Ольга Потёмкина
Использование Лего-конструирования и робототехники в проектной деятельности дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Использование ЛЕГО-конструирования и робототехники
в проектной деятельности дошкольников
Чем больше мастерства
в детской руке, тем умнее ребенок.
В. А. Сухомлинский
Актуальность введения ЛЕГО-конструирования и робототехники в образовательном процессе обусловлена требованиями ФГОС. По своей сути, ЛЕГО-конструирование и робототехника относятся к инновационным технологиям. В образовательной деятельности нашего детского сада ЛЕГО-конструктор педагоги используют как в совместной деятельности, так и на занятиях (НОД) и в проектно-тематической деятельности. Чем же интересен проектно-тематический метод?
Публикация «Использование Лего-конструирования и робототехники в проектной деятельности дошкольников» размещена в разделах
- Конструирование. Конспекты
- Конструирование. Методические разработки
- Лего, LEGO. Конспекты занятий
- Лего, LEGO. Проекты
- Лего. Конструктор LEGO
- Лего. Методические разработки
- Проекты
- Роботы и робототехника. Программирование
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший мастер-класс» июнь 2019
Прежде всего, тем, что он связан с развивающим, личностно-ориентированным обучением и может использоваться в любой группе детского сада. Проект позволяет активизировать познавательную деятельность детей и взрослых, интегрировать сведения из разных областей знаний для решения одной проблемы и применять их на практике. Под проектом подразумевается некая увлекательная, поисково-познавательная деятельность всей группы и взрослых (педагогов и родителей). Проект – это отрезок жизни группы, в процессе которого дети и взрослые совершают общую творческую работу на благо самих себя и других людей.
Длиться проекты могут от одного дня (спонтанные проекты, до2-3 месяцев. Основными требованиями к использованию метода проекта является наличие проблемы, для решения которой требуется исследовательская работа или поиск. Проект – это «игра всерьез» и результаты ее значимы для детей и взрослых.
Так как ведущей деятельностью дошкольника является игра, то, играя с ЛЕГО, дети младшего возраста учатся конструировать простые фигуры. Ребенок совершенствует свои навыки, видя свои успехи, он становится более уверенным в себе и переходит к более сложному этапу обучения.
При реализации проектов, происходит влияние и на содержание игровой деятельности – игры становятся более разнообразными, сложно сконструированными, а сами дети становятся интересными друг другу.
Проектная деятельность с ЛЕГО-конструированием формирует у детей целостное представление о мире техники, устройстве конструкций, механизмов, машин, различных построек, их место в окружающем мире. А также позволяет развивать интерес к решению проблемных ситуаций, умение исследовать проблему, анализировать имеющиеся ресурсы, выдвигать идеи, планировать решения и реализовать их, расширять активный словарный запас новыми техническими терминами.
В своей работе педагоги нашего детского сада используют конструктор ЛЕГО не только для организации занятий с воспитанниками, но и предлагают их детям для самостоятельной деятельности в рамках тематических недель или проектов.
Об одном из таких проектов я хочу вам рассказать.
В нашем детском саду проходила тематическая неделя «Моя семья». Одной из форм работы стала беседа о труде родителей. В ходе беседы с детьми было выявлено, что родители много времени проводят на работе, а когда приходят домой продолжают трудиться на огороде или в саду, и очень мало времени уделяют детям.
После беседы дети посоветовались и задумались над тем, как облегчить труд своих родителей. И решили, что им нужен помощник в их труде в саду и на огороде. Это даст больше свободного времени, и позволит больше времени уделять общению со своими детьми. Так зародилась идея придумать робота-помощника для родителей, а значит, создать проект.
В современном мире мы видим, с какой скоростью развиваются инновационные технологии, как заменяют людей роботы-машины. Хотя еще лет десять назад, мы такого не могли представить. И эта тема весьма актуальна на сегодняшний день, проблема состоит в том, что как донести эту информацию до детей дошкольного возраста, что в их маленьких головах есть тоже способность создать робота.
Таким образом, актуальность разработки робота-помощника остается очевидной.
Мы с детьми поставили перед собой цель: разработать и сконструировать макет робота-помощника для того, чтобы облегчить труд родителей в саду и огороде.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
-заинтересовать детей работой по ЛЕГО-конструированию и робототехнике посредством игр;
-изучить виды конструктора технической направленности;
-спланировать игровые ситуации, дидактические игры, сюжетно-ролевые игры, экскурсии и т. д.
- вовлечь родителей в реализацию проекта;
- закрепить знания о профессиях в сельском хозяйстве;
- закрепить знания о своей малой Родине, ее красоте;
- развивать творческие способности в процессе конструирования и проектирования.
Планируемые результаты.
Должны знать:
- разные виды конструкторов технической направленности;
- профессии, связанные с сельским хозяйством;
- составление простейших эскизов конструкции;
- основы робототехники;
- конструктивные особенности различных моделей, сооружений.
Должны уметь:
- принимать или намечать учебную задачу, ее конечную цель;
- проводить сборку моделей с применением ЛЕГО-конструкторов;
- прогнозировать результаты работы;
- планировать ход выполнения задания;
- высказываться устно в виде сообщения или доклада.
В течение недели педагоги детского сада делились с ребятами имеющимися знаниями. Педагоги много рассказывали, проводили беседы, читали книги, энциклопедии, показывали презентации и видеоролики о труде людей в сельском хозяйстве, о роботах-помощниках, которые приходят на помощь людям, о разных видах сельскохозяйственных машин.
Интерес у ребят все больше разгорался. Они задавали много вопросов – им было интересно все.
С помощью родителей в группе были оформлены альбомы с иллюстрациями «Наши помощники в саду и огороде», «Все профессии важны, все профессии нужны» и другие.
Также мы с детьми ходили в библиотеку, где сотрудники библиотеки подбирали научно-технические журналы доступные пониманию детей. Дети рассматривали иллюстрации, обсуждали, спорили, предлагали свои ответы.
Совместно с детьми были организованы экскурсии в ОО «Сад», КФХ Цирулев Е. П. Во время экскурсии дети знакомились с трудом людей в саду и поле, с сельскохозяйственной техникой, которая приходит на помощь людям. Возвращаясь с прогулок, дети делали зарисовки.
Но наших мальчишек и девчонок не покидала мысль, как облегчить труд родителей, во время уборки урожая в саду и на огороде. Они задались вопросом: «Как создать робота-помощника?» Мы с ребятами стали собирать информацию. Много рисовали, создавали эскизы роботов-помощников. Так родилась идея создания робота-помощника «Огородника-универсала», который помогал бы родителям в работе, как в саду, так и на огороде.
После всех проведенных мероприятий мы приступили к обсуждению создания макета робота - помощника.
Вначале воспользовались интернет – ресурсами. Затем пригласили родителей. Они помогли нам создать схему конструкции. Собрать макет робота-помощника пробовали из разных видов конструкторов. Выбрали необходимый конструктор и дополнительный материал для изготовления макета. Повторили технику безопасности при работе с конструктором. Вспомнили названия деталей конструктора. Распределили обязанности по постройке объектов макета.
Мы решили, что основу нашего робота будет составлять модель трактора.
Мы собрали колеса, собрали верхнюю и нижнюю платформу, построили кабину.
Мы задались вопросом: как сделать, чтобы наш робот-помощник мог собирать урожай овощей и фруктов. Тут на помощь пришел папа Дениса и помог нам решить эту проблему. Он предложил сделать из изогнутых балок, штифтов, фиксаторов, шаровой опоры «робо-руки», которые помогут при уборке урожая. А также помог сделать желоб, для того чтобы урожай перекладывать в корзину.
Чудо свершилось! Наш «Робот-помощник «Огородник-универсал»» готов! Он может собирать урожай и с огорода, и в саду с деревьев.
Однажды Юра пришел на занятие и предложил сделать машину, которая будет увозить урожай с огорода и сада. Идея всем понравилась. Ознакомиться с тем, как сделать машину - перевозчика нам помог интернет. Мы принялись за работу. Работали очень дружно. Все детали собраны. Наша машина-перевозчик готова!
Мы собрали «Робота-помощника «Огородник-универсал»», который поможет нашим родителям в нелегком труде в саду и огороде. Сэкономит время родителям при перевозке урожая с огорода и сада. И даст возможность уделять своим детям больше времени.
В результате реализации проекта созданы условия для приобщения детей к техническому творчеству. У детей сформировались представления о робо-помощниках в быту, а также о трудном и нелегком труде людей в сельском хозяйстве. Созданы условия сотрудничества – ребенок, родитель, педагог.
В процессе данного проекта, дети больше узнали о разных профессиях в сельском хозяйстве. Рассматривали презентации, картинки, вспомнили пословицы, стихи. Через чтение художественной литературы, воспитывали у детей уважительное отношение к труду взрослых, прививали любовь к родному краю, к своей малой Родине. Развивали основы робототехники с применением конструкторов «LEGO», «LEGO Education» .
Таким образом, нашими маленькими мастерами, будущими инженерами и конструкторами, был создан макет «Робота-помощника «Огородника -универсала»» для облегчения труда родителей в саду и на огороде. Надеемся, что в скором будущем в каждой сельской семье появятся такие роботы-помощники. Результаты показали, что поставленные цели и задачи проекта реализованы. С данным проектом мы принимали участие в III окружном робототехническом фестивале «Робо Фест Приволжье 2018», в номинации Ика Рёнок.
Итак, использование ЛЕГО-конструктора в проектной деятельности повышает мотивацию ребенка к обучению, т. к. при этом требуются знания из всех образовательных областей. Разнообразие конструкторов ЛЕГО позволяет заниматься с детьми разного возраста и по разным направлениям.
Список используемой литературы
1. Интернет – ресурсы
2. Комарова Л. Г. «Строим из LEGO» : ЛИНКА – ПРЕСС. М. 2001
3. Куцакова Л. В. «Конструирование и художественный труд в детском саду» М: ТЦ Сфера, 2005
4. Фешина Е. В. «ЛЕГО – конструирование в детском саду» М: ТЦ Сфера, 2012