Елена Леонидова
Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Важнейшими задачами современной дошкольной педагогической науки и практики являются задачи гуманизации процесса воспитания и обучения, охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, их всестороннего и полноценного развития.
Для решения этих задач был принят новый закон «Об Образовании», введен новый Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. ФГОС ДО предъявляет требования к организации и обновлению предметно-развивающей среды дошкольного учреждения.
Публикация «Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды в подготовительной группе» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Подготовительная группа
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2016
Предметная среда должна предоставлять ребёнку право выбора деятельности, возможность максимально активно проявлять себя, побуждать дошкольника к активным самостоятельным действиям. Право выбора деятельности предоставляет ему широкие возможности для саморазвития.
Дети подготовительной к школе группы начинают осваивать слож-ные взаимодействия людей, их игровые действия становятся более сложны-ми, обретают особый смысл. Игровое пространство в подготовительной группе усложняется. В нём появляются несколько центров, каждый из которых поддерживает свою сюжетную линию. Предметно – пространст-венная развивающая среда групповой комнаты зонирована и организована с учётом требований ФГОС, где чё тко прослеживаются все пять образова-тельных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие
Образовательная область «Познавательное развитие» включает в себя центр науки и естествознания, центр математики, нравственно-патриоти-ческий центр, центр русской старины, строительный (конструктивный) центр.
В нравственно-патриотический центр помещена государственная символика России, символика родного края, пособия, отражающие многонациональность нашей Родины, иллюстративный материал по ознакомлению детей с климатическими зонами России, с образцами народного декоративно-прикладного искусства России, Белгородчины, образцы полезных ископаемых нашего края.
В центре русской старины расположены куклы в национальных костюмах, предметы русского быта, образцы народного декоративно-прикладного искусства.
Центр науки и естествознания включает в себя экологический уголок и зону экспериментальной деятельности, которая в подготовительной группе представлена многообразием коллекций (грунт, камни, минералы, семена, крупы и т. д., а также предметами, необходимыми для осуществления опытной деятельности: лупа, микроскоп, весы, мерные стаканчики, лейки, песочные часы и т. д. В процессе экспериментальной деятельности по выращиванию растений ведутся дневники наблюдений, в которых воспитатель фиксирует сделанные детьми выводы по результатам наблюдения. Экологический уголок служит не только украшением группы, но и местом для саморазвития дошкольников. В уголке находятся различные виды комнатных растений, альбомы и пособия по экологическому воспитанию дошкольников, дидактические игры, широко представлен иллюстративный материал растений и животных, занесённых в Красную книгу Белгородской области. Пособия используются на занятиях, в утренний и вечерний отрезок времени. Важным составляющим уголка природы является календарь природы.
Центр математики имеет важные развивающие функции. В данном центре располагаются нормативно-знаковый материал: магнитная доска, касса цифр, наборы карточек на сопоставление цифры и количества, наборы кубиков с цифрами и числовыми фигурами. Также в данном центре присутствуют различные развивающие игры и головоломки, имеется большой перечень дидактических игр математической направленности.
«Строительный» (конструктивный) центр, хоть и сосредоточен на одном месте и занимает немного пространства, он достаточно мобилен. Практичность его состоит в том, что с содержанием строительного уголка (конструктор различного вида, крупный и мелкий деревянный конструктор, различный конструктор Лего) можно перемещаться в любое место группы и организовывать данную деятельность как с подгруппой детей, так и индивидуально. Центр дополнен мелкими игрушками для обыгрывания.
Образовательная область «Социально - коммуникативное развитие»
Центр сюжетно-ролевых игр. В связи с тем, что игровые замыслы детей 6-7 лет весьма разнообразны, весь игровой материал размещается таким образом, чтобы дети могли легко подбирать игрушки, комбинировать их "под замыслы". Игровая стационарная мебель используется многофункционально для различных сюжетно-ролевых игр. Игровые модули легко перемещаются с места на место. В группе находятся специальные игровые модули, включающие в себя все атрибуты для той или иной игры.
Например, для сюжетно-ролевой игры в «Больницу» в наличии имеются халаты, шапочки доктора, медицинские инструменты, аптечка. В «Салоне красоты» имеются расчёски, фен, различные флаконы, коробочки, журналы с фотографиями модельных стрижек, различные заколки, резинки для волос, косметички и др. Также в группе представлены модули и атрибуты к сюжетно-ролевым играм «Магазин», «Я - строитель», «Семья», «Столярная мастерская».
В Центре безопасности дорожного движения рассказывается о правилах поведения на дороге. Представлены макет улицы, различные машины, дорожные знаки, плакат «Соблюдай правила дорожного движения», игры, книги по данной тематике.
Образовательная область «Художественно- эстетическое развитие»
Театральный центр представлен широким ассортиментом видов театра (кукольный, теневой, настольный, бибабо, пальчиковый). Различные маски, атрибуты для разыгрывания сказок, элементы костюмов для персонажей, декорации дети изготавливают самостоятельно. На полках размещаются детские музыкальные инструменты (ложки, погремушки, бубны, и т. д.) . Также в данном центре находится аудиомагнитофон с коллекцией детских записей (как сказок, так и подборкой детских песен) .
Центр детского творчества. выполняет задачу формирования интереса детей к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворения потребностей детей в самовыражении. Здесь воспитанники в свободное время рисуют, лепят, выполняют аппликационные работы. В распоряжении детей представлен разнообразный изобразительный материал: мелки, акварель, тушь, гуашь, карандаши и фломастеры, бумага разной фактуры, размера и цвета, картон, раскраски, дидактические игры. В центре присутствуют альбомы с образцами народно-прикладного искусства, иллюстрации известных художников. Детские работы (рисунки, поделки и коллажи) выставляются на всеобщее обозрение на специальном стенде, к которому имеется свободный доступ.
Образовательная область «Физическое развитие»
«Физкультурно - оздоровительный центр». Он пользуется популярностью у детей, поскольку реализует их потребность в самостоятельной двигательной активности, совместных движениях со сверстниками, свободного использования спортивного инвентаря и физкультурного оборудования. Здесь дошкольники могут заниматься и закреплять разные виды движений. Увеличение двигательной активности оказывает благоприятное влияние на физическое и умственное развитие, состояние здоровья детей. В центре имеется различное оборудование: мячи, обручи, мешочки, набитые песком, разноцветные флажки, ленточки, атрибуты для проведения подвижных игр, кегли, кольцебросы и др.
Образовательная область «Речевое развитие»
Центр грамотности. Центр грамотности включает в себя книжный уголок. Содержание книжного уголка должно соответствовать возрастным особенностям детей данного возраста, реализуемой в дошкольном учреждении образовательной программе. В нем находятся книги с художественными произведениями детских писателей, сказками и иными литературными формами. Главный принцип подбора книгоиздательской продукции – минимум текста – максимум иллюстраций. В книжном уголке помещается фотография писателя, с творчеством которого дети знакомятся в данный момент и его литературные произведения. Также в центре грамотности находятся различные дидактические игры по развитию речи, различные виды образно-символического материала: серии картин и иллюстраций для установления последовательности событий, наборы парных картинок на соотнесение, разрезные сюжетные картинки и другие дидактические игры по развитию речи.
Таким образом, разнообразие и богатство сенсорных впечатлений, возможность свободного подхода к каждому центру в группе способствуют эмоциональному и интеллектуальному развитию воспитанников.
Развивающая среда не может быть построена окончательно. Дальнейшая работа предполагает осуществление поиска инновационных подходов к организации предметно-развивающей среды в ДОУ, а так же развитие интереса родителей к указанной проблеме и мотивирование стремления к взаимодействию.