Наталья Куликовских
Использование мебельного модуля «Магазин» для организации предметно-пространственной развивающей среды группы
▼ Скачать + Заказать документы
Развивающая предметно-пространственная среда дошкольной образовательной организации – одно из основных средств, формирующих личность ребенка, источник получения знаний и социального опыта. Наши воспитанники - это дети подготовительной к школе группы, которым необходима более насыщенная образовательная и развивающая среда. По мере своих возможностей мы стараемся организовать пространство группы с учетом требований ФГОС Дошкольного образования.
Публикация «Использование мебельного модуля „Магазин“ для организации предметно-пространственной развивающей среды группы» размещена в разделах
- Магазин. Профессия продавец
- Мебель. Все о мебели для детей
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая образовательная среда» май 2017
Одной из проблем в организации развивающей предметно-пространственной среды является то, что игровая мебель имеющаяся в группе, малофункциональна в творческой, познавательной и игровой деятельности детей.
Например, детская мебель «Кухня» находящаяся в группе имеет четкое функциональное назначение и не предполагает возможностей трансформирования в процессе детской деятельности.
Наблюдая за детьми в свободной игровой деятельности, было замечено, что мебельный модуль «Магазин» также практически не востребован детьми. Поэтому возникла идея, найти варианты более активного использования данного модуля в разных видах деятельности, которые обеспечивают решение программных образовательных задач как в совместной деятельности взрослого и детей, так и в самостоятельной детской деятельности.
Первоначально, рассматриваемый мебельный модуль имел фиксированное постоянное местоположение и использовался детьми по назначению в процессе игры в продуктовый магазин.
Для реализации данной идеи предлагаются следующие варианты преобразования модуля :
Основной набор составляющих идеи – это непосредственно сам мебельный модуль «Магазин» и набор отрезов однотонной цветной ткани.
В итоге в зависимости от наполнения модуля получаем такие варианты как
• интерактивная выставка, которая предполагает активное использование экспонатов выставки детьми в познавательной, игровой, творческой деятельности.
• игровая зона для организации сюжетно-ролевой или творческой игры детей.
• «незаполненный модуль» для самостоятельного детского моделирования.
Рассматриваемый мебельный модуль используется в следующих направлениях:
• Организация тематических интерактивных выставок в соответствии с календарно-тематическим планом Дошкольного Образовательного Учреждения
• Организация тематических интерактивных выставок в рамках познавательного маршрута «Люди Югры».
• Использование модуля для организации зоны
детской игровой, творческой и познавательной деятельности.
Использование модуля в разных видах деятельности направлено на решение образовательных задач.
Игровой модуль способствует реализации рабочей программы, построено с учетом комплексно-тематического планирования.
Модуль отвечает требованиям Развивающей предметно-пространственной среды :
• Модуль является содержательно-насыщенным это отражено в разных темах выставок и их содержании.
• Трансформируемость (в течении учебного года изменяется как его расположение в группе, так содержание)
• Полифункциональность. (Модуль используется детьми в игре, театрализации, свободной деятельности и на занятиях, как демонстрационное оборудование и т. д)
• Вариативность. Соответствует содержанию образовательной программы МАДОУ Малышок, региональным традициям, реализации проектной деятельности группы.
• Соблюдается принцип доступности в полном объеме.
• Безопасность. Представляемые предметы имеют сертификат соответствия, материалы экологически чистые, психологически безопасные.
• Развитие творчества детей в самостоятельном моделировании развивающей среды группы (театр, библиотека и т. п). Периодически модуль остается не заполненным, тем самым детям предоставляется возможность самостоятельно моделировать среду.
В течении этого учебного года данный мебельный модуль активно использовался для организации тематических выставок в соответствии с календарно-тематическим планом.
Например, была организована интерактивная выставка по тематической неделе «Математический знайка». Все представленные на выставке игры и пособия, дети использовали в свободной игровой деятельности.
Также данный модуль был востребован в процессе реализации проектной деятельности познавательного маршрута «Люди Югры». Был организован ряд различных тематических выставок в соответствии с темой проекта.
Это такие выставки как:
«Культура и быт народов ханты и манси»
«Мини-музей «Мы этой памяти верны»
«Город в котором мы живем»
Большое значение уделялось организации свободной деятельности детей. Данный модуль обеспечивает организацию различных видов детской деятельности (сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, творческие и т. п.) Активно использовалось самостоятельное свободное трансформирование модуля в соответствии с запросами, вкусами и настроением детей, а также с учетом разнообразных педагогических задач. Так например, дети самостоятельно нашли вариант использования мебельного модуля в игре в кукольный театр.
Подводя итоги можно сказать, что использование данного модуля отвечает условиям создания среды в соответствии с требованиями ФГОС Дошкольного образования. Данная идея способствует реализации основной образовательной программы, развитию у детей коммуникативных навыков, расширению познавательных интересов, творческих способностей.
В зависимости от наполнения, мебельный модуль может быть использован в разных видах деятельности. Воплощение идеи в жизнь не потребует много времени и финансовых вложений.
Возможно, что подобная идея уже используется педагогами в других ДОУ, но для нашего детского сада многофункциональное использование модуля «Магазин» является новым и в практике наших педагогов не применялось.