Анастасия Романенко
Использование пальчиковой гимнастики в коррекционно-образовательной работе с детьми с нарушением речи
▼ Скачать
Движения руки всегда тесно связаны с речью и способствуют её развитию.
В. М. Бехтерев
Самый благоприятный период для развития интеллектуальных, речевых, творческих возможностей человека – от 3 до 9 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована. Именно в этом возрасте необходимо развивать память, восприятие, мышление, и, особенно, речь.
Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребёнка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.
Публикация «Использование пальчиковой гимнастики в коррекционно-образовательной работе с детьми с нарушением речи» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Пальчиковые игры, гимнастика
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук. Формирование словесной речи ребёнка начинается, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Развитие пальцевой моторики подготавливает почву для последующего формирования речи. Многие авторы отмечают взаимосвязь и взаимозависимость речевой и моторной деятельности, поэтому при наличии речевого дефекта у детей особое внимание необходимо обратить на стимулирующую роль тренировки тонких движений пальцев.
Такие исследователи, как Н. М. Аксарина, А. Валлон, Л. А. Венгер, Л. С. Выготский, М. М. Кольцова, А. Р. Лурия, Ж. Пиаже, Э. Г. Пилюгина, А. М. Фонарев, Н. М. Щелованов и многие другие доказали, что сенсомоторное развитие составляет фундамент умственного развития. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развита речь, внимание, память.
Всё чаще в детский сад поступают дети с недостаточно развитой речью, с нежеланием и неумением общаться. И эта проблема набирает обороты всё сильнее и сильнее. А ведь в современном мире овладение правильной речью имеет огромное значение для формирования полноценной личности. Эта проблема актуальна сейчас как никогда, ведь человек с хорошо развитой
речью легко вступает в общение, может грамотно выражать свои мысли и желания. И наоборот, неясная речь весьма затрудняет взаимоотношения с окружающими и нередко накладывает отрицательный отпечаток на формирование личности человека. И здесь остро встаё т вопрос: А как же помочь малышам справиться с этой проблемой? Ведь правильная, хорошо развитая речь является одним из основных показателей готовности ребёнка к успешному обучению в школе. Одной из важнейших задач при организации работы по преодолению и профилактике речевых нарушений у детей является – развитие мелкой моторики.
Рекомендуется включать в занятия пальчиковые игры, иметь в группе специальный игровой материал и создавать условия для развития мелкой моторики, что в свою очередь ведет к эффективному речевому развитию детей младшего дошкольного возраста.
Пальчиковые игры необходимы детям с самого раннего возраста, как мощный стимул для развития речи, и один из вариантов радостного, теплого, телесного эмоционального развития ребенка.
Цель: выявить взаимосвязь пальчиковых игр, направленных на развитие мелкой моторики и речи у детей младшего дошкольного возраста.
Задачи:
1. Теоретически обосновать взаимосвязь процессов развития мелкой моторики и развития речи детей младшего дошкольного возраста.
2. Выявить уровень развития речи детей младшего дошкольного возраста.
3. Рассмотреть методы работы при проведении пальчиковых игр.
1. Научные исследования влияния пальчиковых игр на развитие мелкой моторики и речи детей
О чудесных свойствах мелкой моторики знали еще наши мудрые предки. Влияние ручных действий на развитие мозга человека было известно еще во II веке до нашей эры в Китае. Китайские мудрецы утверждали, что действия рук сказываются на развитие мозга человека. Древние даоситы говорили, что массаж пальцев укрепляет тело и гармонизирует дух, а также оказывают благоприятное влияние на деятельность мозга.
Японский врач Намикоси Токудзиро создал оздоравливающую методику воздействия на руки. Он утверждал, что пальцы наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. На кистях рук расположено множество акупунктурных точек, массируя которые можно воздействовать на внутренние органы, рефлекторно с ними связанные. По насыщенности акупунктурными зонами кисть не уступает уху и стопе.
Восточные медики установили, что массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга, массаж указательного пальца положительно воздействует на состояние желудка, среднего – на кишечник, безымянного – на печень и почки, мизинца – на сердце.
В Китае распространены упражнения ладоней с каменными и металлическими шарами. Регулярные упражнения с шарами улучшают память, умственные способности ребенка, устраняют его эмоциональное напряжение, улучшают деятельность сердечно-сосудистой и пищеварительной систем, развивают координацию движений, силу и ловкость рук, поддерживают жизненный тонус.
В Японии широко используются упражнения для ладоней и пальцев с грецкими орехами. Прекрасное оздоравливающее и тонизирующее воздействие оказывает перекатывание между ладонями шестигранного карандаша.
И нас с малолетства учили играть в «Ладушки», «Сороку – белобоку», «Козу рогатую».
С давних времен люди отмечали тесную связь между активностью кисти и психическим состоянием и выражали приметы в поговорках. Сегодня они у нас на слуху: «из рук вон (плохо)», «все из рук валится», «с легкой руки»,
«руки опускаются», «правая рука (кого, чья)», «руки не доходят», «легкая рука». В каждой из них заложен глубокий смысл о том, как влияют на развитие человека мелкие движения рук, в первую очередь пальцев.
Ручные навыки успешно использовала в работе с детьми итальянский гуманист и педагог, автор ставшей всемирно известной методики Мария Монтессори. По ее мнению, в раннем дошкольном возрасте большое значение имеет сенсорное развитие.
Познание окружающего мира малышом начинается с «живого созерцания», с сенсорных процессов – ощущения, восприятия, представления. Развитие у ребёнка создаёт необходимые предпосылки для возникновения более сложных познавательных процессов (памяти, воображения, мышления). Формирование многих способностей (например, музыкальных, изобразительных) также связано с развитием ощущений, восприятий. А сенсорное развитие напрямую связано с мелкой моторикой руки, потому что осязание – одно из пяти чувств человека, при помощи которого дети в раннем возрасте получают огромное количество информации об окружающем мире.
Правильно формирование мелкомоторных функций тем более важно еще и потому, что в раннем и дошкольном детстве сенсорные процессы развиваются особенно активно. Мария Монтессори говорила, что каждое движение ребёнка – это ещё одна складочка в коре больших полушарий. Упражнения в повседневной жизни очень важны для маленьких детей. Тренировка пальцев рук является мощным тонизирующим фактором для коры головного мозга.
Правильное развитие мелкой моторики определяет также формирование у ребенка сенсомоторной координации – согласованного действия рук и глаз. С помощью зрения ребенок изучает окружающую действительность, контролирует свои движения, благодаря чему они становятся более совершенными и точными. Глаз как бы «обучает» руку, а с помощью ручных движений в предметах, которыми манипулирует ребенок, открывается больше новой информации. Зрение и движения рук становятся основным источником познания ребенком окружающей действительности. Изучая всевозможные предметы, трогая и ощупывая их руками, ребенок приходит к пониманию причинных связей. Чем старше становится ребенок, тем активнее
он использует руки и пальцы, чтобы повторить увиденное или осуществить задуманное.
По мнению Монтессори с помощью упражнений, развивающих мелкую моторику, ребенок учится следить за собой и своими вещами, учится правильно застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. То есть мелкая моторика рук связана еще и с формирование самостоятельности ребенка а, следовательно, развитие мелкомоторных функций, координации движений, концентрации внимания, умение довести выбранную работу до конца, получить удовольствие от сделанного очень важно для формирования личности человека в целом.
Исследования отечественных физиологов также подтверждают связь развития рук с развитием мозга. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит – развивать речь ребенка.
Невропатолог и психиатр В. М. Бехтерев считал, что движения руки всегда были тесно связаны с речью и способствовали ее развитию. Английский психолог Д. Селли также придавал очень большое значение созидательной работе рук для развития мышления и речи детей.
В лаборатории высшей нервной деятельности ребенка в электрофизиологическом исследовании, проведенном Т. П. Хризман и М. И. Звонаревой, было обнаружено, что когда ребенок производит ритмические движения пальцами, у него резко усиливается согласованная деятельность лобных и височных отделов мозга. Причем движение пальцами правой руки вызывает активизацию левого полушария мозга, а движение пальцами левой руки – правого полушария мозга. Научные данные электрофизиологических исследований говорят о том, что речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук.
И. М. Сеченов и И. П. Павлов придавали очень большое значение мышечным ощущениям, возникающим при артикуляции. Павлов говорил что, речь – это, прежде всего, мышечные ощущения, которые идут от речевых органов в кору головного мозга.
Обращаясь к анатомическим отношениям, исследователи обратили внимание на то, что около трети всей площади двигательной проекции занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой моторной зоны. Это навело на мысль о том, что тренировка тонких движений пальцев рук окажет большое влияние на развитие активной речи ребёнка. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно хорошо развиты память, мышление, внимание, связная речь.
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению. Тонкая моторика – основа развития, своего рода «локомотив” всех психических процессов. Поэтому развитые, усовершенствованные движения пальцев рук способствует более быстрому и полноценному формированию у ребенка речи, тогда как неразвитая ручная моторика, наоборот, тормозит такое развитие.
Исследования М. М. Кольцовой показали, что речевая деятельность детей частично развивается и под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. Наблюдая детей в возрасте 10-12 мес., эта ученая установила, что «если развитие движений пальцев соответствует возрастной норме, то и развитие речи и навыков письма тoжe находятся в прeдeлaх нормы, если же рaзвитиe мелкой моторики oтстaeт, то имеются нарушения и в речевом развитии и в развитии навыка письма» [8, 114]. Поэтому М. М. Кольцова делает такой вывод: «Правильная организация различных видов детской деятельности и систематическое применение тренировочных упражнений способствуют достижению хороших результатов в развитии пальцевой моторики рук» [8, 115].
Такого же мнения придерживается А. Е. Белая, которая пишет: «Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи (так как при этом индуктивно происходит возбуждение в речевых центрах мозга, но и подготавливает ребенка к рисованию, а в дальнейшем и к письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений» [2, 19].
Такие исследователи, как Н. М. Аксарина, А. Валлон, Л. А. Венгер, Л. С. Выготский, М. М. Кольцова, Ж. Пиаже, Э. Г. Пилюгина, А. М. Фонарев,
Н. М. Щелованов и многие другие доказали, что сенсомоторное развитие составляет фундамент умственного развития. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развита речь, внимание, память.
Взаимосвязь общей, мелкой и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями многих крупнейших учёных (И. П. Павлов, А. Р. Лурия, А. А. Леонтьев). Они пришли к выводу, что особенно тесно связано со становлением речи развитие тонких движений пальцев рук.
Исследованиями ученых Института физиологии детей и подростков А. П. Н. (М. М. Кольцова, Е. И. Исенина, JI.B.Антанова-Фомина) была подтверждена связь интеллектуального развития и пальцевой моторики. Уровень развития речи детей также находиться в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук.
Вопросы теории по развитию мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста рассматривали: М. М. Кольцова, Е. И. Исенина, А. В. Антакова-Фомина и другие. Многие педагоги и психологи занимались проблемой изучения развития мелкой моторики пальцев у детей данного возраста (В. М. Бехберев, А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурме, Н. С. Лейтес, И. М. Сеченов и др.). В своих работах они доказали влияние манипуляций рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи. Методическими разработками по этой проблеме занимались: А. В. Запорожец, Г. А. Анокин, Г. К. Анокин, Н. И. Озерецкий и другие).
Приоритет признания пальчиковых игр официальной педагогикой принадлежит немецким специалистам. Еще в 1873 году выдающийся немецкий педагог Фридрих Фребель выделил воспитательное значение пальчиковых игр и включил их в учебный план созданных им детских садов. Фребель высказал предположение, что именно ассоциация звука и смысла слов с собственным телом ребенка наилучшим образом подходит для стиля обучения маленьких детей. В те времена не могло существовать теоретического обоснования этого способа, Фребель делал заключения на основе собственных наблюдений и интуиции.
Ранее существовало множество народных пальцевых игр, потешек, сопровождающих детство наших прабабушек и бабушек, игр теперь уже
забытых или полузабытых. В течение последнего десятилетия специалисты занимаются поиском, возрождением таких игр, обращаясь за помощью к этнографам, фольклористам, филологам, используя специальную литературу, проводя опросы в различных регионах России. Многие из вновь обретенных игр не устарели и естественно воспринимаются детьми. С народными пальчиковыми играми ребенок встречался уже в колыбели, вернее, на коленях у мамы, бабушки, няни. Это были еще не игры, а потешки и пестушки – забавы взрослого с ребенком.
Интерес психологов к пальчиковым играм существует давно. Однако только в последние годы возникло направление использования пальчиковых игр для развития мелкой моторики рук ребёнка. Это современное самостоятельное направление практической психологии приобрело огромную популярность. Но в современной литературе слабо освещены практические аспекты использования пальчиковых игр в деятельности психологов и педагогов детских дошкольных учреждений как средства развития моторики ребёнка.
Таким образом, Сухомлинский, Кольцова – педагоги, Эльконин – психолог, Брок, Пенфилд – антрополог и нейрохирург, Вернике – психоневропатолог… Величайшие умы и профессионалы, чей авторитет вне всяких сомнений, в один голос утверждают, что ум, способности, речь – уровень развития детей напрямую зависит от того, насколько активно задействованы, развиты кончики пальцев малыша, мелкая моторика.