблемы, другим требуется помощь. Тематика консультаций разнообразна. Она определяется задачами воспитания ребенка. Например, на основе бесед, высказываний, игр детей возникли темы консультаций:
• «Чем и как занять ребенка дома?»;
• «Если ребенок кусается и дерется»;
• «Как правильно воспитывать девочку»;
• «Закаливание детей»;
• «Подготовка к школе» и др.
Беседа – это метод получения информации на основе общения.
Примерные вопросы к беседе:
1. Состав семьи.
2. Место работы родителей.
3. Чем увлекаются члены семьи?
4. Испытываете ли вы трудности в воспитании ребенка? И т. д.
Анкетирование – это метод сбора информации путем письменных ответов на поставленные вопросы. Анкетирование – самый популярный метод изучения отношений. Из анкет можно узнать особенности детей, о том, что любит или не любит конкретный ребенок, его предпочтения; особенности семей воспитанников – структуру, состав, образование родителей и другие сведения. Например:
• «О вашем ребенке»;
• «О ЗОЖ»;
• «Ваши взаимоотношения с детьми»;
• «Состояние работы учреждения» и др.
День открытых дверей - эта форма возникла с целью приобщения родителей к жизни ДОУ. Родители в качестве гостей посещают занятия, где преодолевается их поверхностное суждение об обучении в детском саду, профессии воспитателя. Они видят собственных детей в необычной для себя обстановке, получают рекомендации об обучении детей в семье.
Также родители могут быть активными участниками педагогического процесса. Они отвечают на вопросы, совместно с детьми двигаются под музыку, поют, рисуют, выполняют задания педагога и т. д. Здесь папы и мамы выступают в качестве партнеров воспитателя. Чтобы родители могли лучше понять возможности детей, требования к ним, следить за их достижениями и интеллектуальным ростом, я приглашаю родителей на открытые занятия и мероприятия, такие как:
• «В гости к сказкам»;
• «Волшебный сундучок»;
• «Путешествие к Лесовичку»;
• «Папа, мама, я – спортивная семья»;
• «На встречу с Королевой Весной»;
• «Там на неведомых дорожках»;
• «Моя рука – моя семья».
Такие наблюдения за детьми позволяют родителям понять, на что следует обратить особое внимание, как и какую помощь оказать.
Родительские собрания – целесообразная и действенная форма работы воспитателя с коллективом родителей, на которой воспитатель знакомит их с задачами. Содержанием и методами воспитания детей определенного возраста в условиях детского сада. Воспитатель не должен считать «выступление перед родителями с докладом» хорошим способом разговора о воспитании ребенка. На родительском собрании должен преобладать диалог. Это шаг к взаимопониманию, ступенька к обретению доверия. Педагог дает возможность каждому родителю принять участие в обсуждении актуальных проблем воспитания. Собрания могут проходить в разных формах :
«Круглый стол», «Вечер вопросов и ответов», «Диспуты». Важно продумать время начала собрания, регламент и место проведения. Диалогу способствует размещение родителей за столами, поставленными в круг или полукругом. Важно следить за временем и завершить собрание в установленное время. Если какой-то вопрос останется без ответа, можно перенести его обсуждение на следующую встречу, либо обсудить его в форме консультации. Родителям необходимо помогать становиться хорошими родителями. Это я делаю на родительских собраниях. Их тематика разнообразна :
• «Адаптация ребенка в детском саду»;
• «Детские капризы»;
• «Наказание и поощрение в семье»;
• «Развитие речи младших дошкольников»;
• «Подготовка детей к школе».
Памятка – это хорошо структурированный короткий текст, напоминающий о чем-либо, призывающий родителей к осознанному воспитанию детей в семье и сотрудничеству с детским садом в решении различных образовательных задач.
Папки-передвижки (ширмы) – содержат конкретный материал о воспитании и образовании детей, дополненные зарисовками, иллюстрациями, фото. В ширме можно раскрыть условия для формирования навыков самообслуживания, методов и приемов руководства играми, основные психофизиологические особенности детей того или иного возраста, режим дня, труд и наблюдения в природе и др. Они располагаются на детских шкафчиках в раздевалке. Мною были предложены такие темы:
• «Если ребенок плохо ест»;
• «Стеснительные и замкнутые дети»;
• «Если дети балуются»;
• «Активные дети»;
• «Профилактика гриппа и ОРВИ»;
• «Безопасность летом»;
Выставка – это собрание предметов (рисунков, поделок, фотографий, расположенных для обозрения детей и взрослых. Выставки детских работ организуются в детском саду в целях привлечения внимания семьи к результатам обучения детей. Работы детей должны быть подписаны, чтобы каждый родитель мог найти работу, выполненную его ребенком. Выставки организуются как для родителей одной группы, так и для родителей воспитанников всего детского сада. В нашем детском саду мы организуем выставки семейного творчества, можно сказать они стали уже традиционными. Совместное творчество обогащает семейный досуг, объединяет членов семьи, а главное положительные впечатления сохранятся в памяти ребенка на всю жизнь. Ведь поделка, изготовленная совместно с папой или мамой, сестрой или братом, всегда кажется особенно привлекательной. Тему выставки мы выбираем в соответствии с сезоном, календарным праздником или другим значимым событием. На протяжении учебного года детям и родителям была предоставлена возможность поучаствовать в разнообразных проектах и конкурсах. Наиболее яркими были следующие мероприятия:
• осенняя выставка «Дары земли Старополтавской»;
• «Мастерская Дедушки Мороза» (игрушки из яичной скорлупы);
• «Елочка – зеленая иголочка» (поделки);
• «Новогодняя фантазия» (поделки и аппликации);
• «Кормушка для птиц» (поделки);
• «Мы любим спорт!» (рисунки, посвященные Олимпиаде 2014);
• «Любимая семейная подвижная игра» (оформление книжки-раскладушки);
• «Мой родной край» (фотовыставка);
• изготовление игрушек к проекту «Игрушки наших бабушек и дедушек».
Праздники – совместные досуги призваны устанавливать теплые неформальные, доверительные отношения, эмоциональный контакт между педагогами и родителями, между родителями и детьми. Досуги позволяют создать эмоциональный комфорт в группе. Родители становятся более открытыми для общения. Широкое распространение получили такие праздники и фестивали:
• «День матери»;
• «Новогодние приключения»;
• «День защитника Отечества»;
• «Международный женский день»;
• «Веселые старты»;
• «Дружба народов – счастливые дети»;
• «Мой край родной Заволжье»;
• фестиваль «Мой край родной – навек любимый».
Акция – это действие, предпринимаемое для какой – либо цели (благотворительность, благоустройство детского сада). Например, акция «Сделаем наш детский сад красивым» и акция «Зеленая планета» - «Аллея дружбы» (посадка сосен). Цель данных акций: объединение усилий родителей, детей и педагогов в благоустройстве участков детского сада.
Проектная деятельность педагогов, детей и родителей. Процесс проектирования включает в себя следующие этапы:
-выдвижение цели;
-разработка проекта реализации идеи;
-реализация проекта;
-рефлексия опыта реализации проекта.
В моей группе был реализован проект «Игрушки наших бабушек и дедушек». Мы совместно с родителями решили помочь своим воспитанникам на примере народной игрушки расширить знания о традициях в использовании кукол, проявить интерес к изготовлению разнообразных кукол и использованию их в детской деятельности. Такая форма работы наиболее интересна родителям, потому что она позволяет погрузить родителей в среду педагогического общения, повысить авторитет родителей в глазах детей, увеличить время для совместных дел и игр. Это дает определенный результат в установлении доброжелательной, доверительной атмосферы, хорошего эмоционального настроя и обстановки совместного родительского творчества.
Наше взаимодействие с родителями только в начале пути, но уже сейчас можно уверенно сказать об успехах. Я не останавливаюсь на достигнутом, продолжаю искать новые пути сотрудничества с родителями. Ведь у нас одна цель – воспитывать будущих созидателей жизни. Каков человек – таков мир, который он создает вокруг себя. Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут любить и оберегать своих близких.
Как бы то ни было, - любите детей, принимайте их такими, какими они есть, со всеми их капризами и шалостями. Порой нам кажется, что мы знаем о них все, потом понимаем, что не знаем почти ничего. Они – тайна, они – загадка, они – маленькое чудо. А чудеса непостижимы. И единственной тропинкой на пути к разгадке этой тайны будет добро.
Список литературы:
1. Е. Ю. Савельева, М. В. Корепанова «Работа детского сада с семьей или как помочь родителям в воспитании ребенка». Волгоград, 2000
2. С. В. Глебова «Детский сад – семья : аспекты взаимодействия» - Воронеж: ЧП Лакоценин С. С., 2007
3. О. Л. Зверева, Т. В. Кротова «Общение педагога с родителями в ДОУ» - М. : ТЦ Сфера, 2005
4. Е. С. Евдокимова, Н. В. Додокина «Детский сад и семья : Методика работы с родителями» - М. : Мозаика – Синтез, 2008
5. Е. С. Евдокимова, Н. Г. Зотова «Родители, дети, педагоги: любовь рождает понимание» - Волгоград: (ООО ФЕНИКС, 2011
6. О. И. Давыдова, А. А Майер «Работа с родителями в детском саду : Этнопедагогический подход»- М. : ТЦ Сфера, 2005
7. «Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей» - М. : АРКТИ, 2005
8. «Работа ДОУ с семьей : Диагностика, планирование, конспекты лекций, консультации, мониторинг» - М. : ТЦ Сфера, 2005
9. Практический журнал «Воспитатель ДОУ» №12 - М. : ТЦ Сфера, 2008
10. Практический журнал «Воспитатель ДОУ» №4 - М. : ТЦ Сфера, 2009