Резеда Садретдинова
Конспект занятия «Использование ИКТ на музыкальных занятиях»
▼ Скачать + Заказать документы
«Вот что еще важно: мало читать о музыке чтобы знать о ней. Музыку надо слушать. На свете много вещей, которые каждый человек непременно должен почувствовать сам. И вкус пищи, и запах цветка и цвет неба. И звучание. А музыка — это сплошные звучания. Ничего, кроме звучаний»
Э. Филькенштейн
Публикация «Конспект занятия „Использование ИКТ на музыкальных занятиях“» размещена в разделах
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Темочки
В условиях информатизации дошкольного образования открываются новые возможности и для развития методов и организационных форм музыкального воспитания детей. Связи с этим данная разработка относится к учебным материалам, способствующим приобщению детей дошкольного возраста к информационным - коммуникативным технологиям. Разработка универсальна и предполагает использование материалов разработки музыкальными руководителями ДОУ, воспитателями, как непосредственно на занятиях, так и в самостоятельной деятельности.
Данная разработка, будучи предназначенным для детей 5-7лет, учитывает их основные склонности, интересы и потребности, может быть использована ими как дополнительное для самостоятельной работы дома.
Воспитывать цельную личность - нелёгкая задача, для этого необходимо найти такие формы и методы работы с детьми, которые вызывают у них положительный отклик. Дети становятся непосредственными участниками образовательной деятельности и приобретают музыкальный опыт, открывают для себя музыку, как удивительное чудо, которое может рассказать ему о многом.
Музыкальные понятия сложная тема, но дети подготовительной группы должны иметь определенный запас знаний по ней.
Уважаемые коллеги, я хочу вас познакомить с технологией художественно-эстетического направления - музыкальные понятия : дуэт, трио, квартет, ансамбль.
Для этого я использую компьютерные технологии, презентации, загадки, объяснения в стихотворной форме, образы мультипликационных героев, а для закрепления - музыкально-дидактические игры.
Современный ребенок в эпоху компьютеров, фотоаппаратов, видеокамер, смартфонов, ноутбуков и планшетников не только интересуется техническими новинками взрослых (родителей и педагогов, осваивает доступные им функции, но и получает с помощью их новую информацию – знания.
Знания в области музыки ребенок может получить через мультимедийную музыкально-дидактическую игру. Ребенка привлекают красочные картинки, анимационные движения, звуки музыки. Картинки дают детям возможность:
ознакомиться с внешним видом предметов, например: музыкальных инструментов, с положением нот в звукоряде и т. д. ;
рассмотреть их особенности и различия, например, отличия фортепиано, рояля, синтезатора и др. ;
Анимация позволяет привлечь внимание детей, делает процесс игры увлекательным, живым, динамичным.
Музыка в мультимедийных музыкальных играх занимает особое место. Она может быть фоном во время объяснения игры, в начале для подготовки зрителя и настроя к игре, и в завершении игры для создания приподнятого настроения. А главное назначение музыки в таких играх : развитие музыкальных способностей (эмоциональной отзывчивости, музыкального слуха, чувства ритма); развитие умения дошкольников различать характер и жанры музыки, звучание музыкальных инструментов, а так же закрепление программного материала.
Предлагаю вниманию коллег музыкальную игру «Музыкальный калейдоскоп», созданную в программе Microsoft Office Power Point для детей 5– 7 лет, цель которой помочь понять музыкальные термины, термин соло – один, дуэт – два, трио-три, квартет-четыре, ансамбль и т. д.
Цель: Познакомить детей с понятием ансамбль:
• вокально-инструментальный ансамбль,
• Ансамбль скрипачей,
• Ансамбль песни и пляски, и. т. д.
Доступно раскрыть детям понятие ансамбль.
Учить различать на слух дует, трио, развивать музыкальный слух, эстетический вкус.
ЗАДАЧИ
Воспитательные : желание петь играть и танцевать слаженно, эстетический вкус, аккуратность. Воспитывать чувство гармонии, любовь к музыки.
- содействие эффективному формированию знаний, умений и навыков детей посредством представления материала в интерактивной, визуализированной, интересной и максимально понятной для детей форме.
Слайд 1
Современный ребенок в эпоху компьютеров, фотоаппаратов, видеокамер, смартфонов, ноутбуков и планшетников не только интересуется техническими новинками взрослых (родителей и педагогов, осваивает доступные им функции, но и получает с помощью их новую информацию – знания.
Одной из форм получения знаний в области музыки, является мультимидийная музыкальная дидактическая игра.
Ребенка привлекают красочные картинки, анимационные движения, звуки музыки. Картинки дают детям возможность:
• ознакомиться с внешним видом предметов, например: музыкальных инструментов, с положением нот в звукоряде и т. д. ;
• рассмотреть их особенности и различия, например, отличия фортепиано, рояля, синтезатора и др. ;
• помочь понять музыкальные термины, например, термин соло – один, дуэт – два и т. д.
Анимация позволяет привлечь внимание детей, делает процесс игры увлекательным, живым, динамичным.
Музыка в мультимедийных музыкальных играх занимает особое место. Она может быть фоном во время объяснения игры, в начале для подготовки зрителя и настроя к игре, и в завершении игры для создания приподнятого настроения. А главное назначение музыки в таких играх : развитие музыкальных способностей (эмоциональной отзывчивости, музыкального слуха, чувства ритма); развитие умения дошкольников различать характер и жанры музыки, звучание музыкальных инструментов, а так же закрепление программного материала.
Дети становятся непосредственными участниками образовательной деятельности и приобретают музыкальный опыт, открывают для себя музыку, как удивительное чудо, которое может рассказать ему о многом.
Музыкальные понятия сложная тема, но обучение должно опережать развитие,дети должны иметь определенный запас знаний по ней.
(Слайд 2) Уважаемые коллеги, я хочу вас познакомить с технологией художественно-эстетического направления которые я выработала для знакомства с данными понятиями :соло, дуэт, трио, ансамбль.
(Слайд 3)Для этого я использую компьютерные технологии, презентации, загадки, объяснения в стихотворной форме, образы мультипликационных героев, а для закрепления - музыкально-дидактические игры.
На этапе ознакомления с данными понятиями следую целям (Слайд 4)
знакомлю детей с понятием ансамбль:
• вокально-инструментальный ансамбль,
• Ансамбль скрипачей,
• Ансамбль песни и пляски, и. т. д.
Доступно раскрываю детям понятие ансамбль.
различать на слух дуэт, трио, развивать музыкальный слух, эстетический вкус. В ходе работы решаю поставленные задачи, которые представлены на слайдах
(Слайд 5)
Ход: А теперь сама игра. Итак, слово ансамбль. Не очень понятно?
давайте по- порядку
(слайд 6)
Об ансамбле говорят в архитектуре:
– Посмотрите направо – чудесный ансамбль старинных зданий.
(слайд 7) Посмотрите налево – великолепный ансамбль современных зданий.
(слайд 8) Об ансамбле говорят на выставках модной одежды:
– Шляпка, жакет, брюки – оригинальный ансамбль предстоящего осеннего сезона.
(слайд 9) Об ансамбле говорят в спорте:
– Хорошая команда – по-настоящему сыгранный ансамбль.
(слайд 10) А мы считаем, что ансамбль – слово, прежде всего музыкальное. Потому, что нигде так дорого не ценится то, что делается и происходит вместе, как в музыке.
(слайд 11) По-французски- ансамбль, По-русски – вместе.
Итак, если уж вместе, то давайте подумаем, (слайд 12) кто и чем занимается вместе? Обсудим состав ансамблей.
(слайд 13) Вокально-инструментальный ансамбль (вокалист – значит певец). Название говорит: музыканты будут петь и играть на инструментах.
(слайд 14) Ансамбль скрипачей. По названию понятно: будут играть лишь скрипачи.
(слайд 15) Ансамбль песни и пляски. Всем ясно: в этом ансамбле певцы и танцоры.
итак вопрос 2 сколько их собралось вместе (слайд 16)
(слайд 17)Скрипач играет, пианист,
Один певец, один флейтист.
Один трубач, один артист
Мы говорим: «звучит солист»
Один – значит соло,
по другому-солист
(слайд 18)
Если двое музыкантов
Инструменты в руки взяли
И всем зрителям на радость
Вдвоём спели иль сыграли,
Так вот спели иль сыграли,
Что доволен целый свет,
То такое выступленье
Называется «дуэт»!
Дуо – значит двое. Ансамбль двух называется дуэт.
(слайд 19) Если музыканты сели
И втроём играть взялись,
А потом им все кричали: «Замечательно!» и «Бис!»,
То такое исполненье,
Когда трое выступают,
Музыканты во всём мире
Словом «трио» называют
Ансамбль трёх – трио
(слайд 20) Продолжаем ансамблевую арифметику для самых настойчивых.
(слайд 21) Кварта – четверо. Ансамбль четырех – квартет.
Ансамбль пяти – квинтет.
Ансамбль шести – секстет.
Семи – септет, восьми – октет, девяти – нонет.
Уф, пора остановиться.
На какой цифре кончается ансамбль и начинается оркестр или хор? Определенно сказать нельзя.
Большой коллектив музыкантов проще назвать Оркестр (слайд 22)
На этапе закрепления понятий использую инновационные мульимидийные дидактические игры.
(слайд 23)Предлагаю вашему вниманию музыкальную игру «Музыкальный калейдоскоп», созданную в программе Microsoft Office Power Point для детей 7 лет, цель которой помочь понять музыкальные термины, термин соло – один, дуэт – два, трио- три, ансамбль и т. д.
Содержание:
• На каждом слайде презентации «Музыкального калейдоскопа» – музыкальная загадка, отгадать которую поможет картинка с изображением соло, дуэта, трио
• Роль ведущего игры исполняет взрослый. В игре участвуют все желающие.
Обращаю внимание детей на экран. (слайд 24)
(слайд 25)Сейчас мы прослушаем музыку и чтоб узнать кто поселился в первом окошке мы должны определить, звучало соло, дуэт или трио.
Этот девочка очень любит петь. послушайте.
девочка поет одна, на музыкальном языке «один» звучит как «соло». Наша девочка солирует или по-другому ее называем солист.
Задаю детям аналогичные вопросы.
Игра будет полезна музыкальным руководителям, воспитателям, родителям. Игру можно использовать как в образовательной, так и в досуговой (свободной) деятельности дошкольников старшего возраста.
Литература: Э. Финкельштейн «Музыка от А до Я» Занимательное чтение с картинками и фантазиями». Издательство С-Пб, 1992 г.
С. Волков «Детям о музыке» Иллюстрации «Омега» 1998 г.