Ольга Романенко
Использование кайдзен-технологии и основ бережливости у детей старшего дошкольного возраста в образовательном процессе
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность:
Концепция «Бережливого производства» базируется на производственной системе компании Toyota, известной под аббревиатурой TPS (Toyota Production System). Методы и инструменты Кайдзен оказались понятными и доступными в практической деятельности детских садов. «Кайзен» (кайцен) переводится как «улучшение». Однако кайзен не означает лишь «делать лучше»; он также подразумевает достижение таких конкретных целей, как устранение потерь, повышение качества. Сейчас дети живут в мире сложных социальных и экономических отношений. В будущим от них потребуется умения правильно ориентироваться в различных жизненных ситуациях, самостоятельно, творчески действовать, а значит строить свою жизнь более организованно, разумно, интересно. Бережливость, это такое качество, которое не только приближает ребёнка к реальной жизни, обучая его ориентироваться в происходящем, но и развивает деловые качества личности, формирует навыки рационального природопользования.
Публикация «Использование кайдзен-технологии и основ бережливости у детей старшего дошкольного возраста в образовательном процессе» размещена в разделах
Готовые ответы на вопросы не интересны нынешним дошколятам, их не интересуют стандартные решения и назидания взрослых. Сейчас ребята все могут найти в интернете, и поэтому нужен особый подход, чтобы помочь им быстро адаптироваться в изменчивом мире, развивать нестандартное мышление и творческие способности, которые заложены у каждого ребенка при рождении.
Суть проекта заключается во внедрении принципов «Бережливого производства» (кайдзен) в практику работы детского сада с целью повышения эффективности и улучшения качества услуг в дошкольных образовательных организациях. Особая роль в освоении детьми технологии Кайдзен отведена воспитателям. Именно они ведут с детьми работу по обучению разным инструментам кайдзен. Причем сами педагоги не дают детям готовой информации о том, для чего предназначен тот или иной инструмент. Основным методом работы является визуализация: посмотрел, вспомнил, повторил в действии. Для работы применяются различные алгоритмы, правила, подсказки, условные обозначения, маркеры. Ребята самостоятельно выстраивают предположения об их назначении. Таким образом, ребятам приходится решать задачи самостоятельно, активизируя нестандартное мышление, умение самостоятельно находить решения и выстраивать логические связи. Главный акцент был сделан на повседневную жизнь детей во всех видах детской деятельности. Следуем трем основным принципам : бережем время, правила, схемы, подсказки, алгоритмы во всех помещениях группы и бережем место.
Цель: Формировать представления о бережливости у детей старшего дошкольного возраста на основе использования метода проектов.
Задачи:
1. Изучить педагогическую литературу по вопросу формирования основ бережливых технологий.
2. Создать условия на группе, способствующие формированию бережливости у детей старшего дошкольного возраста.
3. Реализовать в группе мероприятия с применением визуализации, направленной на повышение безопасности детей и родителей.
4. Развивать нестандартное мышление детей, умения самостоятельно находить решения и выстраивать логические связи.
5. Применять на практике современные подходы к организации
образовательного процесса, провести цикла развивающих занятий для детей, которые обеспечат формирование основ бережливости у детей старшего дошкольного возраста.
Работа с детьми:
В ходе реализации проектов проводилась следующая работа: беседы; чтение художественной литературы; тематические игры-занятия; разбор проблемных ситуаций, где дети мыслят самостоятельно; включение детей в познавательно-практическую деятельность, проведение опытов и экспериментов; организация тематических сюжетно-ролевых игр.
Использование знаков в предметно-пространственной среде дети быстрее адаптируются, чувствуют в группе себя более уверенно. Когда дети уже знакомы с данной технологией, их действия доводятся до автоматизма, это позволяет быстро убрать игрушки и атрибуты на свои места, подготовиться к образовательной деятельности, на примере имеющихся правил, учатся планировать и организовывать свою дальнейшую жизнь. В группе используются знаки которые способствуют повышению безопасности детей, а так же учат детей беречь ресурсы (вода, свет, тепло).
Работа с родителями:
Сочинение с детьми рассказов «Как мы дома бережем тепло, воду и свет»; изготовление атрибутов для занятий, наблюдений; совместные рисунки по теме проекта; оформлены альбомы «Игры для детей и Карлуши», «Азбука с загадками»; «Пословицы и поговорки о бережливости»; презентация макета «Берегите воду, свет и тепло»; участие в итоговом мероприятии, «Полезные советы от домовенка Кузи».
Полученные результаты:
В ходе реализации этих проектов дети смогли овладеть элементарными знаниями о способах сбережения (времени, воды, тепла развить инициативу и самостоятельность в познавательно-исследовательской деятельности, развить любознательность (экспериментирование, опыты,сформировать предпосылки к учебной деятельности. Эти технологии ориентируют ребят, сокращают время выполнения необходимого действия, стандартизируют рядовые операции, уменьшают время педагога, затраченное на организацию режимных моментов, информируют родителей о правилах учреждения.
Перспектива дальнейшего исследования данного опыта и профессиональной практики заключается в том, что мы планируем разработать систему преемственности в работе по формированию бережливости у детей через игры между учреждением дошкольного образования и начальной школой. Совершенствование деятельности позволит обеспечить: профессиональный рост педагогов, формирование новых педагогических компетенций, создать документооборот в части внедрения бережливых технологий.