Татьяна Николаенко
Формирование геометрических представлений у детей дошкольного возраста с помощью цветных счётных палочек Кюизенера
▼ Скачать + Заказать документы
Познание геометрических фигур, их свойств и отношений расширяет кругозор детей, позволяет им более точно воспринимать форму окружающих предметов. В процессе формирования представлений о геометрических фигурах у детей развивается логическое мышление, подвижность ума, формируется интерес к дальнейшему обучению, умение наблюдать, анализировать, обобщать, выделять главное и существенное.
Публикация «Формирование геометрических представлений у детей дошкольного возраста с помощью цветных счётных палочек Кюизенера» размещена в разделах
Для формирования геометрических представлений у детей дошкольного возраста разработано большое количество различных пособий, среди множества разнообразного занимательного материала стоит отметить набор цветных палочек Кюизенера.
Этот волшебный набор появился в России не так давно и уже набирает популярность среди педагогов, родителей и малышей. Автором цветных палочек является бельгийский учитель начальной школы Кюизенер. В 1952 году он выпустил книгу «Числа и цвета», в которой подробно описал варианты применения палочек.
Основные особенности этого дидактического материала – абстрактность, универсальность, высокая эффективность. Они вызывают живой интерес детей, развивают активность и самостоятельность в поиске способов действия с материалом, путей решения мыслительных задач. Используя их, можно создать модели различных геометрических фигур.
С помощью цветных палочек детей также легко подвести к осознанию соотношений «больше – меньше», научить делить целое на части и измерять объекты, поупражнять их в запоминании числа из единиц и двух меньших чисел, помочь овладеть арифметическими действиями сложения, вычитания,, организовать работу по усвоению таких понятий, как «левее», «правее», «длиннее», «короче», «между», «быть одного и того же цвета», «быть не голубого цвета», «иметь одинаковую длину» и др.
Таким образом, палочки Кюизенера можно использовать в различных упражнениях, которые помогут детям лучше запомнить и закрепить изученный материал.
Работа должна проводиться систематически и последовательно.
На первом этапе, прежде чем совершенствовать геометрические представления, я предлагаю детям выполнить те действия с палочками, которые изначально заложены в данном дидактическом материале. Это использовалось с целью закрепления и анализа тех свойств, которые имеют палочки.
Детям предлагаются следующие задания :
- посчитать палочки;
- разложить по цвету и размеру.
Следующей задачей я ставлю сформировать у детей навыки моделирования равностороннего треугольника.
Загадав детям загадку про треугольник:
Предлагаю им :
- построить треугольник со стороной в одну палочку;
- построить треугольник со стороной в две палочки;
- построить треугольник из шести палочек;
Дети с удовольствием выполняли задание, пользуясь приёмом проб. Они выкладывают треугольники разной величины и разными способами, учась друг у друга, помогая тем, кто затрудняется в выполнении задания. В ходе работы дети усвоивают, что есть такие треугольники у которых все стороны равны и называются они равносторонними.
Следующая задача, формирование у детей навыков моделирования разных видов треугольников: равносторонние, равнобедренные, тупоугольные, остроугольные.
Полученные фигуры нужно описать: указать количество сторон, углов, значение сторон (количество палочек, отметить равенство/неравенство сторон.
На втором этапе по формированию геометрических представлений, я поставила перед собой задачу по формированию системы знаний о геометрических фигурах.
Первоначальным звеном этой системы является представление о некоторых признаках геометрических фигур. Умение обобщать их на основе общих признаков.
Для знакомства с четырёхугольником я показываю детям множество фигур из разных по цвету палочек с четырьмя углами и предлагаю, самостоятельно подумав, придумать название данной группе фигур.
Основываясь на прежний опыт, сосчитав углы и стороны, дети предполагают, что эта группа фигур может называться четырёхугольниками, т. к. у всех фигур по четыре угла. Затем дети самостоятельно строят из палочек : квадрат, прямоугольник, трапецию, ромб.
На третьем этапе дети составляют плоские геометрические фигуры, путём преобразования разных фигур.
Эти задания целесообразно связывать с упражнениями по делению фигур на части:
- убери 2 палочки так, чтобы получилось два треугольника, или добавь 2 палочки так, чтобы получились три треугольника.
- убери 2 палочки так, чтобы получилось два квадрата, или, наоборот, добавь 2 палочки так, чтобы получилось три квадрата.
Очень важно упражнять детей в комбинировании геометрических фигур, в составлении композиций из одних и тех же фигур.
Поэтому на завершающем этапе я предлагаю детям смоделировать дома различной конструкции, чтоб закрепить представления о форме.
Дети строят дома разной формы : стены прямоугольные, окна - квадратные, крышу – трапециевидную. И рассказали о своё м доме так : «Прямоугольник у меня большой, две стороны длинные, две короткие. Окна у дома квадратные, у квадрата все стороны равны. А крыша трапеция, у нее две стороны наклонных и две прямые: одна длинная, а другая короткая». По рассказу детей было видно, что они усвоила названия геометрических фигур их свойства и признаки.
Обобщая опыт работы с детьми я делаю вывод :что поставленные мной задачи достигнуты.