Ирина Шулепова
НОД детей старшего дошкольного возраста по ФЭМП с использованием палочек Кюизенера и блоков Дьенеша
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Путешествие в Африку. Как помочь удаву?
Возрастная группа: дети седьмого года жизни
Форма НОД: ФЭМП с использованием палочек Кюизенера и блоков Дьенеша.
Форма организации: групповая.
Средства организации образовательной деятельности:
Наглядные: глобус, карта.
Мультимедийные: мультфильм «38 Попугаев», слайды с героями мультфильма «Мадагаскар».
Музыкальные: физминутка «Чударики - самолет».
Публикация «НОД детей старшего дошкольного возраста по ФЭМП с использованием палочек Кюизенера и блоков Дьенеша» размещена в разделах
- Блоки Дьенеша
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Палочки Кюизенера
- Старшая группа
- Темочки
Раздаточный материал: «багаж» комплекты палочек Кюзенера, наборы блоков Дьенеша, цифры пластмассовые от 1 до 5, карточки с заданием «Нарисуй недостающую фигуру», простые карандаши, схемы «Моста», схемы «Корабля», карточки с символами Дьенеша, раскраски с героями мультика.
Цель: Закрепление математических знаний и умений, конструктивного мышления посредством игры - путешествия, используя
палочки Кюизенера и блоки Дьенеша.
Задачи:
Обучающие:
• закрепить состав числа 8, порядковый счёт и цифры в пределах 10, понятия «предыдущее» и «последующее»;
• закрепить умение самостоятельно выкладывать изображения по схеме;
• учить решать текстовые задачи и выполнять арифметические действия на сложение и вычитание;
• закрепить понятие «длина», учить измерять условной меркой, формировать знание зависимости величины (длины) от мерки;
• закрепить умение детей "читать" знаки - символы, выбирая соответствующий блок из нескольких.
Развивающие:
• развивать логическое мышление: формировать навыки кодировки и декодировки информации о предмете;
• развивать навыки контроля, учить правильно, оценивать свою и другую работу.
Воспитательные:
• воспитывать чувство взаимовыручки, желание прийти на помощь;
• воспитывать самостоятельность в работе.
Ход НОД.
1. Мотивация на совместную деятельность.
- Здравствуйте, ребята, как я рада видеть вас сегодня, меня зовут Ирина Валерьевна.
- Сегодня рано утром, когда вас ещё не было в детском саду, на электронную почту пришло письмо из Африки от весёлой компании: удава, мартышки, слоненка и попугая.
- Ребята, а вы хотите его посмотреть?
- Тогда внимание на экран.
(Смотрят отрывок из мультфильма «38 Попугаев»)
2. Мотивационно-побудительный.
- Ребята, вы поняли, зачем удав вам прислал это письмо?
- У удава возникла проблема, он хочет измерить свой рост, но не знает, как это сделать.
- Ребята, может, мы с вами отправимся в Африку и поможем удаву.
- Давайте посмотрим на глобусе, как далеко от нас Африка.
- Посмотрите. Где у нас Россия? Посмотрите, здесь находится город Екатеринбург, а вот здесь примерно наш город Красноуфимск.
- А где же Африка находится?
- Ребята, как вы думаете, на каком транспорте нам удобней и быстрее будет добраться до Африки?
- На поезде по суше, а по морю на корабле.
3. Поиск решения задач и проблем.
- Ну что же ребята, а чтобы отправиться в путешествие нам необходимо взять с собой багаж.
- Вот теперь вы настоящие пассажиры. Получите, пожалуйста, номера своих вагонов.
- Скажите, пожалуйста, кто в каком вагоне поедет?
- Юля, ты в каком вагоне поедешь?
- А перед твоим вагоном какой-нибудь вагон есть?
- Перед третьим, ребята, какой вагон стоит? А после третьего?
- Между какими вагонами стоит пятый вагон?
- Ребята пройдите в свои вагоны, занимаем только свои места.
- Проверьте, все ли заняли свои вагоны.
- Ребята, разрешите мне быть вашим проводником. Разрешаете?
- Теперь нужно оплатить свой проезд. Билет стоит восемь рублей. Но есть одно условие, билет можно оплачивать двумя или несколькими монетами.
- Возьмите палочку 8, какого она цвета?
- Ваня, скажи, какими монетами ты оплатишь проезд?
- Молодцы ребята, едем дальше. А чтобы не было нам скучно, давайте выполним такое задание «Нарисуй недостающую фигуру».
- В пустой клеточке нарисуйте недостающую фигуру, проверьте себя.
- А теперь поменяйтесь и проверьте друг у друга.
- Какую фигуру надо было нарисовать?
- Ребята едем дальше, по пути нашего следования река, что нам нужно построить, чтобы проехать через реку?
- Давайте построим мост.
- Возьмите схему моста, внимательно посмотрите, какое число вы видите, а какого цвета у нас палочка 6?
- А сколько всего палочек нам понадобиться для постройки моста?
- Возьмите палочки и постройте мост. Чтобы мост был крепким и прочным нужно правильно выбрать палочки.
- Какого цвета палочки ты выбрал Никита?
- А сколько палочек ты всего взял?
- Внимание ребята, наш поезд прибыл на конечную станцию. Давайте соберем свой багаж и выйдем из поезда.
4. Динамическая пауза.
- Ребята, мы находимся с вами на станции «Чударики». Они предлагают нам отдохнуть.
(Включает видео физминутки «Чударики – самолет»)
- Хорошо, но нам надо отправляться дальше.
- Ребята, а впереди нашего пути огромный океан, на чем дальше мы можем продолжить наше путешествие?
- Возьмите свой багаж. Давайте мы с вами построим наш корабль.
- А корабль мы будем стоить по схеме. Откройте свой багаж, внимательно смотрите на схему, если вы не правильно построите корабль, то он может сесть на мель или потерпеть крушение.
- Ребята, все построили корабль, а чтобы зайти на корабль нужно построить лестницу трап.
- Самая низкая ступенька, какого цвета ребята? А самая высокая? А какая по счету у нас самая низкая ступенька? А какая по счету у нас самая высокая ступенька?
- Давайте поднимаемся по лестнице на корабль, считаем.
-А чтобы корабль не сел на мель, нужно решить задачи.
Задачи:
• У Тани пять игрушек, у Маши столько же. Сколько Игрушек у Тани и Маши вместе? (Десять) .
• На горке катались восемь детей, трое ушли домой. Сколько детей осталось? (Пять детей).
• Маша испекла шесть пирожков с капустой и четыре пирожка с вареньем, сколько пирожков испекла Маша? (Десять пирожков)
• В коробке лежало пять карандашей. Вова отдал Маше четыре карандаша. Сколько карандашей осталось в коробке? (Один карандаш)
- Вот мы и незаметно доплыли до Африки, возьмите свой багаж. Но чтобы добраться нам до поляны в джунглях, нам нужно расшифровать карту. Нам надо пройти через заросли цветов. Но надо их расшифровать.
(синий, круг, не большой, тонкий)
(желтый, квадрат, не маленький, не толстый)
(красный, прямоугольник, маленький, толстый)
(красный, треугольник, большой, не тонкий)
- Дальше перед нами голубая речка (синий, прямоугольник, маленький, толстый)
- Далее на пути огромное дерево
(6-2, синий, круг, не маленький, не толстый)
(2+2, желтый, прямоугольник, не большой, не толстый)
- Дальше на пути заколдованные домики, нам нужно их расшифровать.
- Ребята, какие вы молодцы, мы расшифровали всю карту, теперь мы смело можем отправляться на поляну. Давайте возьмем свой багаж.
- Наконец-то мы добрались до поляны в джунглях, здесь нас уже дожидается весёлая компания: удав, мартышка, слон и попугай. Они все беспокоятся за здоровье удава, потому что он уже несколько дней не ест, не пьет и не спит, а только лежит и думает, как ему измерить свои рост. Может быть, мы поможем ему ребята?
- Давайте представим, что самая длинная оранжевая палочка – это удав, возьмите оранжевую палочку и положите на стол. Желтая – это слоненок. Розовая – это мартышка. А белая – это попугай.
- Что вы можете сказать об их длине?
- А теперь разложите эти палочки так, чтобы было точно видно, что удав самый длинный, а попугай самый короткий.
- А теперь давайте измерим нашего удава. А как это сделать?
- А давайте мы с вами попробуем измерить рост удава попугаями.
- Ребята вспомните, когда мы измеряем длину, как мы накладываем палочки?
- Чему равна длина удава в попугаях?
- А теперь попробуем измерить мартышками.
- Чему равна длина удава в мартышках?
- А теперь попробуем измерить слоненком.
- Чему равна длина удава в слонах?
- Одного и того же удава мы измеряли?
- А почему же результаты измерения получились разные?
5. Самоконтроль.
- Молодцы ребята вы помогли удаву. Посмотрите, как в мультике мартышка, слоненок и попугай измеряли удава.
(Предлагает посмотреть фрагмент из мультика «38 Попугаев»)
6. Заключительный этап. Рефлексия.
- Ребята, вам понравилось наше путешествие? А какую проблему мы сегодня решали?
- Удав говорит вам спасибо и дарит вам математические картинки.
- Ребята пора возвращаться в детский сад, а на чем мы сможем быстро добраться? (на самолете) Вставайте, расправляем крылья и полетели.