Анастасия Хабарова
Использование проектной деятельности в развитии детской одаренности
▼ Скачать + Заказать документы
Детская одаренность занимает одного из главных мест среди интересных явлений природы. Педагогов на протяжении многих лет волнуют проблемы ее диагностики и развитии. В настоящее время интерес к детской одаренности высок как в общеобразовательных организациях, так и в учреждениях дополнительного образования. Это объясняется общественными потребностями и, прежде всего, потребностью общества в неординарной творческой личности. Неопределенность современной окружающей среды требует не только высокой активности человека, но и его умений, способности нестандартного мышления и поведения. Ведь именно высокоодаренные люди способны внести свой наибольший вклад в развитие общества. Для работы с детьми с повышенными способностями в современном мире все больше развивается разнообразных форм и методов. Однако, очевидным, является и тот факт, что работа с одарёнными детьми требует глубокого изучения и проработки её методологических основ. Отечественная система образования обновляется на основе гуманистических принципов. Перед педагогической наукой стоит задача воспитания человека с новым, интеллектуальным уровнем самосознания, способного к концептуальному мышлению, творческой деятельности и самостоятельному управлению собственной деятельностью и поведением. Смена приоритетов образования связана с глубоким кризисом общества, с процессами глобализации и интеграции, происходящими в мире. Интеллектуальный потенциал общества во многом определяется выявлением одаренных детей и работой с ними. Одной из приоритетных социальных задач современного общества является создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей. Проблемы одаренности в системе образования решаются путем создания специальных школ для одаренных и талантливых детей или специальных классов для одаренных. Сохранение и развитие одарённости детей важнейшая проблема нашего общества. Перед педагогом стоит основная задача - способствовать развитию каждой личности. Поэтому важно установить уровень способностей и их разнообразие у наших детей, но не менее важно уметь правильно осуществлять их развитие. Работа по обучению одарённых детей - задача, требующая совместных действий многих специалистов. Воспитание и обучение одарённых детей - трудная и широкомасштабная задача. Каждый одаренный ребенок - индивидуальность, требующая особого подхода. Содействие реализации одаренности чаще всего требует организации особой среды, включающей специальное образование, которое выходит за рамки обучения в обычной школе. Методы и формы работы с одаренными детьми, прежде всего, должны органически сочетаться с методами и формами работы со всеми воспитанниками и в то же время отличаться своеобразием. Говоря о формах работы с одаренными детьми, необходимо сразу оговорить следующее: работа с такими учащимися распадается на две формы - урочную и внеурочную. В работе с одаренными детьми мы руководствуемся следующими принципами педагогической деятельности : принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности; принцип возрастания роли внеурочной деятельности; принцип индивидуализации и дифференциации обучения. Во внеурочном процессе развитие одарённого ребёнка следует рассматривать как развитие его внутреннего деятельностного потенциала, способности быть автором, творцом, активным созидателем своей жизни. В работе с одаренными детьми предпочитаем современные инновационные технологии: исследовательские, частично-поисковые, проблемные, проектные. У одарённых детей чётко проявляется потребность в исследовательской и поисковой активности - это одно из условий, которое позволяет воспитанникам погрузиться в творческий процесс обучения и воспитывает в нём жажду знаний, стремление к открытиям, активному умственному труду самопознанию. Хотелось бы подробнее рассмотреть метод проектов. Метод проектов, относится к технологиям компетентностно-ориентированного обучения. Использование данного метода во внеурочной деятельности даёт новые возможности в активизации познавательного интереса воспитанников, развития творческих способностей. С учётом интересов и уровней дарования конкретных детей им предлагается выполнить тот или иной проект : проанализировать и найти решение практической задачи, выстроив свою работу в режиме исследования и завершив ее выводом. Такая форма обучения позволяет одаренному ребенку, продолжая учиться вместе со сверстниками и оставаясь включенным в привычные социальные взаимоотношения, вместе с тем качественно углублять свои знания и выявлять свои ресурсы в области, соответствующей содержанию его одаренности. Проектная деятельность - одна из технологий воспитания мотивированных детей. Одаренные дети, работая над проектами, овладевают методами научной творческой работы и принимают участие в исследованиях, что позволяет им почувствовать уверенность в себе, «не потеряться», самоутвердиться и ощутить радость успеха. В 2015–2016 учебном году центром дополнительного образования «Одаренность» был разработан творческо-поисковый проект «Отечество. ru», который направлен на работу с одаренными детьми с целью гражданско-патриотического воспитания учащихся. Задачи проекта : способствование развития личности ребенка; развитие самостоятельного мышления; формирование навыков поисково-исследовательской деятельности. Занимаясь проектной деятельностью, одаренные дети развивают самостоятельное мышление, умение добывать информацию, прогнозировать, принимать нестандартные ситуации, воспитанники получают ценный опыт творческой, поисковой деятельности по решению новых проблем, возникающих перед ними. Это требует от них самостоятельного использования ранее усвоенных знаний и умений в новых ситуациях, формирования новых способов деятельности на основе уже известных. Основной вывод - нужно помочь одаренному ребенку вовремя выявить свой талант, а не закопать его в землю. Для этого нужно на ранней стадии обучения выявить таких детей и помочь им в дальнейшем развить свою одаренность. Воспитание и обучение одарённых детей - трудная и широкомасштабная задача. Тут и соответствующее воспитание и подготовка педагогов - подготовка их ко всему многообразию трудностей и радостей работы с юными талантами. Есть одаренные ребята, в которых удачно сочетаются высокий интеллект, творчество и скромность, доброта, чуткость, внимательное отношение к людям. У одаренных ребят появился еще один стимул - побеждать. Хотя цена этих побед - долгая и трудная работа над собой. И здесь незаменима помощь педагогов. Все дети талантливы и успех каждого ребенка зависит от его своевременного выявления и развития. Обучение талантливого ребенка и выработка у него умения самостоятельно усваивать сложный материал - это тот первый шаг, который должен проделать педагог со своим подопечным, чтобы привить ребенку вкус к серьезной включающей в себя элементы творческого подхода работе, которая будет сопутствовать данному ребенку в жизни.
Публикация «Использование проектной деятельности в развитии детской одаренности» размещена в разделах
Одаренные дети – особая категория детей, которые обладают высокой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядной креативностью и в тоже время имеют специфические проблемы в развитии, трудности в социальной адаптации в целом и в адаптации к условиям детского сада в частности. Решение данной проблемы возможно в дополнительном образовании. Здесь предоставляется каждому ребенку возможность свободного выбора образовательной области с учетом их индивидуальных склонностей. Личностно-деятельный характер образовательного процесса, применение инновационных форм, методов и технологий, участие детей в творческих конкурсах, выставках, фестивалях интеллектуальных играх и прочее способствует успешному развитию детской одаренности.
Список использованной литературы :
Котова И. Е., Лобанова Н. В., Плохотникова Ж. В. Проектная деятельность как метод работы с одаренными детьми [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2016 г.). - Самара: ООО "Издательство АСГАРД", 2016. - С. 195-197. - URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/188/9938/ ( дата обращения: 29.04.2018).
Строкова, Т. А. Педагогическое сопровождение одаренных детей в обучении // Одаренный ребенок. – 2003. – № 6. – С. 45-51.
Федотова, Н. К. Из опыта работы с одаренными детьми/ Вестник НГУ Серия: Педагогика т. 9, В1.// Н. К. Федотова. - Новосибирск: Изд-во Новосибирск
Хеллер К. А. Диагностика и развитие одаренных детей и подростков // Основные современные концепции творчества и одаренности. – М. : Молодая гвардия, 2007. – С. 243 – 265.