Таня Ломова
Использование проектной деятельности в формировании социокультурных ценностей у всех участников образовательного процесса
▼ Скачать + Заказать документы
«Нам как никогда нужно создать такую доктрину развития дошкольного детства, в которой бы вместе, «в одной упряжке», были государство, семья, работники системы образования» Александр Григорьевич Асмолов
В современном мире ребенок живет и развивается в окружении разнообразных источников воздействия, как позитивных, так и негативных, которые влияют на его формирующую нравственную сферу.
Решающим фактором развития личности является социальная среда. И именно она обеспечивает полноценную практику взаимодействия.
Публикация «Использование проектной деятельности в формировании социокультурных ценностей у всех участников образовательного процесса» размещена в разделах
Согласно новым требованиям Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) приобщение детей к социокультурным нормам является одним из основных принципов дошкольного образования и направлен на позитивную социализацию ребенка, развитие положительного самоощущения и формирование позитивного отношения к деятельности человека, к окружающей среде.
Ориентиры образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» призваны обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности. Поэтому важно совершенствовать методы и способы обогащения нравственного опыта ребенка в процессе вхождения его в мир окружающих его людей.
На современном этапе развития Российского дошкольного образования особое внимание уделяется развитию личностных качеств дошкольника через системно-деятельностный подход. Проектная деятельность как средство реализации данного направления, обеспечивает включение каждого ребёнка в самостоятельную познавательную деятельность, создавая для каждого адекватную нагрузку.
Сегодня технология проектной деятельности широко используется в школе, как в урочной, так и во внеурочной деятельности, что ориентирует дошкольные учреждения на формирование умений и предпосылок проектной деятельности уже в дошкольном возрасте. Также изменились требования к детям, поступающим в первый класс.
Следовательно, модель выпускника детского сада изменилась по характеру и содержанию педагогического взаимодействия с ребенком: если раньше на первый план выходила задача воспитания стандартного члена коллектива с определенным набором знаний, умений и навыков, то сейчас, стоит необходимость формирования компетентной, социально-адаптированной личности, способной ориентироваться в информационном пространстве, отстаивать свою точку зрения, продуктивно и конструктивно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. То есть акцент идет на развитие качеств и социальную адаптацию.
Проектная деятельность сегодня включена в структуру примерных основных общеобразовательных программ дошкольного образования.
Особенностью технологии проектной деятельности в дошкольной организации является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель (замысел). Взрослые ненавязчиво помогают обнаруживать проблему или даже провоцируют ее возникновение, вызывают к ней интерес и тем самым «втягивают» детей в проект. Поэтому в образовательной деятельности детского сада проектная деятельность носит характер сотрудничества, сотворчества, в котором принимают участие дети и педагоги, а также вовлекаются родители и социум.
А теперь более конкретно на примере проекта «Цепочка добра».
Девиз проекта : «Вам сделали добро? Улыбнитесь! Вы стали звеном цепочки доброты. Сделайте добро другому человеку! Продлите цепочку доброты!»
Усвоение социальных норм, правил поведения и формирование эмоционального отношения к действительности — цель проекта «Цепочка добра», который реализуется в детском саду «СКАЗКА» уже третий год. Цели и задачи остаются прежними, а вот формы меняются.
Работа над проектом включает в себя три этапа — подготовительный, формирующий и итоговый.
На каждом этапе предусмотрена деятельность триады — родители-педагоги-дети.
Также в проекте мы сотрудничаем с объединением «Верный друг» и добровольцами из общества «Зоохелп» г. Владимир, а также с Владимирским домом ребёнка и сотрудниками ГИБДД.
В проект включены такие формы сотрудничества как
фотовыставка
выставка рисунков
Ребенок с ОВЗ в кругу сверстников
Аптечка для души (Мудрые позитивные высказывания о родительской любви и воспитании)
Банка добрых пожеланий (Благодарность и пожелания сотрудникам детского сада).
В содержание проекта включена такая форма взаимодействия, как акция.
Акция – это социально значимые, комплексные мероприятия, действия для достижения какой-либо цели.
Каждая акция состоит из трех основных этапов: мотивация, планируемые действия и завершающий этап. Важным условием и успехом акции является мотивация – осознанные отношения к делу и действиям.
Акции направлены на формирование активной жизненной позиции, они дают представления о том, что от каждого человека зависит состояние окружающей нас среды. И даже маленький ребенок способен изменить в лучшую (или худшую) сторону свое окружение.
С помощью акции можно быстро, без назидательности донести до большого количества родителей нужную идею, привлечь внимание к проблеме.
В результате реализации проекта «Цепочка добра» проводятся акции различной направленности:
-"Протяни руку лапам" (помощь бездомным животным);
"Книга на память" (пополнение библиотечки на группе);
"Чужих детей не бывает" (помощь Владимирскому Дому ребёнка);
"Яркая личность", "Берегите наши сердечки» (профилактика детского дорожно-транспортного травматизма)
Результатом проведения проекта «Цепочка добра» является накопление детьми разнообразного практического социального опыта. У дошкольников в элементарном виде формируются социально-ценностные ориентации, они становятся более независимыми и самостоятельными в своём поведении. Дети старшего дошкольного возраста понимают сущность своего «Я» и осознают себя частью природы, частью социума, частью окружающего мира, частью культуры.
Таким образом, проектная деятельность обладает целым рядом характеристик, которые оказывают положительное влияние на развитие ребенка-дошкольника.
Развиваются и детско-родительские отношения. Ребенок оказывается интересен родителям, поскольку он выдвигает различные идеи, открывая новое в уже знакомых ситуациях. Жизнь ребенка и родителей наполняется богатым содержанием.
Работая над проектом мы вкладываем маленькую частицу доброты в одну из годовых задач нашей страны.
«Я верю в человека. Я верю в его добрые помыслы. Я верю, что все мы пришли для того, чтобы творить добро. И если мы будем это делать, будем все вместе, то нас ждет успех.» В. В. Путин