Евгения Бабушкина
Методические рекомендации «Использование фольклора в работе с детьми младшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Методические рекомендации "Использование фольклора в работе с детьми младшего дошкольного возраста".
Данные методические рекомендации предназначены для педагогов, работающих с детьми младшего дошкольного возраста и использующих в своей деятельности малые формы фольклора.
Публикация «Методические рекомендации „Использование фольклора в работе с детьми младшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Народная культура, фольклор
- Средняя группа
- Фольклор, народная культура. Консультации
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2018
Ценность фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт. В. А. Сухомлинский считал сказки, песни, потешки незаменимым средством пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности. И действительно, ласковый говорок прибауток, потешек вызывает радость не только у малыша, но и у взрослого, использующего образный язык народного поэтического творчества для выражения своей заботы, нежности; веры в ребенка.
Наблюдения показывают, что произносимые взрослым короткие и ритмичные фразы, в которых ребенок улавливает повторяющиеся звуки, вызывают у него реакцию на художественное произведение. Интонация голоса в одних случаях успокаивает его, в других – бодрит. Например, колыбельные песни оказывают усыпляющее воздействие, а потешки, в которых имеются игровые приемы (“Ладушки”, “Идет коза рогатая”, “Поехали – поехали”, вызывает потребность вступить в эмоциональный контакт со взрослым.
Попевки, приговорки, потешки – первые художественные произведения, которые слышит ребенок. Знакомство с ними обогащает его чувства и речь, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии. Их звучность, ритмичность, напевность, занимательность привлекают детей, вызывают желание повторить, запомнить, что, в свою очередь, способствует развитию разговорной речи.
Особую значимость приобретает фольклор в первые дни жизни малыша в дошкольном учреждении. Ведь в период привыкания к новой обстановке он скучает по дому, маме, еще не может общаться с другими детьми, взрослыми. Хорошо подобранная, с выразительностью рассказанная потешка порой помогает установить контакт с ребенком, вызвать у него положительные эмоции, симпатию к пока еще малознакомому человеку – воспитателю. Ведь многие народные произведения позволяют вставить любое имя, не изменяя содержания. В своей работе я использую в адаптационный период различные потешки, например:
Вот проснулся петушок,
Встала курочка:
Подымайся мой дружок,
Встань мой Юрочка.
Кто у нас хороший,
Кто у нас пригожий?
Ванечка – хороший!
Ванечка – пригожий!
Киска, киска, киска, брысь!
На дорожку не садись.
Наша деточка пойдет,
Через киску упадет!
Удачно подобранная потешка помогает и во время кормления. Даже те дети, которые обычно отказываются от еды, начинают есть с удовольствием.
Травка – муравка со сна поднялась,
Птица – синица за зерна взялась,
Зайка за капусту,
Мышка – за корку,
Детки – за молоко.
Или:
Умница Катенька,
Ешь кашу сладеньку,
Вкусную, пушистую,
Мягкую, душистую.
Во время одевания на прогулку:
Вот они сапожки:
Этот с левой ножки,
Этот с правой ножки.
Если дождичек пойдет,
Наденем калошки;
Этот – с правой ножки,
Этот – с левой ножки.
Вот так хорошо.
Малые формы фольклора использовала и при формировании навыков самообслуживания и гигиены. Показ трудового действия сопровождала потешкой, песенкой. Например, обучая мыть руки, показывала, как надо заворачивать рукава, намыливать руки, смывать мыло, вытираться насухо полотенцем, побуждая малышей повторять действия. Чтобы вызвать радостное настроение, сопровождала процесс умывания словами: “Чистая водичка, моет Саше личико, Анечке – ладошки, а пальчики – Антошке”. Или: “Водичка, водичка, умой Андрюше личико”. Все это помогало малышам запомнить и последовательность процедуры, и веселую потешку.
Вслушиваясь в певучесть, образность народного языка, ребенок не только овладеет речью, но и приобщается к красоте и самобытности слова.
Простота и мелодичность звучания потешек помогает детям запомнить их. Они начинают вводить народные потешки в свои игры – во время кормления куклы или укладывания ее спать. Очень большое значение имеют потешки для воспитания у малышей дружелюбия, доброжелательности, чувства сопереживания. Если в группе из детей кто-то плачет, то остальные стараются успокоить, приговаривая: “Не плачь, не плачь, куплю калачь”.
Практика показывает: для всестороннего развития детей раннего возраста особое значение приобретают игры с использованием фольклора. Я старалась вводить в игры хорошо известные детям потешки, чтобы дать возможность проявить речевую активность. Например, в игре – забаве “Моя доченька” малыши слышат уже знакомые им “Баю-баюшки-баю”, “Катя, Катя маленька…”, а также:
В развлечении “Солнышко, загляни в окошечко” :
Солнышко, солнышко,
Загляни в окошечко.
Ждут тебя детки,
Ждут малолетки.
Дождик, дождик,
Полно лить,
Малых детушек мочить!
Солнышко – ведрышко!
Освети, обогрей-
Телят да ягнят,
Еще маленьких ребят.
Вызывают у детей интерес народные произведения, в которых имеются звукоподражания голосам животных и очень конкретно описываются их повадки. В таких потешках малыши улавливают доброе, гуманное отношение ко всему живому:
Петушок, петушок,
Золотой гребешок,
Что так рано встаешь,
Деткам спать не даешь?
Наши уточки с утра:
Кря, кря, кря.
Наши гуси у пруда:
Га-га! Га-га! Га-га!
Наши курочки в окно:
Ко-ко, ко-ко, ко-ко…
На дубочке, на дубочке
Тут сидят два голубочка.
У них шейки голубые,
У них перья золотые.
Малыши осуществляли самостоятельный перенос действий, ситуаций полюбившихся потешек в игры и в повседневную деятельность. Во время игры с куклами они с удовольствием вспоминали содержание колыбельных песенок. Во время игры в “парикмахерскую” можно было услышать: “Оля, тебе не больно? Я тебе волосики в ряд причешу, коса вырастет до пояса”.
При разучивании потешки “Кисонька – мурысенька” я сопровождала слова определенными действиями. Малыши старались копировать эти движения, интонацию обращения, ответа. Вариативность их действий была связана с особенностями индивидуальной восприимчивости, эмоциональности.
Для того, чтобы дети могли наглядно представить себе жесты, мимику, позу того или иного персонажа потешки, прибаутки, песенки, почувствовать свое отношение к нему, я использовала “живые картинки”. Например, при чтении потешки “Сорока – белобока” я ставила деток сороки друг за другом и раздавала им кашу, а самому последнему, “который ничего не делал”, говорила: “ А ты постой, вот тебе горшок пустой”.
При чтении потешки “Расти, коса” я предлагала кому-либо из детей показать, как мама бережно, осторожно причесывает, как ласково приговаривает при этом. В памяти детей живо возникал образ мамы. Копируя ее в своих действиях, они передавали чувства, испытываемые ежедневно. При последующих повторениях потешки эти действия уже сопровождались текстом. Подобные “живые картинки” позволяли правильно понять и эмоционально передать содержание потешек “Ночь прошла”, “Водичка – водичка”, “Уж ты, котенька – коток”.
Малыши осуществляли самостоятельный перенос действий, ситуаций полюбившихся потешек в игры и в повседневную деятельность. Во время игры с куклами они с удовольствием вспоминали содержание колыбельных песенок.
Чтобы потешка, прибаутка, песенка прочно вошла в жизнь ребенка, надо ему помочь осознать ее содержание. На занятиях я не просто читала ту или иную песенку, потешку, а продумывала, в какой форме преподнести, чтобы как можно сильнее воздействовать на чувства ребенка, вызвать эмоциональное отношение к персонажам. Так, к занятию, на котором разучивали потешку “Пошел котик на торжок”, сделали шапочку кота, вырезали из картона большого кота и пирожок.
Использование полюбившихся произведений народного творчества в играх значительно обогащало словарь детей, делало их речь эмоционально выразительной. Например, на занятиях по конструированию малыши строили домики-теремки. Затем по моему предложению каждый выбрал понравившийся ему домик и при обыгрывании постройки отвечал на вопросы: “Кто постучался в твой теремок? Как он просился жить в домике? Что он стал делать там?” ( Ответы детей: “Кошка на окошке рубашку шьет”, “Курочка в сапожках избенку метет” и т. д.).
Разговор персонажей хорошо знакомого произведения дети вполне самостоятельно переносили на действия с другими игрушками-куклами, матрешками, уточками и т. д. При этом интонацией они пытались передать характер того или иного персонажа. В соответствии со своим представлением придумывали ему определенные движения, например, матрешка в теремке плясала, уточка прибирала, а кукла варила обед.
Проводимые дидактические игры, например “Узнай потешку” (по содержанию картинки надо вспомнить произведения народного творчества, помогали закрепить навыки интонационной выразительности, умение передавать особенности действий различных персонажей.
Практиковала я и упражнения с использованием словесных игр по мотивам народного творчества, например про сороку. На роль сороки выбирала самого активного ребенка. Читая потешку, предлагала детям отобразить ее содержание в действиях. В результате потешка превращалась в игру и очень увлекала малышей. В ходе разыгрываемого сюжета высказывания детей звучали непосредственно, эмоционально. Например, ребенок исполняющий роль сороки, обращался к своим деткам: “У меня нет молока, нельзя сварить кашу. Сходи, Алеша, в магазин”, или “ Настя, налей воды из– под крана, будем чай кипятить”. В таких играх принимали участие даже самые малоактивные дети. На первых порах они просто выполняли указания своих товарищей по игре, но с каждым разом чувствовали все большую уверенность в своих силах, проявляли речевую активность.
Особое внимание следует обратить на эмоциональное чтение воспитателем произведений народного творчества. Ребенок должен чувствовать отношение взрослого к описываемым ситуациям.
Таким образом, мой опыт показал, что целенаправленное и систематическое использование малых форм фольклора в работе с детьми младшего возраста помогает им овладеть первоначальными навыками самостоятельной художественно-речевой деятельности.