Елена Михайловна Матюнькина
Использование метода интеллект-карт в работе с дошкольниками
▼ Скачать + Заказать документы
Каждый педагог в дошкольном образовании пытается найти новые идеи, подходы, формы и методы работы в своей педагогической деятельности, которые соответствовали бы возрасту дошкольников, были бы им интересны и наиболее эффективно решали педагогические, образовательные и воспитательные задачи. Такой формой работы для меня стал метод интеллект – карт.
Интеллект – карта – это уникальный и простой метод запоминания информации, с помощью которого развиваются как творческие, так и речевые способности детей и активизируется мышление. Воспитание всесторонне развитого человека предполагает развитие его задатков и способностей, его интеллекта. В работе педагога одним из главных направлений является развитие логического мышления. Мышление- это творческий, познавательный процесс, обобщенно и опосредованно отражающий отношения предметов и явлений. Каждому ребёнку необходимо хорошее логическое мышление, развитая способность рассуждать. Задачей педагогов является сохранение индивидуальности каждого ребёнка, а также развитие креативного творческого мышления.
Публикация «Использование метода интеллект-карт в работе с дошкольниками» размещена в разделах
Автором данного метода является Тони Бьюзен, британский психолог, автор методики запоминания, творчества, организации мышления и креативности. Буквально слово «mind» означает «ум», а слово «maps» - карты. В итоге получаются «карты ума» также их называют «ментальные карты», «карты памяти», но чаще всего используется термин «интеллект-карты». Для развития связной речи использовать метод интеллект-карт в работе с дошкольниками предложила кандидат педагогических наук Акименко Валентина Михайловна. Для дошкольников этот метод особенно эффективен, так как у детей преимущественно развито наглядно-действенное мышление, память носит непроизвольный характер, а наглядный материал усваивается лучше. Особенностью использования метода этих карт является работа обоих полушарий. Полезные свойства интеллект – карт это наглядность, привлекательность и запоминаемость, своевременность, творчество, возможность пересмотра.
В работе с детьми дошкольного возраста интеллект – карты используются по трём направлениям: первое направление это непосредственный сбор материала о предмете или объекте, в ходе которого пополняется пассивный и активный словарный запас, развиваются процессы мышления; второе направление это закрепление и обобщение материала, где дети учатся выделять главную мысль, запоминать изученное, учатся составлять предложения, используя процессы мышления такие, как анализ, синтез, обобщение, сравнение и т. д. ; третье направление – это развитие связной речи, в ходе которого дети учатся составлять и распространять предложения и рассказы по интеллект – карте. Интеллект – карта помогает дошкольникам запоминать информацию, искать ассоциации, выражать свои эмоции и мысли, рассуждать, пересказывать, общаться. Имеются общие требования к составлению любой интеллект – карты. Для составления такой карты используются цветные карандаши, фломастеры, маркеры, лист бумаги располагается горизонтально, а главная идея располагается в центре страницы, это может быть как картинка, так и слово. Для каждого ключевого момента от центра проводятся ответвления в любом направлении, и каждая ветвь имеет свой цвет. Под линией ветви пишется одно ключевое слово, можно использовать картинки, рисунки, фото, ассоциации.
В своей работе метод интеллект – карт я использую всего лишь последние полгода. За это время с детьми были составлены интеллект – карты на многие темы, например, «Зимующие птицы», «Ферма», «Посуда» и т. д. В процессе работы с применением интеллектуальных карт дети учатся не только пользоваться определенными словами и словосочетаниями, но и приобретают способность развивать свою речь в процессе общения и обучения.
Развитие ребёнка с применением интеллект – карт осуществляется посредством детских ассоциаций, пополнения и активизации словарного запаса, формирования значения слова, фантазии. Ребёнок, работая с такими картами, идёт в своём развитии от простых логических операций: сравнение, сопоставление предметов, расположение в пространстве к умению анализировать, дифференцировать, проводить классификацию предметов.
Практическая значимость интеллект –карт заключается в том, что даёт возможность педагогам учитывать уровень развития воспитанников и формировать у них познавательные процессы, такие как элементарный анализ, поиск и выделение информации, мышление, установление причинно - следственных связей, построение логической цепи рассуждений, представление информации в виде схем и таблиц. В результате применения интеллектуальных карт ребёнок учится не только усваивать информацию, но и продуктивно работать с ней.
Дети с огромным интересом принимают участие в создании интеллект – карт, яркие картинки и сочетание аппликации (коллажа) и рисования привлекают к работе всех, независимо от уровня успешности в различных видах изобразительной деятельности, что позволяет пережить каждому ребёнку ситуацию успеха.
Считаю, что данный опыт работы может найти своё применение в педагогической практике других педагогов.
Список используемой литературы:
1. Тони Бьюзен. Интеллект – карты. Полное руководство по мощному инструменту мышления/Тони Бьюзен; пер. с англ. Ю. Константиновой. –М. : Манн, Иванов и Фербер, 2019. -208 с.
2. https://www.maam.ru/obrazovanie/intellekt-karty
3. https://www.maam.ru/detskijsad/master-klas-dlja-roditelei-ispolzovanie-metoda-intelekt-kart-s-detmi-starshego-doshkolnogo-vozrasta-dlja-poznavatelnogo.html
4. https://www.maam.ru/detskijsad/master-klas-dlja-pedagogov-dou-ispolzovanie-intelekt-kart-v-rabote-s-doshkolnikami.html