Марина Соколова
Аналитическая справка по результатам организации развивающей предметно-пространственной среды.
▼ Скачать + Заказать документы
Вопрос организации развивающей предметно-пространственной среды ДО на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
При создании предметной развивающей среды педагогам необходимо соблюдать принцип стабильности и динамичности предметного окружения, обеспечивающий сочетание привычных и неординарных элементов эстетической организации среды; индивидуальную комфортность и эмоциональное благополучие каждого ребенка.
Публикация «Аналитическая справка по результатам организации развивающей предметно-пространственной среды,» размещена в разделах
- Анализ предметно-пространственной среды РППС
- Анализ. Аналитический отчет, справка
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
Развивающая предметно-пространственная среда организованная воспитателем Соколовой Мариной Ивановной выполняет различные функции: образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организационную, коммуникативную функции. Но самое главное – она работает на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка. Предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию.
Как известно, основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности для них является игра. Именно поэтому, Марина Ивановна испытывает повышенный интерес к обновлению развивающей предметно-пространственной среды ДО.
Развивающая предметно-пространственная среда организованна воспитателем Соколовой Мариной Ивановной так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом. Оборудование размещено по секторам (центрам развития) что позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам: конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность, экспериментирование. Обязательными в оборудовании являются материалы, активизирующие познавательную деятельность: развивающие игры, технические устройства и игрушки, модели, предметы для опытно-поисковой деятельности, увеличительные стекла, пружинки, весы, мензурки и прочее; большой выбор природных материалов для изучения, экспериментирования.
Для того, чтобы дети нашли себе дело по душе в группе выделены определенные центры. Они не имеют жестких границ, что позволяет соблюдать принцип полифункциональности, когда один и тот же игровой уголок, по желанию ребенка, можно легко и быстро преобразовать в другой.
При проектировании предметно – пространственной среды учитываются принципы половых и возрастных различий детей. В группе подобраны предметы, подчеркивающие гендерную принадлежность дошкольников.
В одной и той же зоне центра активности, согласно принципу интеграции дети могут заниматься различными видами деятельности. Имеют возможность играть в сюжетно-ролевые игры: «Парикмахерская», «Больница», «Магазин», «Семья» и др. Атрибуты к играм подобранны так, чтобы создать условия для реализации интересов детей в разных видах игр. Подобранный игровой материал позволяет комбинировать различные сюжеты, создавать новые игровые образы. Все атрибуты для игр хранятся в доступном месте для детей.
Есть игры, которые интересны в первую очередь мальчикам. Это «Уголок безопасности». В нем расположен уголок «правила пешехода» Он оснащен необходимыми ролевыми атрибутами и материалами для закрепления знаний ПДД. Тут собраны транспортные средства, светофор, пилотка полицейского, жезл регулировщика, макет улицы и дорожные знаки. И уголок «правила пожарной безопасности», здесь расположены картинки по пожарной безопасности, специальная техника.
Там же, расположен центр строительно-конструктивных игр, в котором в большом разнообразии представлены различные виды и формы конструкторов. У детей есть возможность самостоятельно реализовать свои замыслы используя схемы и модели построек. Центр дополнен мелкими игрушками для обыгрывания. Мобильность данного центра позволяет детям разворачивать сюжет игры за его пределами. Это позволяет детям комфортно чувствовать себя в любом уголке группы.
При организации развивающей предметно-пространственной среды также учитывается принцип эмоциональной насыщенности. В группе имеется центр изобразительной деятельности «Разноцветная палитра», где расположен изобразительный и вспомогательный материал для художественного конструирования, изобразительного творчества, лепки и рисования, бумажной пластики, аппликации. Там же расположен уголок «Декоративно-прикладное искусство». Рядом расположен центр театральной деятельности «В гостях у сказки» здесь размещается небольшая ширма, маски сказочных персонажей, персонажи кукольного, настольного, пальчикового и теневого театров. Играя в театр, дети объединяются интересной идеей, демонстрируют, неожиданные грани своего характера. Около центра театральной деятельности находится музыкальный центр «Веселые нотки». Здесь есть музыкальные инструменты, которые доставляют детям много радостных минут. Кроме того, они развивают фонематический слух и чувство ритма у ребёнка.
В центре «Занимательной математики» предшествовал подбор игрового материала, что определилось возрастными возможностями и уровнем развития детей группы. В данном центре размещен разнообразный занимательный материал с тем, чтобы каждый из детей смог выбрать для себя игру по интересам. Центр «Занимательной математики» решает следующие задачи: целенаправленное формирование у детей интереса к элементарной математической деятельности; воспитание у детей потребности занимать свое свободное время не только интересными, но и требующими умственного напряжения, интеллектуального усилия играми.
В группе оформлен центр речевого развития «Будем говорить правильно», представляющий возможность воспитанникам действовать индивидуально. Накоплен и систематизирован разнообразный практический материал для организации речевых игр : пособия для проведения артикуляционных упражнений, материалы для рассказывания, разнообразные дидактические, настольно-печатные игры, игры для развития мелкой моторики рук. Там же расположен центр «Здравствуй книжка». Книги подобранны по возрасту и по текущей теме.
Используя метод проектов в своей работе, Марина Ивановна тщательно продумывает и организовывает в группе предметную среду таким образом, чтобы она являлась «фоном» к эвристической и поисковой деятельности.
В центр экспериментирования «Юный исследователь», Марина Ивановна пополнила материалы необходимые для проведения опытов: специальная посуда (стаканчики, трубочки, воронки, тарелки, природный материал (камешки, песок, семена и т. п., утилизированный материал (проволока, скрепки, нитки, прочие материалы (лупы, термометры и др.). Систематические наблюдения за состоянием погоды дети фиксируют в календаре природы, который расположен в экологическом уголке.
Яркий, веселый, спортивный уголок «Смелые, сильные, ловкие» лаконично и гармонично вписывается в пространство группы, он реализует потребность детей в двигательной активности. Здесь дошкольники занимаются и закрепляют разные виды движений: прыжки с продвижением по извилистой дорожке, игры с мячом, метание в цель и т. п. Увеличение двигательной активности оказывает благоприятное влияние на физическое и умственное развитие, состояние здоровья детей.
Область «социализация», как часть «коммуникативно-личностного развития» включает воспитание патриотических чувств, таких, как любовь к родному городу, воспитание любви к своей Родине. В группе есть уголок «Патриотического воспитания» где Марина Ивановна разместила: портрет президента РФ, глобус, флаг РФ, герб России, и Пестравского района, карту Самарской области. Оформлен альбом «Мой край родной». Так же подобран наглядный материал о нашей области, районе. Для знакомства с бытом и традициями своего народа, создан музей «Горница».
ВЫВОД: развивающая предметно-пространственная среда старшей разновозрастной группы построена в соответствии с ФГОС ДО и основной образовательной программой дошкольного образования, содержательно насыщенна, трансформируема, полифункциональная, вариативна, доступна и безопасна. Правильно созданная предметная среда позволяет обеспечить каждому ребенку выбор деятельности по интересам, возможность взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально.