Татьяна Головко
Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды в детском саду.
▼ Скачать + Заказать документы
Предметно-пространственная среда для детей старшего дошкольного возраста организуется так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом. Разместить оборудование по секторам (центрам развития) для того, чтобы дать возможность детям объединиться подгруппами по общим интересам: конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность, экспериментирование.
Необходимы материалы, учитывающие интересы мальчиков и девочек, как в труде, так и в игре.
Публикация «Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды в детском саду,» размещена в разделах
Мальчикам нужны инструменты для работы с деревом, девочкам для работы с рукоделием. Для развития творческого замысла в игре девочкам потребуются предметы женской одежды, украшения, кружевные накидки, банты, сумочки, зонтики и т. п. ; мальчикам - детали военной формы, предметы обмундирования и вооружения русских богатырей, разнообразные технические игрушки. Важно иметь большое количество подручных материалов (веревок, коробочек, проволочек, колес, ленточек, которые творчески используются для решения различных игровых проблем). Организация развивающей предметно-пространственной среды при помощи детских центров развития может быть :
Центр физической культуры и спорта (обручи, скакалки, дуги, мячи и т. д.).
Центр творческого мастерства (изо-уголок, выставки).
Центр повседневного бытового труда (уголок дежурства).
Центр грамотности
Центр науки
Центр искусства
Центр природы
Игровой центр (сюжетно –ролевые игры, театролизированные игры, дидактические игры, картотека игр и т. д.).
При проектировании предметно-пространственной среды в старшей группе необходимо выделить следующие зоны для разного рода видов активности:
1 - рабочая
2 - активная
3 – спокойная
В последнее время используется принцип интеграции образовательных областей с помощью предметно-пространственной среды групп и детского сада в целом, способствующий формированию единой предметно- пространственной среды. Например, рабочая зона может включать в себя несколько предметно - развивающих «сред» : для речевого, математического, эстетического, социального развития, т. е. центры грамотности, науки, искусства, природы. Наполнить предметно-развивающую среду в рабочей зоне для старших дошкольников необходимо различными материалами, способствующими овладению чтением, математикой: печатными буквами, словами, таблицами, книгами с крупным шрифтом, пособиями с цифрами, настольно-печатными играми с цифрами и буквами, ребусами, а так же материалами, отражающими школьную тему: картинки о жизни школьников, школьные принадлежности, атрибуты для игр в школу.
Необходимыми в оборудовании старших дошкольников являются материалы, стимулирующие развитие широких социальных интересов и познавательной активности детей. Это детские энциклопедии, иллюстрированные издания о животном и растительном мире планеты, о жизни людей разных стран, детские журналы, альбомы, проспекты
В каждой группе необходимо предусмотреть место для детской экспериментальной деятельности. Обязательными в оборудовании являются материалы, активизирующие познавательную деятельность: развивающие игры, технические устройства и игрушки, модели, предметы для опытно-поисковой деятельности, роботы - магниты, увеличительные стекла, пружинки, весы, мензурки и прочее; большой выбор природных материалов для изучения, экспериментирования, составления коллекций.