Римма Хайзамединова
Использование мнемотехники в развитии связной речи старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Использование мнемотехники в развитии
связной речи старших дошкольников.
Мнемотехника – это совокупность специальных приёмов и способов, облегчающих запоминание нужной информации и увеличивающих объём памяти путём образования ассоциаций.
«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит их налету».
К. Д. Ушинский
Публикация «Использование мнемотехники в развитии связной речи старших дошкольников» размещена в разделах
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» январь 2021
Актуальность выбранной темы
В современном мире детей окружают телевизоры, смартфоны, которые вещают бедной и безграмотной речью. Неполноценное речевое развитие накладывает отпечаток на формирование не речевых психических процессов: наблюдается недостаточное устойчивое внимание, снижается вербальная память, страдает продуктивность запоминания. В моей практике были трудности при обучении связной речи. Дети не могли сами сосредоточить своё внимание на каком-то значительном для них событии или художественном произведении, не могли одновременно заметить не только предметы, явления, но и связь между ними. Я считаю что, если в работе по обучению детей связной речи использовать приёмы мнемотехники, то это поможет ребёнку быть более общительным, расширится его словарный запас, ребенок научится связно говорить, рассказывать, выражать свои мысли. В связи с вышесказанным, считаю, что выбранная мною тема является актуальной на сегодняшний день.
Цель: Выявление эффективности использования приёмов мнемотехники в развитии связной речи у детей дошкольного возраста
Задачи мнемотехники :
1. Способствовать развитию связной речи.
2. Расширять и обогащать словарный запас детей.
3. Формировать умение преобразовывать абстрактные символы и образы (перекодировка информации).
4. Изучить авторскую программу развития речи дошкольников Оксаны Семёновны Ушаковой.
5. Способствовать формированию умения строить разные типы высказываний (описание, повествование, рассуждение, контаминированные тексты, соблюдая их структуру и используя разнообразные способы связи между предложениями и частями высказывания.
6. Изучить и применить современные технологии в работе с детьми дошкольного возраста : мнемотехника.
7. Оформить развивающую предметно-пространственную среду в группе в соответствии требованиям ФГОС с использованиям мнемотаблиц.
Проблемы, которые решает мнемотехника :
Благодаря использованию уникальных таблиц, педагоги решают следующие проблемы у детей:
- развитие памяти, сохранения и запоминания информации;
- развитие логического мышления;
- становление речи, в частности улучшения дикции, произношения звуков;
- правильное формирование своих мыслей и составление предложений;
- повышение способности концентрировать внимание на одном занятии;
- формирование возможности составления рассказов и пересказывания прочитанного текста, облегчение процесса заучивания стихов;
Виды мнемотехники :
Для работы с мнемотехникой можно использовать следующие виды и в указанной последовательности:
1. Мнемоквадраты
2. Мнемодорожки
3. Мнемотаблицы
Мнемоквадраты
Обучение детей с помощью мнемотехники начинается именно с мнемоквадратов. Такая картинка представляет собой нанесённое изображение, которое обозначает одно слово или словосочетание, например: дом, дерево, цветок и т. д.
Мнемодорожки
Когда ребёнок освоил мнемоквадраты, педагог усложняет задание, демонстрируя мнемодорожки. Они представляют собой таблицу, состоящую из четырёх картинок. По изображению ребёнок может составить 2-3 простых предложения.
Мнемодорожки облегчают запоминание, описание предметов, явления путём образования дополнительных ассоциаций.
Мнемотаблицы
Мнемотаблицы – это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий, это схема, в которой заложена определённая информация. Работа строится в три этапа:
1. Рассматривание таблиц и разбор того, что на ней изображено
2. Перекодирование информации, то есть преобразование из символов в образы.
3. Составление пересказа или рассказа с опорой на образы (Для детей дошкольного возраста количество квадратов не должно превышать 9).
ПОЛНАЯ ВЕРСИЯ ПРЕЗЕНТАЦИИ НИЖЕ