Папки-передвижки

Использование культурных практик в коррекционной работе логопеда с детьми 4–7 лет

Бутолина Марина
Использование культурных практик в коррекционной работе логопеда с детьми 4–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы

Применение культурных практик в работе логопеда

Бутолина Марина Николаевна учитель-логопед

Модернизация, происходящая сегодня в системе дошкольного образования, требует от нас педагогов новых форм организации педагогического процесса. Особенно актуальным становится поиск новых форм совместной деятельности взрослых и детей. Одна из таких форм - культурные практики.

Н. Б. Крылова считает, что «культурные практики представляют собой разнообразные, основанные на текущих и перспективных интересах ребенка виды самостоятельной деятельности, поведения и опыта».

Публикация «Использование культурных практик в коррекционной работе логопеда с детьми 4–7 лет» размещена в разделах

Практика ребёнка становится культурной (а не социальной или учебной, или иной, когда она открывает возможности для его личной инициативы, осмысления его повседневного опыта и создания собственных образцов и творческих продуктов деятельности на основе осваиваемых культурных норм (где культура – сущностное качество любой формы деятельности, практика - накопленный личный опыт).

Субъектами культурно-образовательной среды дошкольной образовательной организации являются все участники образовательного процесса: воспитанники, родители, педагоги.

Характеризуются два направления проектирования культурных практик в образовательном процессе ДОУ: культурные практики, инициируемые детьми, и культурные практики, инициируемые, организуемые и направляемые взрослыми.

Все культурные практики представляют собой элемент детского творчества. В процессе творческой деятельности изменяется и сам ребенок – формы и способы его мышления, личностные качества, - сам ребенок становится творческой личностью. В творчестве, как основном показателе результативности культурных практик, проявляется новизна. Это может быть оригинальный рисунок, поделка, конструкция, правила игры, свойство предмета в ходе экспериментирования. Иначе говоря, новизна результата творческой деятельности носит объективный характер, поскольку создается то, что раньше не существовало в жизни ребенка. В процессе создания нового проявляется инициативность ребенка. В инициативности просматривается самостоятельность в выборе материалов, правил для игры, собственное мнение и выводы.

В основе Стандарта заложены принципы:

- содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

- поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

- сотрудничество Организации с семьёй;

- формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.

В требованиях к структуре образовательной программы дошкольного образования в п. 3.2.5. сказано:

Взаимодействие с родителями по вопросам образования ребенка, непосредственное вовлечение их в образовательную деятельность на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.

При развитой системе культурных практик ребенку необходимо не столько воспитание, как педагогическая поддержка, сотрудничество, общий душевный настрой взрослого и ребенка, их взаимное доверие, озабоченность общим делом.

Поэтому считаю актуальным выбранную мной идею использовать культурные практики, как часть коррекционного занятия логопеда. Она определяется тем, что образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи (далее ТНР) – явление очень редкое. А между тем, овладение речью в возрасте от 3 до 7 лет имеет ключевое значение, ведь это сензитивный период для ее усвоения.

Особую роль в подготовке детей к школе играет самостоятельное словесное творчество детей: составление развернутых высказываний, сложных предложений, пояснений, сравнений и метафор. Отработка связной речи в практической деятельности наиболее естественна для ребенка и не представляет затруднений, так как все интересы направлены на практическое действие – например, приготовление салата или тостов. Ведь основополагающим звеном в развитии связной речи является эмоциональная вовлеченность и интерес ребенка к происходящему. Чтобы связно рассказать о чём-либо, нужно ясно представить себе объект рассказа (предмет, событие, уметь анализировать, отбирать основные свойства и качества, устанавливать причинно-следственные, временные и другие отношения.

Методика работы над развитием связной речи старших дошкольников в культурных практиках, как части коррекционного занятия, состоит из четырех этапов.

№ этапа Наименование этапа

1 этап Выбор практической деятельности по заданной лексической теме

2 этап Подготовка к созданию продукта (инструктаж, подготовка оборудования, сверка ингредиентов по продуктовым картам)

3 этап Создание продукта (методика приготовления, распределение функций, совместная работа над приготовлением продукта)

4 этап Оценка результатов (рефлексия «Пробуем – рассказываем», рекомендации родителям)

Выбор практической деятельности напрямую зависит от лексической темы логопедического занятия. Поэтому можно обсудить с детьми и родителями заранее, что наиболее заинтересует детей, подготовить базовую составляющую культурной практики (продукты, оборудование и т. д.) Это могут быть:

Вкусные фрукты и овощи

Это задание направлено на то, чтобы помочь детям различать фрукты и овощи, использовать в качестве здоровой закуски в сбалансированной диете, безопасно выполнять простые пищевые навыки с акцентом на нарезку и смешивание, и представлять привлекательную пищу.

Прекрасный салат

Это задание поможет детям понять и объяснить, что пища, которую мы едим, производится из растений, включая овощи и фрукты, помогает учащимся назвать части растений, которые мы едим, и выполнять простые безопасные навыки приготовления, такие как резка ножницами, измельчение, измерение и смешивание ингредиентов.

В конце занятия даются рекомендации родителям (опекунам).

Рекомендации родителям

Дорогой родитель (опекун!

Мы говорили о том, откуда берется наша еда. Мы узнали, что большая часть нашей пищи состоит из растений. Мы повторили, что картофель, капуста, морковь, лук – всё это растения. Мы использовали некоторые из овощей, чтобы приготовить идеальный салат.

Почему бы не попробовать выращивать овощи или травы дома с ребенком.

Кресс-салат и зелень можно выращивать на подоконнике, картофель – в ведре, а клубнику и бобы посадить в «растущий» мешок. Если у вас есть сад или огород вы так же можете выращивать множество разных растений вместе с ребенком.

Посмотрите на семена в специализированном отделе вашего магазина.

Варианты игр:

«Смотри и отвечай»

Возьмите овощи с листьями и корнем с огорода (в идеале)

Спросите детей:

- что это? (Как называется)

- какой на вкус?

- как ты это съешь? (Что из него можно приготовить)

- где растет?

«Над землей – под землей»

Объясните, что все эти овощи были выращены и все они происходят из растений; картофель и морковь растут под землей, а капуста и сельдерей - над землей.

А какие растения растут так же? Расскажи?

В заключение хочется отметить, что используемые культурные практики открывают для детей возможность влиять на качество своей жизни и жизни окружающих, и как результат – готовность и способность ребенка действовать во всех обстоятельствах жизни и деятельности на основе полученных практических знаний, умений и навыков, и приобретенных культурных эталонов общения как со взрослыми, так и со сверстниками.

Публикации по теме:

Использование игровых технологий в лого-коррекционной работе с детьми дошкольного возраста (3 слайд) Речь – самый простой и самый сложный способ самоутверждения. Пользоваться ею - серьёзная наука и немалое искусство. Хорошо развитая.

Использование ИКТ в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда В последнее время отмечается резкое увеличение числа детей с нарушениями речи. Возникает необходимость в коррекции недостатков речи данной.

«Цветущая яблоня в подарок». Использование арттерапевтических технологий в коррекционной работе с детьми«Цветущая яблоня в подарок». Использование арттерапевтических технологий в коррекционной работе с детьми Использование арттерапевтических технологий в коррекционной работе с детьмиТак звучит тема моего самообразования в этом учебном году. И.

Использование интеллект-карт в работе логопедаИспользование интеллект-карт в работе логопеда .

Использование средств театрализованной деятельности в работе с детьми. Отчет о проделанной работеИспользование средств театрализованной деятельности в работе с детьми. Отчет о проделанной работе «Театр - это волшебный край, в котором ребенок радуется, играя, а в игре он познает мир». С. И. Мерзлякова (из программы «Волшебный мир.

Консультация логопеда «Игровые приёмы, используемые в работе педагога с детьми дошкольного возраста» Одной из актуальных проблем современной логопедии является совершенствование практических приёмов и методов по предупреждению и устранению.

Мастер-класс «Использование логопедического пособия «Логокуб» в работе учителя-логопеда»Мастер-класс «Использование логопедического пособия «Логокуб» в работе учителя-логопеда» Хочу поделиться с коллегами, как я использую логопедическое пособие «Логокуб». Пособие представляет собой куб с 6-ю гранями разного цвета.

Использование мнемотехники в коррекционной работе учителя-логопеда Инновационная технология – мнемотехника в работе с дошкольниками. Цель: Предложить педагогам приёмы мнемотехники в работе с детьми. Задачи:.

Проект «Использование песочной терапии в работе учителя-логопеда ДОУ» МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 66 «БЕЛОЧКА» СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ ГОРОДА СМОЛЕНСКА.

Значение театрализованной деятельности и среды в коррекционной работе с детьми с ограниченными возможностямиЗначение театрализованной деятельности и среды в коррекционной работе с детьми с ограниченными возможностями Повышение эффективности коррекционной работы с детьми, имеющими задержку речевого развития, - одна из главных задач, стоящих перед логопедами,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование культурных практик в коррекционной работе логопеда с детьми 4–7 лет
Опубликовано: 23 августа 2020 в 19:29
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование культурных практик в коррекционной работе логопеда с детьми 4–7 лет» (включая файлы) размещена пользователем Бутолина Марина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД