МААМ-картинки

Мастер-класс для педагогов ДОО «Использование метода наглядного моделирования при заучивании детьми стихотворений»

Лариса Машкова
Мастер-класс для педагогов ДОО «Использование метода наглядного моделирования при заучивании детьми стихотворений»
▼ Скачать + Заказать документы

«Использование метода наглядного моделирования при заучивании детьми стихотворений»

Цель: реализация практических аспектов метода наглядного моделирования при заучивании детьми стихотворений.

Задачи:

1. Оказание информационной и методической поддержки воспитателям дошкольных образовательных учреждений;

2. Обобщение, распространение практических рекомендаций по данной проблеме.

3. Активизировать деятельность педагогов.

Публикация «Мастер-класс для педагогов ДОО „Использование метода наглядного моделирования при заучивании детьми стихотворений“» размещена в разделах

4. Способствовать приобретению навыков коллективной работы.

Прогнозируемый результат мастер-класса :

- получение педагогами представления о методике заучивания стихов с использованием мнемотаблиц;

- активизация внедрения в образовательный процесс воспитателей методов и приёмов активизации интеллектуальных способностей детей.

Ход мероприятия

Организационный момент.

Приветствие участников, объявление темы мастер-класса, цели….

Вводная часть:

Чтобы вы почувствовали себя свободно и могли активно включиться в нашу совместную работу, разрешите начать нашу встречу с приятных воспоминаний. Каждый из нас когда – то в детстве учил стихи, которые рассказывали родные, воспитатели в детском саду. Мы предлагаем вам вспомнить любимое стихотворение и его автора, которое вам запомнилось с детства.

Участники образуют круг, поочерёдно передавая друг другу предмет, называют стихотворения. Затем все садятся на свои места.

Вступительное слово. Сегодня нам хотелось бы не просто рассказать, а показать и дать возможность практически опробовать некоторые методические приёмы, которые мы используем в работе с детьми.

Ещё Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».

Последние годы отмечается тенденция на увеличение количества детей с проблемами в речевом развитии. На сегодняшний день, эта проблема остается нерешённой, и многие дети нуждаются в помощи специалистов.

Таким образом, вопрос речевого развития детей имеет большую социальную значимость.

Использование нетрадиционных технологий по развитию речи в условиях дошкольного образовательного учреждения, станет более эффективным, если:

- систематически реализовывать комплекс нетрадиционных технологий, направленный на развитие речи детей;

- сформировать убежденность всех субъектов образовательно-воспитательного процесса (воспитатель – родители) в необходимости использовать данные технологии в работе с детьми.

В последнее время все чаще поднимается вопрос о применении инновационных технологий в ДОУ, так как внедрение инноваций в работу образовательного учреждения – важнейшее условие совершенствования и реформирования системы дошкольного образования.

Использование в воспитательно-образовательном процессе ДОУ современных педагогических технологий, таких как, обучение в сотрудничестве, проектная методика, интерактивное взаимодействие, использование новых информационных технологий, помогают нам реализовать личностно - ориентированный подход к детям, обеспечивая индивидуализацию и дифференциацию педагогического процесса с учетом их способностей и уровня развития.

Сегодня в центре внимания - ребенок, его личность, неповторимый внутренний мир. Поэтому мы ставим перед собой цель – выбрать методы и формы организации воспитательно-образовательного процесса, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности. Так как необходимым условием развития личности ребенка, его сознания и самосознания является общение со взрослыми и сверстниками, которое связано с инновационными технологиями в организации процесса развития речи детей, поэтому данное направление воспитательно-образовательного процесса нашего ДОУ является приоритетным.

Задача педагогов состоит в том, чтобы создать условия для практического овладения разговорной речью для каждого ребенка, выбрать такие методы и приемы обучения, которые позволили бы каждому воспитаннику проявить свою речевую активность, свое словотворчество. Деятельность педагогического коллектива должна быть направлена на формирование у дошкольников коммуникативных навыков, культуры общения, умения кратко и доступно формулировать мысли, добывать информацию из разных источников, создание языковой среды, способствующей возникновению естественных потребностей в общении.

Дети дошкольного возраста очень пластичны и легко обучаемы, но для большинства детей характерны быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию. Использование метода наглядного моделирования вызывает интерес и помогает решить эту проблему:

- облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала;

- учит детей видеть главное;

-систематизировать полученные знания;

-развивает психические процессы — память, внимание, воображение, мышление — ведь именно они тесно связаны с полноценным развитием речи.

Мнемотехника – система специальных приемов, служащих для облегчения запоминания, сохранения и воспроизведения информации. Основной «секрет» мнемотехники очень прост и хорошо известен. Когда человек в своём воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь.

Дошкольный возраст – это возраст образных форм сознания, и основными средствами, которыми ребёнок овладевает в этом возрасте, являются образные средства: сенсорные эталоны, различные символы и знаки (прежде всего это разного рода наглядные модели, схемы, таблицы и другое). У детской памяти удивительное свойство – исключительная фотографичность.

Мнемотаблицы - схемы служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи детей. Их используют : для обогащения словарного запаса, при обучении составлению рассказов, при пересказах художественной литературы, при отгадывании и загадывании загадок, при заучивании стихов.

Для развития связной речи детей, большая роль отводится заучиванию стихотворений. Благодаря им, речь становится яркой, образной, эмоциональной.

При заучивании с детьми стихотворений, мы, педагоги, зачастую сталкиваемся с такими трудностями как

• потеря, искажение смысла стихотворения;

• изменение порядка слов, что нарушает художественную форму;

• длительность процесса заучивания (запоминания);

• припоминание, а при припоминании текста, теряется интонационная выразительность;

Всё это снижает интерес детей к заучиванию стихотворений.

Таким образом, приём символизации это наиболее короткий путь к формированию процесса запоминания и точной передачи информации, требующей дословного повторения, например в стихах, а опора на рисунки для обучения детей заучивания стихотворений – вопрос, имеющий практическое значение. Именно эти наблюдения в практике с детьми подсказали необходимость выбора системы мнемотехники, позволяющей развивать память и связную речь при заучивании стихотворений.

Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы. Для детей старшего возраста схемы желательно рисовать в одном цвете.

Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам, и позже - к мнемотаблицам., т. к. у детей остаются в памяти отдельные образы: елочка - зеленая, ягодка – красная. Позже - усложнять или заменять другой заставкой - изобразить персонажа в графическом виде.

Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений : на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе взрослый предлагает готовую план - схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы.

Работать с мнемотаблицами лучше начинать со средней группы. Хотя уже в младшем возрасте используем простейшие схемы одевания, умывания, построения пирамидки и т. д.

Этапы работы над стихотворением :

1. Педагог выразительно читает стихотворение.

2. Педагог сообщает, что это стихотворение ребенок будет учить наизусть. Затем еще раз читает стихотворение с опорой на мнемотаблицу.

3. Педагог задает вопросы по содержанию стихотворения, помогая ребенку уяснить основную мысль.

4. Педагог выясняет, какие слова непонятны ребенку, объясняет их значение в доступной для ребенка форме.

5. Педагог читает отдельно каждую строчку стихотворения. Ребенок повторяет ее с опорой на мнемотаблицу.

6. Ребенок рассказывает стихотворение с опорой на мнемотаблицу

Процесс запоминания разделяется на четыре этапа:

- кодирование элементов информации в зрительные образы;

- собственно сам процесс запоминания;

- запоминание последовательности информации;

- закрепление информации.

Практическая часть

Работая по теме «Использование моделей при заучивании стихотворений», мы используем различные дидактические пособия, которые помогают детям, при помощи зрительной памяти, рассказывать выученные стихи.

И сейчас мы представим вам некоторые из них.

«Мнемочасики» - на циферблат наклеиваются модели стихотворений. Как уже говорилось ранее, чем младше ребёнок, тем проще стихотворение. На одних часиках 4 круга, значит это может быть четверостишие, в каждой строке которого выделен главный предмет или действие и обозначены картинкой. Ребёнок, двигая стрелочкой, рассказывает по картинкам стишок. Сзади каждых часиков написан стишок для удобства воспитателя.

Работая в разновозрастной группе (средний и старший возраст, мы используем различные виды схем. Для средних детей – это цветные или чёрно- белые картинки, а для старших детей - это изображения, составленные из геометрических фигур, знаков, условных обозначений.

Вот, например, следующее пособие – «Мнемокнижка». Их принцип тот же самый: опираясь на мнемоквадраты, ребёнок рассказывает знакомые стихи. Книжки также можно изготовить младших и для старших детей. В подготовительной группе можно предложить ребятам изготовить такие книжки самостоятельно: дети сами пусть схематично зарисуют то или иное четверостишие в квадратах, вырежут их и наклеят на каждую страничку. Можно детям предложить одно стихотворение, а они уж сами каждый по своему усмотрению зарисует. Но с данным заданием могут справиться те дети, которые знакомы с мнемотехникой.

По такому же принципу мы представляем вам «Гармошку»

Далее хотим представить вам мнемотаблицу, как пособие, которое можно использовать на коврографе. Познакомившись со стихотворением, воспитатель показывает мнемоквадраты и знакомит с ними детей. Затем вставляет их в мнемотаблицу. Глядя на неё, дети рассказывают стихотворение. Задание можно усложнить, если попросить ребёнка самостоятельно последовательно рассказать стихотворение и расставить мнемоквадраты.

Данные пособия можно приготовить, когда учите с детьми стихи, потешки и положить их в специально отведённом месте в группе. Раз от разу дети будут подходить и брать их, вспоминая по картинкам выученные стихи.

Одним из важных в развитии речи, памяти, мышления детей является составление антонимов. Научившись составлять антонимы, дети смогут составлять рифмы, а затем стихи. Для этого мы предлагаем вашему вниманию «Кубики».

По такому же принципу можно предложить детям «Ромашку».

Ну, а теперь каждый из вас самостоятельно приготовит «Гармошку». На столах у вас есть всё необходимое (Изготовление педагогами гармошки).

Подведение итога.

Овладение приемами работы с мнемотаблицами помогает в развитии основных психических процессов - памяти, внимания, образного мышления, а также сокращает время обучения связной речи детей дошкольного возраста.

Мнемотехника помогает сделать процесс запоминания стихотворений, составления рассказов, пересказов сказок более простым, интересным, творческим. Однако, использование мнемотехники является лишь одним из методов развития и укрепления памяти и не заменяет традиционное заучивание текстов наизусть.

Публикации по теме:

Мастер-класс для педагогов в ДОУ  (фотоотчет)Мастер-класс для педагогов в ДОУ  (фотоотчет) Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию фотоотчёт с мастер-класса для воспитателей «Внедрение в практику работы воспитателей ДОУ методов.

Мастер-класс для педагогов по знакомству с игровой развивающей технологией В. В. Воскобовича «Как малыш Гео получил подарок» Тема: «Как малыш Гео получил подарок» Цель семинара: - повышение профессиональной компетентности воспитателей через использование инновационных.

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Осеннее волшебство» Мастер – класс для педагогов ДОУ на тему: «Осеннее волшебство» Слайд 1. Назначение: Свое выступление я хотела бы начать со слов великого.

Мастер-класс для педагогов «Елочка из бумаги»Мастер-класс для педагогов «Елочка из бумаги» Для изготовления елочки нам понадобится лист белой, плотной бумаги А-4, белая, зеленая,красная или золотая бумага, клей, ножницы. 1. Из.

Мастер-класс для педагогов групп «Что? Где? Когда?» Мастер класс для педагогов групп Тема: Повышение экологической компетенции педагогов. Програмное содержание: Расширять и систематизировать.

Мастер-класс для педагогов «Оригами» КОНСПЕКТ Мастер-класса для педагогов «Страна Оригами» Материалы: готовые изделия, выполненные в технике Оригами, салфетки столовые, квадратики.

Мастер-класс для педагогов по пластилинографии Слайд 2. Все мы знаем, делать что-то своими руками всегда приятно и интересно. Сколько радости получает ребенок, когда с помощью его рук.

Мастер-класс для педагогов «Работа со сказкой» Мастер-класс для педагогов «Работа со сказкой» Цель: развивать профессиональную компетентность, творческий потенциал педагогов. Задачи:.

Мастер-класс для педагогов «Зимушка-зима»Мастер-класс для педагогов «Зимушка-зима» Цель. Повысить профессиональный уровень педагогов о пластилинографии, как нетрадиционной технике изобразительной деятельности с детьми дошкольного.

Мастер-класс для педагогов «Моя планета доброты» Мастер класс «Моя планета Доброты» Оборудование: Магнитная доска с магнитами; Заранее заготовленная «открытка» с изображением нашей планеты.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс для педагогов ДОО «Использование метода наглядного моделирования при заучивании детьми стихотворений»
Опубликовано: 11 апреля 2016 в 12:58
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мастер-класс для педагогов ДОО «Использование метода наглядного моделирования при заучивании детьми стихотворений»» (включая файлы) размещена пользователем Лариса Машкова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 12.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД