Ирина Полетаева
Консультация «Развитие детской одаренности в дошкольном возрасте»
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие детской одаренности в дошкольном возрасте.
Аннотация: В статье воспитатель делится своим опытом по выявлению и развитию одаренных дошкольников. В ней обозначены методики выявления одаренности у детей в любом возрасте, предлагаются принципы работы. Так же затронута тема работы с родителями: сотрудничество и консультации в данном направлении. Этот материал может быть полезен педагогам дошкольных учреждений.
Публикация «Консультация „Развитие детской одаренности в дошкольном возрасте“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Одаренные дети. Выявление и работа с одаренными детьми
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Учеными доказано, что в каждом ребенке при рождении есть потенциал одаренности и при благоприятных условиях он эффективно развивается.
В каждой группе детского сада можно встретить ребенка, который в какой-то степени отличается от своих сверстников. Это не должно быть незамеченным педагогом.
Для развития способности «одаренности» необходимо, прежде всего, создать условия атмосферы доброжелательности и заботливости по отношению к ребенку, системность.
В своей работе с одаренными детьми мы пользуемся следующими принципами: индивидуальный подход к каждому ребенку, возможность выбора занятий ребенком, соотношение коллективной и индивидуальной деятельности ребенком.
В нашем детском саду есть творческие кружки по интересам, где каждый ребенок может применить свои знания и умения. Но нельзя сказать, что эти кружки и есть «мастерская для одаренных детей». Это все только может быть развивающим фоном для ребенка, пробуждением его природных данных. Наблюдая за детьми в группе, мы обратили внимание, что наши девочки очень хорошо поют и читают стихотворения. На фоне этих наблюдений мы стали устраивать концерты не только в своей группе, но решили выступить перед детьми других групп. Этим мы порадовали других детей и показали свои способности. Так же дети нашей группы выступают не участвуют в различных мероприятиях (конкурсы, фестивали, «Почемучки») и другие. Им это очень нравится и это у них получается с каждым разом все лучше и лучше.
Но следует помнить, что одаренность не только надо увидеть, ее надо еще и развивать и поддерживать к этим знаниям и умением интерес ребенка.
Для выявления одаренных детей в своей работе мы использовали несколько методик:
1. Методика «Последовательность картинок». С помощью этой методики мы выявили способности детей в области логического мышления.
2. Методика «Вопросы к картинкам». С помощью этой методики был выявлен уровень детей в познавательной активности.
3. Методика «Учебная деятельность». С помощью этой методики был выявлен уровень в области образного мышления.
Для одаренных детей свойственно иное соотношение познавательной активности и умственной способности. Это выражается в высокой познавательной активности и в опережающем развитии способностей в области логического и образного мышления и воображения. Все это носит индивидуальный характер в каждом одаренном ребенке.
В качестве наиболее приемлемым методом развития одаренности можно назвать проектно-исследовательскую деятельность. Проектно-исследовательская деятельность в дошкольном возрасте это то, когда конечный результат виден после нескольких взаимосвязанных действий.
Например, мы предложили детям изготовить настольный театр. Вначале дети растерялись и не знали из чего его лучше сделать. Но потом Леня Скрипников предложил нарисовать персонажей к этому театру и выбрать материал из чего они будут это делать. После того как рисунки были готовы, дети решили, что из бумаги театр будет не очень прочным, а вот из пластилина как раз подойдет, потому что там все части у кукол могут двигаться. Так они реализовали задачу, которую мы перед ними поставили.
Для реализации проектной деятельности необходимо привлекать и родителей. Дошкольник видя, что взрослый в этом тоже заинтересован, будет проявлять еще больший интерес, что позволит ребенку и родителю больше понять друг друга. Но наряду с этим взрослый не должен предлагать своих вариантов решения задач. Он должен просто предложить одну из проблемных ситуаций «Почему снег тает», «Почему ночью темно, а днем светло», «Где вода чище» и другие.
Вторая особенность проектно-исследовательской деятельности есть заинтересованность участников. Но одного интереса мало, надо, чтобы и ребенок и педагог, реализовывали в проектной деятельности не только смысл, но и понимание.
Третья особенность проектно-исследовательской деятельности является ее адресный характер. Ребенок, в ходе проектной деятельности, выражает свое отношение, и всегда ищет адресата – человека, к которому обращено его высказывание, оформленное в виде продукта.
В нашей группе был разработан природоохранный проект, совместно с родителями, «Что мы знаем о воде». В этой работе Дарина сама решила узнать о свойствах воды и о том, как надо беречь наши ресурсы. С эти проектом она выступила перед своими друзьями, чем их очень заинтересовала. Дети тоже решили не отставать и придумали с родителями свои проект. Каждый ребенок может стать одаренным, если ему помогут в этом взрослые.
Список литературы:
1. Венгер Л. А, Программа “Одарённый ребенок”, 1995 г.
2. А. И. Савенков. «Одарённые дети в детском саду и школе», 2000г.
В. Н Афанасьева, Ж. П. Карамбаев «Дидактика для одаренных детей», 2010г