Лучший педагог года

Использование мнемотехники в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста

Чикунова Анастасия Сергеевна
Использование мнемотехники в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

«Использование мнемотехники в развитии связной речи детей

старшего дошкольного возраста».

«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких

слов с картинками, и он усвоит на лету»

К. Д. Ушинский

Темочки:

Проблема развития связной речи у детей хорошо известна многим педагогам. Основной задачей в этом процессе является улучшение монологической речи. Эта задача решается через различные виды речевой деятельности, такие как пересказ литературных произведений, составление описательных рассказов о предметах, объектах и явлениях природы, создание творческих рассказов, заучивание стихотворений, а также составление рассказов по картине. Все перечисленные виды речевой деятельности важны для работы над развитием связной речи у дошкольников.

Для достижения высоких результатов можно применять нетрадиционные формы работы с детьми, направленные на формирование связной речи.

• Речь состоит из односложных и простых предложений, с трудностями в построении грамматически правильных сложных конструкций.

• Ограниченный словарный запас, что приводит к бедности речи.

Использование разговорных и неформальных слов и выражений.

Слабая диалогическая речь: трудности в формулировании вопросов и составлении кратких или развернутых ответов.

Проблемы с построением монолога: сложности в создании сюжетного или описательного рассказа на заданную тему, а также в пересказе текста своими словами.

• Недостаток логического обоснования своих утверждений и выводов.

Отсутствие навыков речевой культуры: неумение правильно использовать интонацию, регулировать громкость и темп речи и т. д.

• Низкая четкость произношения.

Важно обучить детей четко, последовательно и грамматически правильно выражать свои мысли, а также рассказывать о различных событиях из их окружения.

Учитывая, что в данное время дети перенасыщены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим.

Факторы, облегчающие процесс становления связной речи.

Один из таких факторов, по мнению С. Л. Рубинштейна, А. М. Леушиной, Л. В. Эльконина и др.

– наглядность.

В качестве второго вспомогательного фактора мы выделим

– создание плана высказывания.

Слова «мнемотехника» и «мнемоника» обозначают одно и тоже – техника запоминания.

МНЕМОНИКА- искусство запоминания, совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций.

МНЕМОТЕХНИКА- это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Мнемотехника использует естественные механизмы памяти мозга и позволяет полностью контролировать процесс запоминания, сохранения и припоминания информации.

С помощью мнемотехники можно решить такие задачи :

– запоминание и сохранение полученной информации;

развитие логического мышления;

– коррекция речи;

– логичное формирование мыслей и составление предложений;

– концентрация внимания;

– формирование навыка составлять рассказы и пересказывать прочитанную информацию.

Процесс обучения и работы с детьми должен быть комфортным и полезным.

– Начинать следует с простых заданий. В начале можно использовать карточки с одиночными изображениями.

– Не стоит перегружать дошкольника, так как он быстро устанет и не сможет усваивать информацию. В течение дня рекомендуется показывать не более двух мнемотаблиц.

– Все изображения дидактического материала должны быть яркими и насыщенными цветами. Дети легче запоминают красочные образы: трава — зеленая, морковка — оранжевая, шишка — коричневая, море — синее.

– Темы занятий следует менять каждый раз, иначе у ребенка может пропасть интерес. Сегодня мы учим стихи, а завтра — сказку или диких животных и так далее.

– Важно, чтобы занятия проводились исключительно в игровой форме.

Содержание мнемотаблицы - это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и др. путем выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа.

Мнемотаблицы - схемы в работе с детьми служат для :

– обогащения словарного запаса,

– при обучении составлению рассказов,

– при пересказах художественной литературы,

– при отгадывании и загадывании загадок,

– при заучивании стихов.

Для упорядочивания знаний детей о сезонных изменениях я применяю модельные схемы и мнемотаблицы, разделенные на блоки "Зима", "Весна", "Лето", "Осень". Основываясь на опыте коллег-педагогов, я разработала мнемотаблицы для создания описательных рассказов о таких предметах, как игрушки, посуда, одежда, овощи и фрукты, а также о птицах, животных и насекомых. Эти схемы помогают детям самостоятельно выявлять основные свойства и признаки изучаемых объектов, а также устанавливать последовательность их описания, что способствует обогащению их словарного запаса. Для создания таких изображений не требуются художественные навыки: любой педагог может нарисовать или, используя компьютер, создать подобные символические изображения для выбранного рассказа. Для детей среднего дошкольного возраста я использую цветные мнемотаблицы, так как у них в памяти остаются яркие образы: например, елочка – зеленая, ягодка – красная.

Стихотворения.

Мнемотаблицы особенно полезны для запоминания стихотворений. Суть метода заключается в том, что для каждого слова или небольшого словосочетания создается визуальный образ. Таким образом, всё стихотворение представляется в виде схемы. Затем ребенок, опираясь на эти графические изображения, воспроизводит стихотворение из памяти. На первом этапе я предлагаю готовую схему, а по мере обучения ребенок начинает активно участвовать в создании своей собственной схемы.

Описательный рассказ.

Это самый сложный вид монологической речи. Описание требует активизации всех психических функций, таких как восприятие, внимание, память и мышление. Дети не обладают теми знаниями, которые накапливаются с течением времени. Чтобы описать объект, необходимо его осознать, а осознание подразумевает анализ, что является для ребенка довольно трудной задачей. Я считаю, что в этом контексте важно научить ребенка сначала выделять характеристики предмета.

Творческие рассказы.

Предложение придумать рассказ или сказку дети обычно встречают радостно. Но чтобы рассказы детей были не однообразные, логично построенные, существенную помощь окажут мнемотаблицы

Пересказ.

Ему принадлежит особая роль в формировании связной речи. Здесь совершенствуется структура речи, ее выразительность умение строить предложения. И если пересказывать с помощью мнемотаблиц, когда дети видят всех действующих лиц, то свое внимание ребенок уже концентрирует на правильном построении предложений, на воспроизведении в своей речи необходимых выражений.

Система занятий по развитию речи и система художественно-эстетического воспитания дошкольников представляют собой два взаимосвязанных аспекта процесса воспитания и обучения детей в детском саду. Каждый из них одновременно является как началом, так и продолжением другого. Задача педагога заключается в том, чтобы соединить в сознании и чувствах детей живую природу и мир слов. Практика показывает, что такой подход к интеграции способствует повышению уровня речевых навыков и умений, которые развиваются в ходе творческой деятельности у дошкольников.

Публикации по теме:

Фотоотчет «Использование эффективных образовательных методов и технологий в развитии связной речи детей»Фотоотчет «Использование эффективных образовательных методов и технологий в развитии связной речи детей» Ассоциация воспитателей по теме «Использование эффективных образовательных методов и технологий в развитии связной речи дошкольников»..

Использование мнемотаблиц в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возрастаИспользование мнемотаблиц в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возраста Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем.

Использование мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возрастаИспользование мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста Использование мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста. Дошкольный возраст наиболее благоприятен для закладывания основ.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование мнемотехники в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 9 февраля 2025 в 13:15
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование мнемотехники в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Чикунова Анастасия Сергеевна (УИ 2538335) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
15 февраля 2025 суббота
Православный праздник Сретение!
День памяти о россиянах, исполнявших служебный долг за пределами Отечества
Праздник гиппопотама!
16 февраля 2025 воскресенье
Хвала русскому валенку!
Играем в домино!
Сегодня дошкольник - завтра избиратель!
Совушка - мудрая головушка!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД