Морозова Светлана
Использование мнемотехники при обучении пересказу детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Материал может быть полезен родителям и воспитателям, работающим в детском саду в работе по обучению пересказу детей дошкольного возраста используя приемы мнемотехники.
Развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве.
Публикация «Использование мнемотехники при обучении пересказу детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Как правило, многие дошкольники неактивно включаются в коммуникативную деятельность. У некоторых детей снижено внимание, плохая слуховая память, они не проявляют интереса к поисковой деятельности и с трудом планируют любые её виды, отличаются невысокой работоспособностью. В силу этих и других причин у детей заучивание стихотворений, пересказывание текста чаще всего вызывают отрицательные эмоции, так как они не владеют приёмами и методами запоминания. Обучение пересказу способствует обогащению словарного запаса, развитию восприятия, памяти и внимания. При этом совершенствуется структура речи, произношение, усваиваются нормы построения предложений и целого текста. Поэтому в своей работе мы предприняли попытку изыскать новые пути решения формирования связной речи, найти такие творческие инновационные методики, эффективность которых была бы очевидна.
Одной из таких методик является — мнемотехника, эффективное коррекционное средство при обучении связной речи дошкольников.
Мнемотехника – «искусство запоминания», это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.
Дидактический материал в виде мнемотаблиц, можно использовать при пересказе, при составлении описательных рассказов, заучивании стихов.
Использование мнемотехники в настоящее время становиться актуальным.
Основной «секрет» мнемотехники очень прост - ребенок в своём воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединённые образы.
Использование мнемотехники позволяет решить следующие задачи:
1. Развитие связной речи.
2. Преобразование абстрактных символов в образы (перекодирование информации).
3. Развитие мелкой моторики рук.
4. Развитие основных психических процессов – зрительной и слуховой памяти, зрительного и слухового внимания, образного и ассоциативного мышления, воображения.
Работа по мнемотаблицам с детьми старшего дошкольного возраста строится поэтапно :
1 этап: Внимательное рассматривание таблицы и разбор картинок, которые на ней изображены.
2 этап: Происходит перекодирование информации в коре головного мозга, т. е. преобразование информации из абстрактных символов в образы.
3 этап: Побуждение ребенка к пересказу с опорой на символы (образы) по заданной мнемотаблице.
4этап: Самостоятельная зарисовка мнемотаблицы.
Технология мнемотехники предусматривает принцип развивающего обучения от простого к сложному: мнемоквадраты - мнемодорожкки - мнемотаблицы.
Начинать образовательную деятельность с детьми в данном направлении с простых мнемоквадратов. Этот приём позволит детям понять, что каждый предмет имеет свое название (рассматривали и называли предметы). Далее, познакомить детей с приёмом – мнемодорожка (несколько схематичных изображений или картинок, которые расположены линейно). Вместе с детьми составлять короткие рассказы (из двух - трех предложений) на тему: «Осень», «Овощи», «Игрушки» и т. д. Мнемодорожки используем в режимных моментах : «Алгоритм умывания рук», «Алгоритм одевания на прогулку» и т. д.
Мнемозагадки - это загадки, но не простые. При отгадывании загадок дети учатся по признакам, описанным при помощи знаков, определить объект
Обучение составлению рассказов. Схемы служат своеобразным дополнительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать
- строение рассказа
- последовательность рассказа
- лексико - грамматическую наполняемость рассказа
Ребенку предлагается чистый, девяти клеточный лист - основа мнемотаблицы. В ходе выполнения задания он выбирает определенный предмет, рассказ о котором он собирается придумывать совместно со взрослым. Взрослый заполняет пустые клетки мнемотаблицы, а ребенок рисует картинки на собственном листе
Для составления детьми коротких описательных рассказов составлены цветные мнемотаблицы. Мнемотаблицы – это зрительный план, который позволяет ребенку последовательно рассказать о предмете. Изготовлены мнемотаблицы для составления описательных рассказов на тему: «Мебель», «Овощи», «Игрушка», «Животные»
В ходе целенаправленного обучения дети постепенно овладевают необходимыми речевыми умениями и навыками, на основе которых возможно составление развернутых, правильно составленных рассказов по восприятию. Использование мнемотехники облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения текстов, формирует приемы работы с памятью, потому что при таком виде деятельности включаются не только слуховые, но и зрительные анализаторы. На первом году обучения дети овладевают навыками воспроизведения текста с опорой на иллюстративный материал и помощь педагога.
Мы делили апельсин.
Мы делили апельсин,
Много нас, а он один.
Эта долька – для ежа,
Эта долька – для стрижа,
Эта долька – для утят,
Эта долька – для котят,
Эта долька – для бобра,
А для волка – кожура.
Он сердит на нас – беда!
Разбегайтесь кто-куда.
Листопад.
Листопад, листопад,
Осыпается наш сад,
Листья желтые летят,
Под ногами шелестят.