евгения воронкова
Отчёт о проектной деятельности «Роль сказки и домашнего чтения в развитии речи ребёнка»
▼ Скачать + Заказать документы
Основным, в полноценном развитии ребёнка его личностных качеств, является речь.
Работая в детском саду, я обратила внимание на один очень важный момент: количество детей имеющих те или иные речевые проблемы, с каждым годом увеличивается. При этом происходит снижение интереса к книге и чтению, как среди взрослого населения, так и среди детей и подростков.
Публикация «Отчёт о проектной деятельности „Роль сказки и домашнего чтения в развитии речи ребёнка“» размещена в разделах
- Литература, чтение. Конспекты занятий
- Проекты, проектная деятельность
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ, диагностика
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Сказка. Проекты по сказкам
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2018
Важно знать, что именно в семье формируется интерес к книге, первым посредником между ребёнком и книгой являются родители. И родителям важно осознавать, что они не могут и не должны стоять в стороне от учения детей, их приобщения к грамотности, чтению.
Одним из наиболее эффективных путей развития речи дошкольников, в моей работе я считаю использование разных жанров литературы, устного народного творчества, в особенности – русской народной сказки. Сказка помогает расширить словарный запас малыша, а также развить связную логическую речь. А совместное время провождение за чтением сказок способствует пополнению «жизненной копилки» знаний и впечатлений.
В ходе анкетирования родителей, выяснилось, что лишь только 4 семьи из 10 читают ребёнку ежедневно. Чтение по инициативе ребёнка составило так же в 4-хсемьях. А по родительской инициативе читает только одна семья. Лишь в 3-х семьях дети рассказывают о прочитанных сказках в детском саду. На вопрос «Читаете ли вы сами литературу?» дали утвердительный ответ только 4 семьи.
Меня насторожило это обстоятельство: во всех таких разных и не похожих друг на друга семьях присутствовало одно сходство – современные родители перестали уделять должное внимание чтению книг, в частности сказок. А ведь, именно книга во все времена объединяла людей, воспитывала культуру общения, являлась носителем нравственных и духовных ценностей.
Понимая всю значимость актуальности этой темы, я стала работать в данном направлении.
На родительском собрании, тема которого была «Воспитываем сказкой», я рассказала о том, как посредством чтения сказок развивается речь детей. Данная тема родителей очень заинтересовала, и мы совместно с родителями определили тему проектной деятельности «Роль сказки и домашнего чтения – в развитии речи ребёнка».
Целью проекта стало : приобщение детей к художественной литературе через чтение сказок, развивать устойчивый интерес к чтению детей и родителей, совместно с родителями попытаться возродить традицию семейного чтения.
Были поставлены задачи проекта :
1. Образовательные:
-создавать необходимые условия для знакомства со сказками;
- развивать познавательные способности ребёнка, любознательность, память, воображение;
- продолжать расширять и обогащать словарный запас слов;
- приобщать детей к драматизации по знакомым сказкам;
- развитие у детей детского творчества – рисование, лепка, аппликация;
2. Воспитательные:
- приучать слушать и понимать доступные по содержанию сказки;
- пробуждать интерес к чтению и рассказыванию сказок;
3. Работа с родителями:
-донести родителям мысль о важности и актуальности проблемы чтения в ДОУ и дома;
- помочь семье в литературном развитии ребёнка, в формировании у него читательского интереса;
- побуждать к участию в акциях, выставках, родительских собраний на тему чтения художественных произведений и сказок;
- подвести к мысли о необходимости возрождения традиции семейного чтения;
- предоставить рекомендации родителям для восстановления традиции чтения дома.
Полагаясь на актуальность проекта и важность решения поставленных задач, был разработан план работы. В план работы включен материал по совместной деятельности с детьми и работа с родителями.
На подготовительном этапе проектной деятельности для родителей были разработаны консультации: «Воспитываем сказкой», «Развитие речи и чтение художественной литературы для детей младшего возраста». «Какие книги можно читать на ночь».
Также для родителей были приготовлены памятки «Развитие речи посредством чтения сказок», «Подсказки «Да» и «Нет», «Пять простых советов». В индивидуальных беседах были затронуты темы: «Книга по возрасту», «Домашняя библиотека», «Сказка в жизни ребёнка».
В ходе проектной деятельности была реализована форма работы с детьми - знакомство малышей с фольклором. Народные песенки, потешки, представляют прекрасный речевой материал, который я использовала, как в образовательной деятельности, так и в совместной деятельности. Благодаря фольклору адаптация детей к детскому саду прошла быстро. Да и речь детей заметно улучшилась.
Следующим этапом моей работы стало речевое развитие детей с помощью сказки.
Восприятие сказки было успешным, когда я проводила с детьми предварительную работу: мы рассматривали иллюстрации, проводились беседы с объяснением малознакомых детям этого возраста слов и выражений. А уже дальше шло непосредственное знакомство со сказкой. Для большего эффекта восприятия, я сопровождаю текст сказки предметными и сюжетными картинками. С большим интересом дети воспринимают презентации по сказкам. Очень любят играть в игры «Угадай сказку», «Из какой сказки» в мультимедийном оформлении. Так у многих малышей появились свои любимые сказки.
За время работы я изготовила дидактические игры на тему «Сказки» : «В мире сказок», «Кто лишний», «Кого не хватает», «Угадай сказку», «Разрезные картинки по сказкам». Общая цель всех игр: закрепить название сказок, их содержание, героев, развивать речь детей.
Играя, в сказку с детьми использую различные виды театра. Очень нравится ребятам рассказывать сказки с помощью театра на ладошке. Такая деятельность позволяет развивать у детей творчество, фантазию, мелкую моторику.
Любимым занятием для детей является игра. С большим удовольствием разучивали и проговаривали слова к подвижным играм «Лохматый пёс», «Заинька попляши», «Заинька серенький». Зная слова к игре, дети с лёгкостью могли перевоплощаться в героев игры.
В продуктивной деятельности «Горошек для мышки» мы закрепили не только приёмы лепки, но и вспомнили содержание сказки «Репка», что способствовало активизации речи.
Использование пальчиковой гимнастики с перечислением сказочных героев «Колобок», «Теремок» развивает не только мелкую моторику рук, но и активизирует речь ребёнка, словарный запас, зрительную память.
Заключительным этапом в проектной деятельности стало : сбор фото и выпуск стенгазеты «Расскажи мне сказку мама», изготовление книжки малышки совместно с детьми. В группе была оформлена выставка «Наши любимые сказки».
Родители были настоящими участниками общеобразовательного процесса, принимали активное участие во всех мероприятиях. Самыми яркими из них стали:
- Конкурс «Книжка малышка»
- Акция Подари книжку детскому саду»
- На родительском собрании, родители поделились своим опытом семейного чтения.
- Изготовили сказочных персонажей из фанеры для оформления игровой площадки.
Таким образом, проделанная в ходе проекта работа, дала положительный результат не только в речевом и познавательном развитии, но и в социальном развитии детей, а также способствовала возникновению интереса и желания у родителей принять участие в проекте, сблизила детей, родителей и педагогов нашей группы. Немало - важно и то, что нам удалось донести до родителей важность соблюдения традиции семейного чтения. Время, отданное ритуалу семейного чтения, поспособствовало установлению более близких внутрисемейных контактов.