Светлана Гнилицкая
Использование инновационных технологий в образовательной деятельности по речевому развитию в свете ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
«Использование инновационных технологий в образовательной деятельности по речевому развитию в свете ФГОС ДО»
Говорить умеет каждый, но говорить правильно, умеют единицы из нас. Разговаривая с друг другом, мы используем речь, как средство передачи информации. Именно речь отличает человека от других представителей живого мира.
Публикация «Использование инновационных технологий в образовательной деятельности по речевому развитию в свете ФГОС » размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2020
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет область речевого развития. Таким образом, перед педагогами ставится задача организовать воспитательно-образовательный процесс в ДОО таким образом, чтобы требования стандарта нашли отражение в содержании деятельности с дошкольниками. Формирование речи детей дошкольного возраста является важной и трудной задачей для педагогов ДОУ. В настоящее время становится все более востребованным поиск эффективных методов и приемов, направленных на развитие речи.
В современном мире активно происходят процессы модернизации образования. Современная дошкольная педагогика не может оставаться в стороне от происходящих процессов. В связи с этим, все чаще стал подниматься вопрос о внедрении и применении инновационных технологий в ДОУ.
Использование в воспитательно-образовательном процессе ДОУ современных педагогических технологий, позволяют нам организовать личностно - ориентированный подход к детям, обеспечивая при этом индивидуализацию и дифференциацию педагогического процесса с учетом способностей и уровня развития каждого воспитанника. Инновационные технологии сочетают в себе современные, прогрессивные, креативные технологии и стереотипные элементы образования, проверенные временем и доказавшие свою эффективность.
Рассмотрим инновационные технологии в развитии речи детей дошкольного возраста и то, как они используются в моей практике.
Метод проектов. Используя данный метод, в своей профессиональной деятельности я реализовывала как монопроекты содержащие задачи одной образовательной области, так и интегрированные проекты, в которых решаются задачи из нескольких образовательных областей.
Приведу темы реализованных и запланированных мной монопроектов по речевому развитию детей дошкольного возраста: «Со словами мы играем – много нового узнаем», «Раз – словечко, два –словечко» (позволяют формировать у детей интерес к словотворчеству и поэтическому слову); «Использование мнемотехники для развития монологической речи» (позволяют формировать умение последовательно, связно, фонетически и грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о каких-либо событиях);
«Путешествие в страну Читальню» (способствует формированию интереса и потребности детей в чтении художественной литературы);
«Мы – журналисты» (Развитие диалогической речи у детей дошкольного возраста через ознакомление с основами журналистики); «Как появилась книга?» (развитие речевого творчества детей); «Как стать вежливым?» (способствует освоению правил этикета, умения использовать их детьми в повседневном общении);
В младшей группе я реализую краткосрочные мини-проекты, представляющие собой серии образовательных ситуаций : «Кукла Даша на прогулке» (подбор одежды и одевание куклы в правильном порядке и в соответствии с сезоном, подбор игрушек для игр на прогулке, знакомство с правилами безопасности при выходе на прогулку); «Поможем деткам найти своих мам» (узнавание, называние и установление соответствия взрослых животных и их детенышей, знакомство с внешними особенностями домашних животных) и др.
Проекты, реализуемые мной в средней группе предполагали использование элементарного экспериментирования, выполнение заданий в ходе проекта парами или подгруппами. Вот некоторые темы, реализуемых проектов: «Зачем нужен транспорт?», «Как люди узнают время?», «Зачем человеку посуда/мебель?», «Почему фруктовые соки разного цвета?» и др.
Проекты, реализуемые с детьми старшего дошкольного возраста содержали познавательную и социально-нравственную направленность тематики: «Если с другом вышел в путь.», «Добрые слова», «Как открыть книжный магазин?», «Книга жалоб природы».
Технология исследовательской деятельности, коллекционирование
Условия для познавательной активности детей, создавались мной в ходе наблюдений, сенсорного обследования, опытов, экспериментирования, эвристического обсуждения, развивающих игр и т. д. В активной познавательной деятельности ребенок имеет возможность рассуждать, спорить, опровергать, высказывать и доказывать свою точку зрения. Для достижения этой цели я использую разные проблемные ситуации, содержащие в себе познавательные задачи, заимствую их из художественной научной литературы, из процессов и явлений окружающего мира.
Организуя исследовательскую деятельность я использовала не только наблюдения и опыты в природе, но и работу с временной лентой (например, темы: «История почты», «Как появилась ручка»). «путешествия» по карте («Где «теплые края»?», «Путешествие к белому медведю», а также коллекционирование (коллекция моделей машин, пуговиц, марок, открытки и т. д.) – сбор предметов, объединенных тематикой.
Коллекционирование – это система работы, включающая рассматривание экспериментально-поисковую деятельность, проведение дидактических и сюжетных игр с предметов коллекции. В процессе дошкольники узнавали о прошлом предметов коллекции, их происхождении и развитии; рассматривали и обсуждали элементы коллекции. К каждому предмету прилагалась «история». Истории сочиняли сами дети. По сути, это были творческие рассказы, но некоторые сочиняли и стихи, загадки. Из них мною были составлены рукописные и печатные сборники, которые в дальнейшем использовались мной для повышения интереса и мотивации к чтению.
Игровые технологии
Мнемотехника
Мнемотаблицы - схемы активно используются мной в работе по развитию связной речи детей. Таблицы использую для обогащения словарного запаса, для заучивания стихотворений, для обучения составлению рассказов, при пересказах произведений художественной литературы, при отгадывании и загадывании загадок.
LEGO-технология
Применение LEGO-технологий, ориентированных на развитие мелкой моторики, являются незаменимыми в речевом развитии дошкольников.
В процессе реализации мною ООД по развитию речи, приобщению к художественной литературе отрабатываются грамматические конструкции. Например, согласование числительных с существительными – «Сколько окон в доме», «Сколько яблок на дереве»; словообразование – добавление приставок к глаголам: «Придумайте новые слова от слова «Летать» и продемонстрируйте действие, используя дерево и птичку» и другие дидактические упражнения.
При работе по составлению пересказов значительную помощь детям оказывают модели-иллюстрации к литературному произведению, созданные самими детьми. Пересказ не по сюжетной картинке, а по объемному изображению декораций из конструктора, помогают ребенку лучше осознать сюжет, что делает пересказ более развернутым и логичным.
Огромную роль в развитии речевых навыков играет инновационный образовательный конструктор LEGO Education Эюкейшен - образование «Построй свою историю». С помощью данного конструктора дети придумывают свои неповторимые истории, пересказывают литературные произведения, составляют рассказы, описывающие реальные ситуации из реальной жизни и т. д. С использованием LEGO работа над рассказом, пересказом, диалогом становится более эффективной.
Технология проблемного обучения
Используя данную технологию, я создаю проблемную ситуацию и активную самостоятельную деятельность воспитанников, в результате чего и происходит речевое развитие. Я не выступаю жёстким руководителем, а организую совместную образовательную деятельность, сопровождаю и помогаю ребёнку стать активным участником деятельности, что актуально в настоящее время и соответствует требованиям ФГОС ДО.
Я не даю готовые знания детям, а подвожу их на получение этих знаний, с помощью проблемных вопросов: почему? зачем? А ты как думаешь?
Эти вопросы не только сложнее по синтаксичеcкой конструкции, но и по содержанию, так как требуют определенной мотивaции ответов, осмысления причинно-следственных связей, установления смысловых ассоциаций — и, следовательно непосредственно связаны с развитием логического мышления.
Технологии обучения образной речи :
Технология обучения детей составлению сравнений.
Модель составления сравнений:
я называю какой-либо объект обозначаю его признак определяю значение этого признака сравниваю данное значение со значением признака в другом объекте.
С детьми младшего дошкольного возраста я использую модель составления сравнений по признаку цвета, формы, вкуса, звука, температуры и др.
Детям пятого года жизни предоставляю больше самоcтоятельности при соcтавлении сравнений, поощряю инициативу в выборе признака, подлежащего сравнению.
Детям старшего дошкольного возраста, я предоставляю возможность научиться самоcтоятельно делать cравнения по признаку, заданному мной.
Технология обучения детей составлению сравнений развивает у дошкольников наблюдательность, любознательность, умение сопоставлять признаки предметов, обогащает речь, способствует мотивации развития речевой и мыслительной деятельности.
Технология обучения детей составлению метафор.
Метафора – это перенесение свойств одного предмета (явления) на другой на основании признака, общего для обоих сопоставляемых объектов. Не обязательно называть детям термин «метафора». Мы называли это - загадочные фразы Королевы Краcивой Речи.
Приведу пример, используемого мной приема простого алгоритма составления метафоры.
Берется объект 1 (радуга). Про него и будет составлена метафора.
У него выявляется специфическое свойство (разноцветная).
Выбирается объект 2 с таким же свойством (цветочная поляна).
Определяется место расположения объекта 1 (небо после дождя).
Для метафорической фразы необходимо взять объект 2 и указать место расположения объекта 1 (Цветочная поляна - небо после дождя).
Составить предложение с этими словами (цветочная небесная поляна ярко засияла после дождя).
В работе по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста я использовала технологию Синквейн. Синквейн – стихотворение без рифмы из пяти строк. Правила составления синквейна:
правая строка – одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею;
вторая строка – два слова, прилагательные, описывающие основную мысль;
третья строка – три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы;
четвертая строка - фраза из нескольких слов, показывающая отношение к теме;
пятая строка – слова, связанные с первым, отражающие сущность темы.
Благодаря технологии синквейна изученный детьми материал приобретает эмоциональную окраску, что способствует его более глубокому усвоению; отрабатываются знания о частях речи, о предложении; дети учатся соблюдать интонацию; значительно активизируется словарный запас; совершенствуется навык использования в речи синонимов, антонимов; активизируется и развивается мыслительная деятельность; совершенствуется умение высказывать собственное
отношение к чему-либо, осуществляется подготовка к краткому пересказу; дети учатся определять грамматическую основу предложений.