Ольга Пенкина
Использование метода эксперимента в педагогическом исследовании
▼ Скачать + Заказать документы
Эксперимент является одним из основных методов научного исследования. В общенаучном плане эксперимент определяется как особый метод исследования, направленный на проверку научных и прикладных гипотез, требующий строгой логики доказательства и опирающийся на достоверные факты. В эксперименте всегда создается некоторая искусственная (экспериментальная) ситуация, выделяются причины изучаемых явлений, строго контролируются и оцениваются следствия действий этих причин, выясняются связи между исследуемыми явлениями.
Публикация «Использование метода эксперимента в педагогическом исследовании» размещена в разделах
Суть экспериментального метода заключается в том, что экспериментатор намеренно создает и контролируемым образом изменяет условия, в которых действует изучаемый испытуемый, ставит перед ним определенные задачи и по тому, как они решаются, судит о возникающих при этом процессах и явлениях.
Эксперимент (от лат. experimentum - проба, опыт) - исследовательская стратегия, которая характеризуется тем, что в нем осуществляется целенаправленное наблюдение за каким-либо процессом в условиях регламентированного изменения отдельных характеристик условий его протекания. При этом происходит проверка гипотезы.
Для практических задач важно то, что, проводя исследование при одинаковых условиях с разными испытуемыми, экспериментатор может установить возрастные и индивидуальные особенности протекания психических процессов у каждого из них.
Многие авторы в качестве ключевой особенности психолого-педагогического эксперимента выделяют «субъектность объекта» исследования. Человек как объект познания обладает активностью, сознательностью и тем самым может оказать влияние как на процесс своего изучения, так и на его результат. Поэтому к ситуации эксперимента в психологии предъявляются особые этические требования, а собственно эксперимент может рассматриваться как процесс общения экспериментатора с испытуемым.
Основные особенности эксперимента, обусловливающие его силу, заключаются в следующем.
1) В эксперименте исследователь сам вызывает изучаемое им явление, вместо того чтобы ждать, как при объективном наблюдении, пока случайный поток явлений доставит ему возможность его наблюдать.
2) Имея возможность вызывать изучаемое явление, экспериментатор может варьировать, изменять условия, при которых протекает явление, вместо того чтобы, как при простом наблюдении, брать их такими, какими ему их доставляет случай.
3) Изолируя отдельные условия и изменяя одно из них при сохранении неизменными остальных, эксперимент тем самым выявляет значение отдельных условий и устанавливает закономерные связи, определяющие изучаемый им процесс. Эксперимент, таким образом, очень мощное методическое средство для выявления закономерностей.
4) Выявляя закономерные связи между явлениями, экспериментатор может варьировать не только сами условия в смысле их наличия или отсутствия, но и их количественные соотношения. В результате эксперимента устанавливаются допускающие математическую формулировку количественные закономерности. В основном именно благодаря эксперименту естествознание пришло к открытию законов природы.
Основная задача психолого-педагогического эксперимента заключается в том, чтобы сделать доступными для объективного внешнего наблюдения существенные особенности внутреннего процесса. Для этого нужно, варьируя условия протекания внешней деятельности, найти ситуацию, при которой внешнее протекание акта адекватно отражало бы его внутреннее содержание. Задача экспериментального варьирования условий при психологическом эксперименте заключается прежде всего в том, чтобы вскрыть правильность одной-единственной психолого-педагогической интерпретации действия или поступка, исключив возможность всех остальных.
В психологии применяют два основных типа эксперимента :
- лабораторный эксперимент, который обычно проводится в специально оборудованных помещениях и на испытуемых, которые сознательно участвуют в эксперименте, хотя могут и не знать об истинном назначении эксперимента;
- естественный эксперимент, участники которого не знают о своей роли испытуемых.
Естественный эксперимент сочетает в себе положительные стороны метода наблюдения и лабораторного эксперимента. Здесь сохраняется естественность условий наблюдения и вводится точность контролируемого эксперимента. То, что испытуемые не подозревают о том, что они подвергаются психологическому исследованию, обеспечивает естественность их поведения.
Вместе с тем, для правильного и успешного проведения естественного эксперимента необходимо соблюдать все те требования, которые предъявляются к лабораторному эксперименту.
В соответствии с задачей исследования экспериментатор подбирает такие условия, которые обеспечивают наиболее яркое проявление интересующих его сторон психической деятельности.
Основные этапы проведения психолого-педагогического исследования включают в себя :
• Изучение состояния проблемы. Постановку проблемы, выбор объекта и предмета исследования.
• Разработку или уточнение общей исходной исследовательской концепции, выдвижение гипотезы.
• Планирование исследования :
• Определение целей и задач исследования.
• Определение экспериментальных планов.
• Выбор методов и методик исследования.
• Определение математических методов обработки данных и др.
• Сбор данных и их описание.
• Обработку данных.
• Оценивание результатов проверки гипотез, интерпретацию результатов в рамках исходной исследовательской концепции.
• Соотнесение результатов с соответствующими концепциями и теориями. Формулирование общих выводов. Оценивание перспектив дальнейшей разработки проблемы.
Обязательным для полноценного психолого-педагогического эксперимента является соблюдение следующих основных правил:
• Четкая формулировка проблемы, целей и задач исследования, проверяемых в нем гипотез.
• Установление критериев и признаков, по которым можно судить о том, насколько успешно прошел эксперимент, подтвердились или не подтвердились предложенные в нем гипотезы.
• Точное определение объекта и предмета исследования.
• Выбор и разработка валидных и надежных методов психодиагностики состояний исследуемого объекта и предмета исследования до и после проведения эксперимента.
• Использование непротиворечивой и убедительной логики доказательства того, что эксперимент прошел успешно.
• Определение подходящей формы представления результатов проведенного эксперимента.
Задачи конкретных экспериментов в области дидактики и методик обучения отдельным предметам чаще всего сводятся к следующим:
1. проверка определенной системы;
2. сравнение эффективности определенных методов обучения;
3. проверка эффективности системы проблемного обучения;
4. разработка систем мер по формированию у учащихся познавательных интересов и потребностей;
5. проверка эффективности мер по формированию у учащихся навыков учебного труда;
6. развитие познавательной самостоятельности школьников;
7. дидактические исследования, связанные с выбором оптимального варианта той или иной системы мер или педагогических действий :
- обновление системы мер по предупреждению неуспеваемости,
- выбор оптимального числа упражнений для формирования определенного умения,
- выбор оптимальных вариантов системы мер по формированию у учащихся навыков планирования,
- построение проблемного обучения слабоуспевающих школьников.
Все эти задачи в определенной мере переплетаются друг с другом, но каждая из них имеет и некоторый специфический акцент, определяющий особенности педагогического эксперимента.
Таким образом, круг задач, которые решаются с помощью педагогического эксперимента, весьма широк и разносторонен, охватывает все основные проблемы педагогики и психологии.
Участие в конкурсе «Мир профессий» на ВШДА воспитанников д/с "Ручеёк" : 1 место - Ф. Никита, М. Амелия, Г. Арсений, Г. Ангелина, Г. Марина, И. Александра, К. Юля; 2 место - К. Каролина, С. Ярослав.