Наталья Алексеева
Использование приемов ТРИЗ с дошкольниками
▼ Скачать + Заказать документы
Слайд 1-2
Наше время-это время больших перемен. Современное общество нуждается в людях, способных принимать нестандартные решения, умеющих творчески мыслить, решать сложные проблемные ситуации.
Перед педагогами детского сада сегодня стоит нелегкая задача – организовать педагогический процесс так, чтобы он соответствовал ФГОС и обеспечивал сохранение самоценности, неповторимости дошкольного периода детства.
Публикация «Использование приемов ТРИЗ с дошкольниками» размещена в разделах
Успешность процесса введения ФГОС ДО в систему дошкольных образовательных учреждений и реализация «Закона об образовании в РФ может быть обеспечена при создании в дошкольном учреждении условий, способствующих полноценному развитию у воспитанников таких качеств, как: любознательность, активность, интерес к новому, неизвестному в окружающем мире, самостоятельность, коммуникабельность, ответственность.
Слайд 3
Как же организовать современный образовательный процесс, чтобы создать оптимальные условия для успешности ребёнка в учёбе и жизни во всех проявлениях без ущерба для здоровья?
Слайд 4
В настоящее время одной из таких инновационных форм работы с детьми является технология ТРИЗ (теория решения изобретательских задач, целью которой является формирование у детей творческого мышления. Идея основоположника ТРИЗ — Г. С. Альтшуллера — состоит в том, что творчеству можно учить так же, как и другим видам человеческой деятельности.
Слайд 5
В дошкольной педагогике этот метод получил распространения благодаря доктору педагогических наук Анне Михайловне Страунинг.
Слайд 6
Адаптированная к дошкольному возрасту технология позволила воспитывать и обучать ребёнка под девизом «Творчество во всём!».
Основным средством работы с детьми является педагогический поиск. Педагог не должен давать готовые знания, раскрывать перед ним истину, он должен учить ее находить.
Слайд 7
Основной критерий - доходчивость в подаче материала
Основной принцип - от простого к сложному.
Слайд 8
В ТРИЗ ничего не берётся извне, всё находится в голове, просто необходимо научить ребёнка логически размышлять. Каждый ребёнок изначально талантлив, но этому его нужно научить. Дети учатся играя.
Слайд 9-10
Исходя из выше сказанного мною разработана программа Цель, которой:
- Формирование творческих способностей детей через развитие психических процессов.
Основные задачи программы :
Создание эмоционально благоприятных условий для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка;
Развитие познавательного интереса детей;
Воспитание инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка;
Специально организованная деятельность, игры запланированы в режимных моментах, в самостоятельной деятельностью, в совместной деятельности. Основная форма работы с детьми индивидуальная и подгрупповая.
Слайд 11
Рассмотрим методы ТРИЗ, которые использую в своей работе.
Метод проб и ошибок:
Главный вопрос метода «А что было бы, если бы….?».
Обсуждаются «+» и «-» данного решения
Идея либо принимается, либо выдвигается следующая
Слайд 12
Мозговой штурм предполагает постановку изобретательской задачи и нахождение способов её решения, выбора идеального решения.
Темами мозгового штурма могут быть такие: - как не намокнуть под дождём, - как потушить пожар, если в доме нет воды и т. д.
Анализ каждой идеи идёт по оценке «хорошо-плохо». Из всех решений выбирается оптимальное, позволяющее решить противоречие с минимальными затратами. Данный метод стимулирует у детей творческую активность в поиске решения проблемы.
Слайд 13
Метод синектики применяется для решения проблем и поиска новых идей посредством использования аналогий. Умозаключение по аналогии – это получение знаний о малоизученном предмете путём переноса на него знаний о подобных ему предметах по каким-то существенным признакам. Гром аналогичен пушечному выстрелу по громкому звуку. Туман по физическим свойствам аналогичен облакам (туман - это те же облака, только на земле). 1. Личностная аналогия (эмпатия). Н-р, можно предложить представить себя на месте какого-нибудь животного (зайчик, бабочка) 2. Прямая аналогия. Основывается на поиске сходных процессов в других областях (вертолёт – аналогия стрекозы, подводная лодка – аналогия рыбы). Дети делают маленькие открытия в сходстве природных и технических систем. 3. Символическая – при решении задач используются символы. 4 Сравнение живых и неживых объектов 5. Фантастическая аналогия. Задачи осуществляются, как в волшебной сказке.
Слайд 14
Метод противоречий. Сущность метода - восприятие одного и того же предмета (действия, явления) в качестве противоположных оценок (хорошо- плохо; опасно – неопасно.).
Слайд 15
Метод «системный анализ» помогает рассмотреть мир в системе, как совокупность связанных между собой определённым образом элементов, удобно функционирующих между собой.
Системный оператор или «Волшебный экран» - способ анализа систем, подсистем и надсистем объекта в прошлом, настоящем и будущем.
Слайд 16
1этап - младшие группы открываем экраны только по горизонтали
Слайд 17
2 этап – средние группы – Продолжаем открывать экраны по горизонтали
Слайд 18
3 - этап средние гр. - открываем экраны по вертикали (вниз)
Слайд 19
4 этап – старшие группы – выходим в надсистему (вверх)
Слайд 20
В старших группах выходим сначала на «пятиэкранку»
Слайд 21
В подготовительной группе на «девятиэкранку»
Слайд 22
Методика моделирование маленькими человечками помогает малышу совершать первые открытия, проводить научно-исследовательскую работу на своём уровне, знакомиться с закономерностями живой и неживой природы. Молекулы твёрдого тела – «человечки» держатся за руки, молекулы жидкости - «человечки» стоят близко, но за руки не держатся, молекулы газа находятся далеко друг от друга и «человечки» не держатся за руки.
Слайд 23
Суть метода фокальных объектов заключается в том, что к определённому объекту «применяются» свойства и характеристики других, ни чем с ним не связанных объектов. Алгоритм работы: 1. Выбрать объект, с образом которого будем работать (до поры хранить его в тайне) 2. Дети называют два-три любых объекта (один представитель природного мира, второй - рукотворного, третий – вообще нематериальное понятие) .3. Дети называют как можно больше свойств и качеств объектов 4. Названные свойства приписываются к выбранному объекту, дети объясняют, как это может выглядеть и при каких условиях такое бывает. 5. Рассмотреть любые ассоциации, отобрать наиболее интересные и эффективные решения.
Слайд 24
Методика использования загадок. Сущность метода: Систематизация предметов и явлений; построение моделей; развитие ассоциативного мышления.
Например - «Да- Нет- ка» – вид загадки, которую нужно отгадывать при помощи вопросов, где ответ будет только «Да» или «Нет». Методика проведения: Задачи решаются постепенным сужением круга поиска.
«Да- нет- ки» бывают:
-объектными - загадывается один объект;
-ситуационными (детективными) -загадывается ситуация, нужно выяснить, что произошло;
-числовая – выяснить какое число «от» и «до» загадали;
-плоскостная – предметы расположены в одной плоскости (на столе);
-объемная – предметы расположены в пространстве (в этой комнате);
Слайд 25
Метод морфологического анализа заключается в комбинировании разных вариантов характеристик определённого объекта при создании нового образа этого объекта. Обычно для морфологического анализа строят таблицу (две оси). В качестве осей берут основные характеристики рассматриваемого объекта и записывают возможные их варианты по каждой оси. Например, изобретаем новый стул. На одной (вертикальной) оси отложены возможные формы, на другой (горизонтальной) - возможный материал, из которого он может быть сделан (дерев. железн. стекл. пластм). Затем выбираются различные сочетания элементов разных осей (стеклянный квадратный стул). В продуктивной деятельности дети изображают каждый изобретенный новый стул. Можно предложить детям придумать новую кровать, ковер, игру (в последней по одной оси можно выложить часть тела, с помощью которой можно играть, а по другой - приспособления для игры : мяч, ракетка, скакалка и т. д.).
Слайд 26
Приведем пример применения метода с использованием таблицы. Чтобы создать новый образ объекта, нужно выделить как можно большее количество критериев и характеристик этого объекта по каждому из критериев. Лучше всего начинать работу со сказочных образов. Например, новый образ Бабы Яги. Выделим основные критерии, по которым можно охарактеризовать этот сказочный персонаж: возраст, место жительство, средство передвижения и т. д. Произвольно выберем из каждого столбца по одной характеристике и соединим воедино. Например Баба Яга – веселая, смешная девочка, одетая в спортивный костюм, живущая на необитаемом острове и передвигающаяся на велосипеде.
Слайд 27
Так же морфологическая таблица поможет закрепить знания о временах года. По горизонтальной оси выкладываем: Весна, Лето, Осень, Зима, а по вертикали – объекты живой и неживой природы: дерево, медведь, человек т. п. Рассматриваем сезонные изменения в одежде людей, предметы рукотворного мира (санки, велосипед, шарф, валенки и др., как меняется жизнь животных и растений по сезонам. О том, как животные готовятся к зиме.
Слайд 28
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ:
Консультация «ТРИЗ в детском саду и дома»
Педагогическая гостиная «Развиваем речь детей с помощью ТРИЗ игр»
Индивидуальное общение с родителями «Дидактические игры на развитие логического мышления детей, предлагаемые ТРИЗ технологией»
Рекомендована литература для семейного прочтения:
А. А. Гин «Задачи-сказки» от кота Потряскина»
М. Н. Шустерман «Новые приключения колобка»
Г. И. Альтов «Как стать изобретателем»
Слайд 29
Результаты работы свидетельствуют об эффективности использования технологии ТРИЗ, поскольку все элементы являются игровыми, а значит, обучение детей идет в процессе их ведущей деятельности.
Методы ТРИЗ способствуют повышению уровня коммуникативной, информационной, познавательной потребностям, что особенно актуально в условиях реализации ФГОС.
ТРИЗ учит детей творчески находить позитивные решения возникших проблем, что очень пригодится им в школе и во взрослой жизни.