Бутолина Марина
Использование культурных практик в коррекционной работе логопеда с детьми 4–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Применение культурных практик в работе логопеда
Бутолина Марина Николаевна учитель-логопед
Модернизация, происходящая сегодня в системе дошкольного образования, требует от нас педагогов новых форм организации педагогического процесса. Особенно актуальным становится поиск новых форм совместной деятельности взрослых и детей. Одна из таких форм - культурные практики.
Н. Б. Крылова считает, что «культурные практики представляют собой разнообразные, основанные на текущих и перспективных интересах ребенка виды самостоятельной деятельности, поведения и опыта».
Публикация «Использование культурных практик в коррекционной работе логопеда с детьми 4–7 лет» размещена в разделах
Практика ребёнка становится культурной (а не социальной или учебной, или иной, когда она открывает возможности для его личной инициативы, осмысления его повседневного опыта и создания собственных образцов и творческих продуктов деятельности на основе осваиваемых культурных норм (где культура – сущностное качество любой формы деятельности, практика - накопленный личный опыт).
Субъектами культурно-образовательной среды дошкольной образовательной организации являются все участники образовательного процесса: воспитанники, родители, педагоги.
Характеризуются два направления проектирования культурных практик в образовательном процессе ДОУ: культурные практики, инициируемые детьми, и культурные практики, инициируемые, организуемые и направляемые взрослыми.
Все культурные практики представляют собой элемент детского творчества. В процессе творческой деятельности изменяется и сам ребенок – формы и способы его мышления, личностные качества, - сам ребенок становится творческой личностью. В творчестве, как основном показателе результативности культурных практик, проявляется новизна. Это может быть оригинальный рисунок, поделка, конструкция, правила игры, свойство предмета в ходе экспериментирования. Иначе говоря, новизна результата творческой деятельности носит объективный характер, поскольку создается то, что раньше не существовало в жизни ребенка. В процессе создания нового проявляется инициативность ребенка. В инициативности просматривается самостоятельность в выборе материалов, правил для игры, собственное мнение и выводы.
В основе Стандарта заложены принципы:
- содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
- поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
- сотрудничество Организации с семьёй;
- формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.
В требованиях к структуре образовательной программы дошкольного образования в п. 3.2.5. сказано:
Взаимодействие с родителями по вопросам образования ребенка, непосредственное вовлечение их в образовательную деятельность на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.
При развитой системе культурных практик ребенку необходимо не столько воспитание, как педагогическая поддержка, сотрудничество, общий душевный настрой взрослого и ребенка, их взаимное доверие, озабоченность общим делом.
Поэтому считаю актуальным выбранную мной идею использовать культурные практики, как часть коррекционного занятия логопеда. Она определяется тем, что образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи (далее ТНР) – явление очень редкое. А между тем, овладение речью в возрасте от 3 до 7 лет имеет ключевое значение, ведь это сензитивный период для ее усвоения.
Особую роль в подготовке детей к школе играет самостоятельное словесное творчество детей: составление развернутых высказываний, сложных предложений, пояснений, сравнений и метафор. Отработка связной речи в практической деятельности наиболее естественна для ребенка и не представляет затруднений, так как все интересы направлены на практическое действие – например, приготовление салата или тостов. Ведь основополагающим звеном в развитии связной речи является эмоциональная вовлеченность и интерес ребенка к происходящему. Чтобы связно рассказать о чём-либо, нужно ясно представить себе объект рассказа (предмет, событие, уметь анализировать, отбирать основные свойства и качества, устанавливать причинно-следственные, временные и другие отношения.
Методика работы над развитием связной речи старших дошкольников в культурных практиках, как части коррекционного занятия, состоит из четырех этапов.
№ этапа Наименование этапа
1 этап Выбор практической деятельности по заданной лексической теме
2 этап Подготовка к созданию продукта (инструктаж, подготовка оборудования, сверка ингредиентов по продуктовым картам)
3 этап Создание продукта (методика приготовления, распределение функций, совместная работа над приготовлением продукта)
4 этап Оценка результатов (рефлексия «Пробуем – рассказываем», рекомендации родителям)
Выбор практической деятельности напрямую зависит от лексической темы логопедического занятия. Поэтому можно обсудить с детьми и родителями заранее, что наиболее заинтересует детей, подготовить базовую составляющую культурной практики (продукты, оборудование и т. д.) Это могут быть:
Вкусные фрукты и овощи
Это задание направлено на то, чтобы помочь детям различать фрукты и овощи, использовать в качестве здоровой закуски в сбалансированной диете, безопасно выполнять простые пищевые навыки с акцентом на нарезку и смешивание, и представлять привлекательную пищу.
Прекрасный салат
Это задание поможет детям понять и объяснить, что пища, которую мы едим, производится из растений, включая овощи и фрукты, помогает учащимся назвать части растений, которые мы едим, и выполнять простые безопасные навыки приготовления, такие как резка ножницами, измельчение, измерение и смешивание ингредиентов.
В конце занятия даются рекомендации родителям (опекунам).
Рекомендации родителям
Дорогой родитель (опекун!
Мы говорили о том, откуда берется наша еда. Мы узнали, что большая часть нашей пищи состоит из растений. Мы повторили, что картофель, капуста, морковь, лук – всё это растения. Мы использовали некоторые из овощей, чтобы приготовить идеальный салат.
Почему бы не попробовать выращивать овощи или травы дома с ребенком.
Кресс-салат и зелень можно выращивать на подоконнике, картофель – в ведре, а клубнику и бобы посадить в «растущий» мешок. Если у вас есть сад или огород вы так же можете выращивать множество разных растений вместе с ребенком.
Посмотрите на семена в специализированном отделе вашего магазина.
Варианты игр:
«Смотри и отвечай»
Возьмите овощи с листьями и корнем с огорода (в идеале)
Спросите детей:
- что это? (Как называется)
- какой на вкус?
- как ты это съешь? (Что из него можно приготовить)
- где растет?
«Над землей – под землей»
Объясните, что все эти овощи были выращены и все они происходят из растений; картофель и морковь растут под землей, а капуста и сельдерей - над землей.
А какие растения растут так же? Расскажи?
В заключение хочется отметить, что используемые культурные практики открывают для детей возможность влиять на качество своей жизни и жизни окружающих, и как результат – готовность и способность ребенка действовать во всех обстоятельствах жизни и деятельности на основе полученных практических знаний, умений и навыков, и приобретенных культурных эталонов общения как со взрослыми, так и со сверстниками.