Кукина Светлана
Использование когнитивных нейрокоррекционных игр и упражнений в работе с детьми с ЗПР
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Использование когнитивных нейрокоррекционных игр и упражнений в работе с детьми с ЗПР»
Актуальность темы
Специалисты в области нейрокоррекции утверждают, что нарушение межполушарного взаимодействия является одной из причин задержки психического развития. Межполушарное взаимодействие – это особый механизм объединения левого и правого полушария в единую интегративную, целостно работающую систему. Развитие межполушарных связей происходит когда применятся специальные упражнения и игры, в ходе которых задействованы оба полушария мозга. Когнитивные нейрокоррекционные игры - это тот инструмент, который сможет эффективно скорректировать психические дисфункции у детей с ЗПР, развить отстающие (проблемные) функции головного мозга, усилить воздействие традиционных коррекционных методов при реализации индивидуального образовательного маршрута, своевременно снизить риски вторичных отклонений в развитии и предупредить проблемы с обучением в школе в дальнейшем.
Новизна практики в том, что использование нейроигр является одним из актуальных направлений внедрения инновационных технологий в коррекционный процесс. Данные методики выявляют скрытые способности ребенка и расширяют границы возможностей его мозга.
Отличительная особенность практики заключается в изменении подхода к обучению детей, а именно – внедрению в образовательный процесс нейропсихологической технологии психолого-педагогического сопровождения разных категорий детей.
Содержание практики
Одна из творческих находок - дидактическое пособие «Нейрозвон», в котором подобраны и систематизированы нейрокоррекционные игры и упражнения на развитие у ребенка:
• ритмической стороны речи;
• фонематического восприятия и обучения грамоте;
• высших психических функций
•формирование элементарных математических представлении
Для пособия «Нейрозвон» были разработаны:
• Речевые игры
• Математические игры
• Игры на коррекцию и развитие ВПФ и мелкой моторики
Когнитивные нейрокоррекционные игры и упражнения прекрасно подойдут для ознакомления с новой темой, закрепления пройденного материала или организации перерыва между занятиями. Каждая игра сопровождается подробным описанием и инструкцией. Для бланковых заданий я использовала коррекционно-развивающие пособия, переводя их в
плоскость игр с нейрозвонками, в зависимости от лексических тем, задач АООП и ИОМ. Нейрокоррекционные игры и упражнения применяются в микро группах и на занятиях по индивидуальной коррекции при реализации ИОМ. Занятия проводятся систематически и начинаются с изучения упражнений, которые постепенно усложняются.
Когнитивные нейрокоррекционные игры по речевому развитию.
В пособии «Нейрозвон» представлены следующие игры по речевому развитию:
Раздел «Развитие фонематического восприятия и подготовка к обучению грамоте»:
«Назови первый звук» - Формировать умение выделять звук в начале слова и соотносить с соответствующей буквой.
Предложить ребенку найти картинки, названия которых начинаются на звук [а] ([о] [у] [и]) и прозвонить в звонок соответствующего цвета.
Предложить ребенку назвать букву и прозвонить в звонок соответствующего цвета.
В пособии «Нейрозвон» представлены следующие игры по ФЭМП:
Раздел «Количество и счет»:
«Посчитай» - Формировать навык соотнесения цифры и количества.
«Лесенка» - Закреплять навык прямого и обратного счета в пределах 10, с опорой на цифровой ряд.
«Сравни» - Формировать умение сравнивать группы предметов с помощью математических знаков.
Предложить ребенку посчитать количество предметов
в рамке и прозвонить в звонок с соответствующей цифрой
Предложить ребенку сначала прозвонить только большие, потом маленькие, после поочередно, согласно схеме
Предложить ребенку посчитать от 1 до 10, от 10 до 1, от заданного до заданного числа и прозвонить в звонок соответствующего цвета.
Когнитивные нейрокоррекционные игры по коррекции ВПФ.
«Четвертый лишний» - Формировать навык классификации предметовпо существенному признаку, обобщать.
«Что сначала, что потом» - Формировать навык определения причинно- следственных связей между предметами и явлениями.
«Раздели на группы» - Формировать навык классификации предметов по существенному признаку, обобщать.
Предложить ребенку найти «лишний» предмет, объяснить свой выбор, прозвонить в звонок определенного цвета.
Предложить ребенку установить связь между картинками первой пары, выбрать нужную картинку для второй пары и прозвонить в звонок соответствующего цвета.
Вывод
Опыт моей работы с детьми показал, что систематическое использование нейрокоррекционных игр упражнений позволяет улучшить показатели восприятия, внимания, памяти, мышления и речи. Когнитивные нейроигры способствуют развитию межполушарного взаимодействия, повышению умственной работоспособности, оптимизации интеллектуальных процессов и стабилизации эмоционально-волевой сферы
ПЕРЕЧЕНЬ ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Колганова В. С., Пивоварова Е. В. «Нейропсихологические занятия с детьми». М. : АЙРИС – пресс, 2018.
2. Лурия А. Р. Основы нейропсихологии. Учеб. пособие для студ. высших учебных заведений. — М. : Издательский центр «Академия», 2003.
3. Микадзе Ю. В. «Нейропсихология детского возраста». СПб. : Питер, 2008.
4. Семенович А. В. «Эти невероятные левши». Практическое пособие для психологов и родителей. М. : Генезис, 2008
5. Трясорукова Т. П. Развитие межполушарного взаимодействия у детей /
Т. П. Трясорукова. – Москва : Феникс, 2018. – 89 с.