Папки-передвижки

Использование приемов ТРИЗ с дошкольниками

Наталья Алексеева
Использование приемов ТРИЗ с дошкольниками
▼ Скачать + Заказать документы

Слайд 1-2

Наше время-это время больших перемен. Современное общество нуждается в людях, способных принимать нестандартные решения, умеющих творчески мыслить, решать сложные проблемные ситуации.

Перед педагогами детского сада сегодня стоит нелегкая задача – организовать педагогический процесс так, чтобы он соответствовал ФГОС и обеспечивал сохранение самоценности, неповторимости дошкольного периода детства.

Публикация «Использование приемов ТРИЗ с дошкольниками» размещена в разделах

Успешность процесса введения ФГОС ДО в систему дошкольных образовательных учреждений и реализация «Закона об образовании в РФ может быть обеспечена при создании в дошкольном учреждении условий, способствующих полноценному развитию у воспитанников таких качеств, как: любознательность, активность, интерес к новому, неизвестному в окружающем мире, самостоятельность, коммуникабельность, ответственность.

Слайд 3

Как же организовать современный образовательный процесс, чтобы создать оптимальные условия для успешности ребёнка в учёбе и жизни во всех проявлениях без ущерба для здоровья?

Слайд 4

В настоящее время одной из таких инновационных форм работы с детьми является технология ТРИЗ (теория решения изобретательских задач, целью которой является формирование у детей творческого мышления. Идея основоположника ТРИЗ — Г. С. Альтшуллера — состоит в том, что творчеству можно учить так же, как и другим видам человеческой деятельности.

Слайд 5

В дошкольной педагогике этот метод получил распространения благодаря доктору педагогических наук Анне Михайловне Страунинг.

Слайд 6

Адаптированная к дошкольному возрасту технология позволила воспитывать и обучать ребёнка под девизом «Творчество во всём!».

Основным средством работы с детьми является педагогический поиск. Педагог не должен давать готовые знания, раскрывать перед ним истину, он должен учить ее находить.

Слайд 7

Основной критерий - доходчивость в подаче материала

Основной принцип - от простого к сложному.

Слайд 8

В ТРИЗ ничего не берётся извне, всё находится в голове, просто необходимо научить ребёнка логически размышлять. Каждый ребёнок изначально талантлив, но этому его нужно научить. Дети учатся играя.

Слайд 9-10

Исходя из выше сказанного мною разработана программа Цель, которой:

- Формирование творческих способностей детей через развитие психических процессов.

Основные задачи программы :

Создание эмоционально благоприятных условий для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка;

Развитие познавательного интереса детей;

Воспитание инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка;

Специально организованная деятельность, игры запланированы в режимных моментах, в самостоятельной деятельностью, в совместной деятельности. Основная форма работы с детьми индивидуальная и подгрупповая.

Слайд 11

Рассмотрим методы ТРИЗ, которые использую в своей работе.

Метод проб и ошибок:

Главный вопрос метода «А что было бы, если бы….?».

Обсуждаются «+» и «-» данного решения

Идея либо принимается, либо выдвигается следующая

Слайд 12

Мозговой штурм предполагает постановку изобретательской задачи и нахождение способов её решения, выбора идеального решения.

Темами мозгового штурма могут быть такие: - как не намокнуть под дождём, - как потушить пожар, если в доме нет воды и т. д.

Анализ каждой идеи идёт по оценке «хорошо-плохо». Из всех решений выбирается оптимальное, позволяющее решить противоречие с минимальными затратами. Данный метод стимулирует у детей творческую активность в поиске решения проблемы.

Слайд 13

Метод синектики применяется для решения проблем и поиска новых идей посредством использования аналогий. Умозаключение по аналогии – это получение знаний о малоизученном предмете путём переноса на него знаний о подобных ему предметах по каким-то существенным признакам. Гром аналогичен пушечному выстрелу по громкому звуку. Туман по физическим свойствам аналогичен облакам (туман - это те же облака, только на земле). 1. Личностная аналогия (эмпатия). Н-р, можно предложить представить себя на месте какого-нибудь животного (зайчик, бабочка) 2. Прямая аналогия. Основывается на поиске сходных процессов в других областях (вертолёт – аналогия стрекозы, подводная лодка – аналогия рыбы). Дети делают маленькие открытия в сходстве природных и технических систем. 3. Символическая – при решении задач используются символы. 4 Сравнение живых и неживых объектов 5. Фантастическая аналогия. Задачи осуществляются, как в волшебной сказке.

Слайд 14

Метод противоречий. Сущность метода - восприятие одного и того же предмета (действия, явления) в качестве противоположных оценок (хорошо- плохо; опасно – неопасно.).

Слайд 15

Метод «системный анализ» помогает рассмотреть мир в системе, как совокупность связанных между собой определённым образом элементов, удобно функционирующих между собой.

Системный оператор или «Волшебный экран» - способ анализа систем, подсистем и надсистем объекта в прошлом, настоящем и будущем.

Слайд 16

1этап - младшие группы открываем экраны только по горизонтали

Слайд 17

2 этап – средние группы – Продолжаем открывать экраны по горизонтали

Слайд 18

3 - этап средние гр. - открываем экраны по вертикали (вниз)

Слайд 19

4 этап – старшие группы – выходим в надсистему (вверх)

Слайд 20

В старших группах выходим сначала на «пятиэкранку»

Слайд 21

В подготовительной группе на «девятиэкранку»

Слайд 22

Методика моделирование маленькими человечками помогает малышу совершать первые открытия, проводить научно-исследовательскую работу на своём уровне, знакомиться с закономерностями живой и неживой природы. Молекулы твёрдого тела – «человечки» держатся за руки, молекулы жидкости - «человечки» стоят близко, но за руки не держатся, молекулы газа находятся далеко друг от друга и «человечки» не держатся за руки.

Слайд 23

Суть метода фокальных объектов заключается в том, что к определённому объекту «применяются» свойства и характеристики других, ни чем с ним не связанных объектов. Алгоритм работы: 1. Выбрать объект, с образом которого будем работать (до поры хранить его в тайне) 2. Дети называют два-три любых объекта (один представитель природного мира, второй - рукотворного, третий – вообще нематериальное понятие) .3. Дети называют как можно больше свойств и качеств объектов 4. Названные свойства приписываются к выбранному объекту, дети объясняют, как это может выглядеть и при каких условиях такое бывает. 5. Рассмотреть любые ассоциации, отобрать наиболее интересные и эффективные решения.

Слайд 24

Методика использования загадок. Сущность метода: Систематизация предметов и явлений; построение моделей; развитие ассоциативного мышления.

Например - «Да- Нет- ка» – вид загадки, которую нужно отгадывать при помощи вопросов, где ответ будет только «Да» или «Нет». Методика проведения: Задачи решаются постепенным сужением круга поиска.

«Да- нет- ки» бывают:

-объектными - загадывается один объект;

-ситуационными (детективными) -загадывается ситуация, нужно выяснить, что произошло;

-числовая – выяснить какое число «от» и «до» загадали;

-плоскостная – предметы расположены в одной плоскости (на столе);

-объемная – предметы расположены в пространстве (в этой комнате);

Слайд 25

Метод морфологического анализа заключается в комбинировании разных вариантов характеристик определённого объекта при создании нового образа этого объекта. Обычно для морфологического анализа строят таблицу (две оси). В качестве осей берут основные характеристики рассматриваемого объекта и записывают возможные их варианты по каждой оси. Например, изобретаем новый стул. На одной (вертикальной) оси отложены возможные формы, на другой (горизонтальной) - возможный материал, из которого он может быть сделан (дерев. железн. стекл. пластм). Затем выбираются различные сочетания элементов разных осей (стеклянный квадратный стул). В продуктивной деятельности дети изображают каждый изобретенный новый стул. Можно предложить детям придумать новую кровать, ковер, игру (в последней по одной оси можно выложить часть тела, с помощью которой можно играть, а по другой - приспособления для игры : мяч, ракетка, скакалка и т. д.).

Слайд 26

Приведем пример применения метода с использованием таблицы. Чтобы создать новый образ объекта, нужно выделить как можно большее количество критериев и характеристик этого объекта по каждому из критериев. Лучше всего начинать работу со сказочных образов. Например, новый образ Бабы Яги. Выделим основные критерии, по которым можно охарактеризовать этот сказочный персонаж: возраст, место жительство, средство передвижения и т. д. Произвольно выберем из каждого столбца по одной характеристике и соединим воедино. Например Баба Яга – веселая, смешная девочка, одетая в спортивный костюм, живущая на необитаемом острове и передвигающаяся на велосипеде.

Слайд 27

Так же морфологическая таблица поможет закрепить знания о временах года. По горизонтальной оси выкладываем: Весна, Лето, Осень, Зима, а по вертикали – объекты живой и неживой природы: дерево, медведь, человек т. п. Рассматриваем сезонные изменения в одежде людей, предметы рукотворного мира (санки, велосипед, шарф, валенки и др., как меняется жизнь животных и растений по сезонам. О том, как животные готовятся к зиме.

Слайд 28

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ:

Консультация «ТРИЗ в детском саду и дома»

Педагогическая гостиная «Развиваем речь детей с помощью ТРИЗ игр»

Индивидуальное общение с родителями «Дидактические игры на развитие логического мышления детей, предлагаемые ТРИЗ технологией»

Рекомендована литература для семейного прочтения:

А. А. Гин «Задачи-сказки» от кота Потряскина»

М. Н. Шустерман «Новые приключения колобка»

Г. И. Альтов «Как стать изобретателем»

Слайд 29

Результаты работы свидетельствуют об эффективности использования технологии ТРИЗ, поскольку все элементы являются игровыми, а значит, обучение детей идет в процессе их ведущей деятельности.

Методы ТРИЗ способствуют повышению уровня коммуникативной, информационной, познавательной потребностям, что особенно актуально в условиях реализации ФГОС.

ТРИЗ учит детей творчески находить позитивные решения возникших проблем, что очень пригодится им в школе и во взрослой жизни.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Использование приемов мнемотехники в работе учителя-логопеда с дошкольниками с задержкой психического развития На сегодняшний день формирование образной, богатой дополнениями, описаниями речи у детей с ЗПР – это особая сложность, так как особенности.

Применение ТРИЗ-технологии в работе с дошкольниками XXI век- век стремительных перемен и кардинальных преобразований. Нашим воспитанникам предстоит жить и трудиться в этом новом мире. И насколько.

Долгосрочный практико-ориентированный проект: «Использование приемов ТРИЗ технологии в развитии речи дошкольников» Автор проекта: Петрова Ирина Владимировна, Воспитатель, высшая категория Содержание Пояснительная записка 1. Теоретическое обоснование.

Использование игровых приемов в счетной деятельности дошкольников Одними из самых сложных знаний, умений и навыков, включенных в содержание общественного опыта, которым овладевают подрастающие поколения,.

Использование приемов ТРИЗ в развитии связной речи у детей дошкольного возраста Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Сказка» Использование приёмов ТРИЗ в развитии связной.

Использование технологии ТРИЗ «Системный оператор» в работе со старшими дошкольниками .

Календарно-тематическое планирование по применению методов и приемов ТРИЗ в изодеятельности дошкольников Применение методов и приемов ТРИЗ в ИЗО деятельности дошкольников (младшая группа) Название методов и приемов. Темы занятий. Задачи и.

Конспект комплексного занятия с детьми второй младшей группы с использованием игровых приемов и элементов методики ТРИЗ Конспект комплексного занятия с детьми второй младшей группы с использованием игровых приемов и элементов методики ТРИЗ. Тема: «Путешествие.

Проект «Использование приемов мнемотехники при заучивании стихотворений»Проект «Использование приемов мнемотехники при заучивании стихотворений» Проект в старшей группе «Теремок» «Использование приемов мнемотехники при заучивании стихотворений» Воспитатель: Сафонова Н. И. «Услышал.

Занятие по математике и развитию речи с использованием приемов ТРИЗ в подготовительной группеЗанятие по математике и развитию речи с использованием приемов ТРИЗ в подготовительной группе Задачи: Развивать у детей логическое мышление, воображение, смекалку, умение рассуждать и делать выводы; продолжать учить детей рассказывать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование приемов ТРИЗ с дошкольниками
Опубликовано: 16 февраля 2018 в 18:10
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование приемов ТРИЗ с дошкольниками» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Алексеева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД