Елена Горбунова
Использование нетрадиционных технологий в работе учителя-логопеда с детьми с ТНР
▼ Скачать + Заказать документы
Использование в работе учителя-логопеда нетрадиционных технологий ведет к заинтересованности детей на протяжении занятия, они овладевают достаточными умениями и навыками.
Внедрение в логопедической работе нетрадиционных технологий, которые дают возможность компенсировать нарушения речи, предупредить вторичные отклонения, подготовить детей к последующему обучению в школе.
Использование нетрадиционных методов улучшает у ребенка память, внимание, повышает работоспособность, нормализует состояние нервной системы, устраняет стрессы, снижает уровень утомляемости.
Публикация «Использование нетрадиционных технологий в работе учителя-логопеда с детьми с ТНР» размещена в разделах
Нетрадиционные методы отлично сочетаются в комплексной коррекции речи за счет того, что ребенок лучше запоминает и усваивает речевой материал.
Выделяют следующие направления коррекционной работы при тяжелых речевых нарушениях:
Развитие общей моторики.
Развитие мелкой моторики пальцев рук.
Развитие артикуляционной моторики.
Развитие фонематических процессов.
Развитие звукового анализа и синтеза.
Развитие слоговой структуры слова.
Развитие лексико-грамматического компонента языка.
Тяжелая структура речевого нарушения требует комплексного подхода в диагностике и проведении коррекционных мероприятий.
Традиционные формы работы – это коррекционная работа, направленная на исправление или ослабление имеющихся нарушений, а нетрадиционные методы - это комплексный процесс (деятельность) создания, распространения, внедрения и использования нового практического средства, направленного на раскрытие потенциальных возможностей ребенка, достижение им оптимального уровня развития.
Введение в практику нетрадиционных технологий позволяет усовершенствовать коррекционный процесс.
На сегодняшний день методов нетрадиционного воздействия на развитие речи ребенка известно достаточно много, но наиболее целесообразными и эффективными являются:
• Фитотерапия – лечение с помощью лекарственных растений. Особенно рекомендуется при разных формах дизартрии и неврозоподобном заикании.
• Ароматерапия лечение с помощью фитокомпозиций ароматов цветов и растений.
• Музыкотерапия воздействие музыки на человека с терапевтическими целями.
• Хромотерапия – терапевтическое воздействие цвета на организм человека.
• Литотерапия терапевтическое воздействие камней (минералов) на организм человека.
• Имаготерапия театрализация. Включает в себя: куклотерапию, сказкотераю.
• Пескотерапия (sand-play) – игра с песком, как способ развития ребенка.
• Воскотерапия - игра с воском.
• Пуговичная терапия – игры с различными пуговицами.
• Су-Джок терапия - японская технология пальцевого массажа, обосновывается взаимовлиянием отдельных участков нашего тела по принципу подобия (сходство формы уха с эмбрионом человека, ладони и стопы с телом человека).
• Логопедический самомассаж языка, губ, лица (необходим ребенку с дизартрией).
• Сказкотерапия – способствует развитию всех сторон речи, воспитанию нравственных качеств, а также активизации психических процессов (внимания, памяти, мышления, воображения).
-Синквейн Слово синквейн (англ. Cinquain) очень простое и происходит от французского слова «пять», и означает «стихотворение из пяти строк», в вольном переводе это означает «пять вдохновений», или «пять удач»
Синквейн – это не обычное стихотворение, а стихотворение, написанное в соответствии с определёнными правилами.
Все эти методы направлены на нормализацию мышечного тонуса (который, как правило, нарушен у детей с ОВЗ, что способствуют развитию речи, развитию речевого дыхания и развитию мелкой моторики).
Эффективность нетрадиционных методов определяется:
- необычностью замысла, организации и методики проведения занятий,
- заинтересованностью детей,
- развитием их творческой самостоятельности,
- созданием благоприятного климата на занятиях,
- ориентировкой детей на коммуникацию.
Коррекционные занятия с использованием нетрадиционных методов, направленных на преодоление тяжелых нарушений речи, ориентированы на:
- развитие сенсорного и чувственного восприятия окружающего мира;
- решение эмоционально-волевых проблем ребенка;
- развитие пространственных представлений, двигательной координации, осознания собственного тела,
- формирование позитивной самооценки ребенка с речевыми нарушениями.
Использование различных нетрадиционных форм работы в дополнение к традиционным помогает работе с ребёнком быть динамичной, эмоциональной приятной, неутомительной и разнообразной, а результаты коррекционного воздействия приятно удивляют.
Упражнения с различными предметами эффективны и в тоже время просты в выполнении и доступны, не требуют специальной подготовки и сложного оборудования. Могут выполняться ребенком не только с педагогом, но и с родителями.
Использование нетрадиционных материалов на занятиях по логопедии даёт большие возможности для психоречевой компенсации детей с речевой недостаточностью, а именно:
- быстрее автоматизируются звуки в спонтанной речи;
- успешнее развивается речевая сноровка;
- обеспечивается психологический комфорт во время занятия;
- ребёнок запоминает большое количество речевого материала, в котором успешно закрепляются исправленные звуки речи;