Папки-передвижки

Использование когнитивных нейрокоррекционных игр и упражнений в работе с детьми с ЗПР

Кукина Светлана
Использование когнитивных нейрокоррекционных игр и упражнений в работе с детьми с ЗПР
▼ Скачать + Заказать документы

Тема: «Использование когнитивных нейрокоррекционных игр и упражнений в работе с детьми с ЗПР»

Актуальность темы

Специалисты в области нейрокоррекции утверждают, что нарушение межполушарного взаимодействия является одной из причин задержки психического развития. Межполушарное взаимодействие – это особый механизм объединения левого и правого полушария в единую интегративную, целостно работающую систему. Развитие межполушарных связей происходит когда применятся специальные упражнения и игры, в ходе которых задействованы оба полушария мозга. Когнитивные нейрокоррекционные игры - это тот инструмент, который сможет эффективно скорректировать психические дисфункции у детей с ЗПР, развить отстающие (проблемные) функции головного мозга, усилить воздействие традиционных коррекционных методов при реализации индивидуального образовательного маршрута, своевременно снизить риски вторичных отклонений в развитии и предупредить проблемы с обучением в школе в дальнейшем.

Новизна практики в том, что использование нейроигр является одним из актуальных направлений внедрения инновационных технологий в коррекционный процесс. Данные методики выявляют скрытые способности ребенка и расширяют границы возможностей его мозга.

Отличительная особенность практики заключается в изменении подхода к обучению детей, а именно – внедрению в образовательный процесс нейропсихологической технологии психолого-педагогического сопровождения разных категорий детей.

Содержание практики

Одна из творческих находок - дидактическое пособие «Нейрозвон», в котором подобраны и систематизированы нейрокоррекционные игры и упражнения на развитие у ребенка:

• ритмической стороны речи;

• фонематического восприятия и обучения грамоте;

• высших психических функций

•формирование элементарных математических представлении

Для пособия «Нейрозвон» были разработаны:

• Речевые игры

• Математические игры

• Игры на коррекцию и развитие ВПФ и мелкой моторики

Когнитивные нейрокоррекционные игры и упражнения прекрасно подойдут для ознакомления с новой темой, закрепления пройденного материала или организации перерыва между занятиями. Каждая игра сопровождается подробным описанием и инструкцией. Для бланковых заданий я использовала коррекционно-развивающие пособия, переводя их в

плоскость игр с нейрозвонками, в зависимости от лексических тем, задач АООП и ИОМ. Нейрокоррекционные игры и упражнения применяются в микро группах и на занятиях по индивидуальной коррекции при реализации ИОМ. Занятия проводятся систематически и начинаются с изучения упражнений, которые постепенно усложняются.

Когнитивные нейрокоррекционные игры по речевому развитию.

В пособии «Нейрозвон» представлены следующие игры по речевому развитию:

Раздел «Развитие фонематического восприятия и подготовка к обучению грамоте»:

«Назови первый звук» - Формировать умение выделять звук в начале слова и соотносить с соответствующей буквой.

Предложить ребенку найти картинки, названия которых начинаются на звук [а] ([о] [у] [и]) и прозвонить в звонок соответствующего цвета.

Предложить ребенку назвать букву и прозвонить в звонок соответствующего цвета.

В пособии «Нейрозвон» представлены следующие игры по ФЭМП:

Раздел «Количество и счет»:

«Посчитай» - Формировать навык соотнесения цифры и количества.

«Лесенка» - Закреплять навык прямого и обратного счета в пределах 10, с опорой на цифровой ряд.

«Сравни» - Формировать умение сравнивать группы предметов с помощью математических знаков.

Предложить ребенку посчитать количество предметов

в рамке и прозвонить в звонок с соответствующей цифрой

Предложить ребенку сначала прозвонить только большие, потом маленькие, после поочередно, согласно схеме

Предложить ребенку посчитать от 1 до 10, от 10 до 1, от заданного до заданного числа и прозвонить в звонок соответствующего цвета.

Когнитивные нейрокоррекционные игры по коррекции ВПФ.

«Четвертый лишний» - Формировать навык классификации предметовпо существенному признаку, обобщать.

«Что сначала, что потом» - Формировать навык определения причинно- следственных связей между предметами и явлениями.

«Раздели на группы» - Формировать навык классификации предметов по существенному признаку, обобщать.

Предложить ребенку найти «лишний» предмет, объяснить свой выбор, прозвонить в звонок определенного цвета.

Предложить ребенку установить связь между картинками первой пары, выбрать нужную картинку для второй пары и прозвонить в звонок соответствующего цвета.

Вывод

Опыт моей работы с детьми показал, что систематическое использование нейрокоррекционных игр упражнений позволяет улучшить показатели восприятия, внимания, памяти, мышления и речи. Когнитивные нейроигры способствуют развитию межполушарного взаимодействия, повышению умственной работоспособности, оптимизации интеллектуальных процессов и стабилизации эмоционально-волевой сферы

ПЕРЕЧЕНЬ ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Колганова В. С., Пивоварова Е. В. «Нейропсихологические занятия с детьми». М. : АЙРИС – пресс, 2018.

2. Лурия А. Р. Основы нейропсихологии. Учеб. пособие для студ. высших учебных заведений. — М. : Издательский центр «Академия», 2003.

3. Микадзе Ю. В. «Нейропсихология детского возраста». СПб. : Питер, 2008.

4. Семенович А. В. «Эти невероятные левши». Практическое пособие для психологов и родителей. М. : Генезис, 2008

5. Трясорукова Т. П. Развитие межполушарного взаимодействия у детей /

Т. П. Трясорукова. – Москва : Феникс, 2018. – 89 с.

Публикации по теме:

Использование кинезиологических упражнений в работе с детьми для развития умственных способностей и оздоровленияИспользование кинезиологических упражнений в работе с детьми для развития умственных способностей и оздоровления Мастер-класс для педагогов «Использование кинезиологических упражнений в работе с детьми дошкольного возраста для развития умственных способностей.

Использование дидактических игр и упражнений для развития эмоционального интеллекта в коррекционной работе учителя-логопедаИспользование дидактических игр и упражнений для развития эмоционального интеллекта в коррекционной работе учителя-логопеда Во время занятий с дошкольниками использую игры и упражнения, которые развивают эмоциональный интеллект. Прежде всего используются такие.

Использование дидактических игр и упражнений со счетными палочками в диагностической работе учителя-логопедаИспользование дидактических игр и упражнений со счетными палочками в диагностической работе учителя-логопеда Счетные палочки - самый используемый на занятиях с дошкольниками и самый узнаваемый и привычный детям материал. Они бывают из разных материалов.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Использование когнитивных нейрокоррекционных игр и упражнений в работе с детьми с ЗПР
Опубликовано: 19 декабря 2024 в 10:25
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование когнитивных нейрокоррекционных игр и упражнений в работе с детьми с ЗПР» (включая файлы) размещена пользователем Кукина Светлана (УИ 3515232) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
20 декабря 2024 пятница
Сотни новогодних елочек для занятии с детьми. Выбирайте!

Приглашаем принять участие в конкурсе новогодних елок!
Добавьте фото на конкурс
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД