Юлия Бородкина
Использование инновационных подходов и новых технологий при организации физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Здоровье — бесценное богатство каждого человека. От состояния здоровья в первую очередь зависит возможность овладения детьми всеми умениями и навыками, которые им прививаются в детском саду и которые им необходимы для эффективного обучения в дальнейшем. Для этого необходимо формировать у детей положительное отношение к своему здоровью, совершенствовать физическое развитие.
ФГОС определяют как одну из важнейших задач – охрану и укрепление здоровья детей - воспитанников.
Публикация «Использование инновационных подходов и новых технологий при организации физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ» размещена в разделах
В каждом возрастном периоде физкультурная деятельность имеет разную направленность. Детям младшего возраста она должна доставлять удовольствие, научить их ориентироваться в пространстве, правильно работать с оборудованием, обучить приёмам элементарной страховки. Ребёнка трудно заставить целенаправленно заниматься физическими упражнениями, потому что в силу своего возраста он ещё не осознаёт всей полезности и надобности. Ему должно быть интересно и весело их делать.
Поэтому предпочтения отдаём игровым технологиям, включаем в занятия игровые приёмы и ситуации, объединяем их общим сюжетом, содержанием, персонажем, включаем подвижные, народные и оздоровительные игры.
Формы физкультурно-оздоровительной работы :
1. Утренняя гимнастика. Нужно отметить, что дети очень любят утреннюю гимнастику под музыку. Она формирует у детей желание двигаться, развивает эмоции, выразительность пластики и положительно настраивает детский организм на весь день.
2. Физкультурные занятия : классические, игровые, сюжетные, интегрированные – 3р. в неделю.
3. Подвижные игры, физические упражнения на прогулке: детям предлагается насыщенная разнообразными возможностями двигательная деятельность, что позволит реализовать главную их потребность – потребность в движении.
4. Гимнастика после сна: игрового характера, комплекс упражнений, самомассаж, ходьба по массажным дорожкам.
5. Самостоятельная двигательная активность.
6. Динамические паузы: проводятся на занятиях и вне занятий.
7. Бодрящая гимнастика после сна: игрового характера. Такие комплексы имеют сюжет, в них присутствует знакомый детям персонаж, который является образцом для подражания. Знакомый персонаж или яркая игрушка радует детей, увлекает их, заставляя двигаться, выполнять предложенное задание.
Комплекс бодрящей гимнастики
«Жучки-паучки» (с элементами корригирующей гимнастики)
Проводится в постели.
Звучит спокойная музыка.
- Наступила весна, тёплое время года. Просыпается всё – природа, насекомые. Давайте представим, что мы с вами – жучки-паучки. Нам хорошо от тёплого солнца.
«Потянулись жучки». И. п. – лёжа на спине, руки вдоль туловища. Хорошо потянуться – руки в стороны. Повторить три раза; темп медленный.
«Проснулись глазки». И. п. – лёжа на спине, руки вдоль туловища. Погладить закрытые глаза от переносицы к внешнему краю глаз и обратно (10 с); темп умеренный.
«Проснулись ушки». И. п. – лёжа на спине, руки вдоль туловища. Растирать уши снизу вверх и обратно до покраснения и ощущения тепла (10с); темп умеренный.
«Проснулись лапки». И. п. – лёжа на спине, руки вдоль туловища. Поднять перед собой вытянутые вперёд руки и потрясти ими. Затем поднять ноги и тоже потрясти ими (10 с); темп быстрый.
«Жучки греются на солнышке». И. п. – лёжа на спине, руки вдоль туловища. 1 – поворот на живот. 2 – поворот на спину. Повторить пять раз; темп умеренный.
«Жучки готовятся к прогулке». И. п. – лёжа на спине, руки за головой. Поднять правую ногу, согнутую в колене. Опустить. Поднять левую ногу, согнутую в колене. Опустить. Повторить четыре раза; темп умеренный.
«Весёлые жучки». И. п. – лёжа на спине, руки вдоль туловища. 1-3 – хлопки руками перед собой. 4 – вернуться в и. п. Повторить пять раз; темп быстрый.
После выполнения бодрящей гимнастики в постели, дети встают и выполняют упражнения на дорожках здоровья – массажных ковриках, корригирующих дорожках, гимнастических палках: проходят по ним, перепрыгивают через них, топчутся на месте и т. д. Для ковриков-дорожек используется различный материал : пуговицы, камешки, горох, фасоль, крышки от пластиковых бутылок.
Здоровьесберегающие технологии :
1) Пальчиковые игры: «Сорока-сорока», «Пальчики-друзья» и т. д. – помогают развить координацию движений рук, почувствовать ритм и одновременно с этим развить речь ребёнка.
Пальчиковые упражнения превращают учебный процесс в увлекательную игру, оказывают положительное воздействие на улучшение памяти, мышления, развивают фантазию. В пальчиковой гимнастике можно использовать и нестандартное оборудование: шишки, грецкие орехи, карандаши и т. д.
2) Артикуляционные игры – «Весёлый язычок», «Песенки язычка»
3) Дыхательная гимнастика: «Ветерок», «Рычание медвежат», «Кто как кричит?», «Мы дышали и играли» и т. д.
У детей дошколят дыхательные мышцы ещё слабые, поэтому дыхательные упражнения им особенно полезны. Они способствуют полноценному физическому развитию, являются профилактикой заболеваний дыхательной системы.
4) Гимнастика для глаз: «Солнечный зайчик», «Где солнышко живёт?», «Художники».
Используется в профилактических и оздоровительных целях, чтобы предупредить зрительное утомление у детей. Проводится под музыку 3-5 минут, включает упражнения массажа, растираний, снятия зрительного напряжения,
5) Самомассаж: «Дождик», «Этот пальчик…», «Поиграем с ушками»
6)Релаксация, психогимнастика: проводится для восстановления организма после физической нагрузки, создаёт положительный эмоциональный настрой.
Инновационные формы физкультурно-оздоровительной работы :
1) Игровой стретчинг
2) Игровой самомассаж является основой для закаливания и оздоровления детского организма. Выполняя упражнения самомассажа в игровой форме, дети получают радость и хорошее настроение.
3) Театр физического воспитания дошкольников
4) Совместные физкультурные занятия родителей с дошкольниками; проведение физкультурных досугов, эстафет, сюжетных и тематических игр с родителями: «Малые олимпийские игры», «Богатыри земли русской», «Спортландия» и т. д.
5) Музыкально-подвижные игры
Здесь используются приемы имитации, подражания, образные сравнения, ролевые ситуации, соревнования – все то, что требуется для достижения поставленной цели при проведении занятий по танцевально-игровой гимнастике.
При внедрении в работу комплексного сочетания традиционных программ и инновационных технологий в системе занятий физической культурой, можно сделать вывод, что:
1. У детей повышается интерес к таким занятия.
2. Увеличивается уровень их физической подготовленности, развитие физических качеств: мышечной силы, ловкости, выносливости, гибкости.
3. Развиваются психические качества: внимание, память, воображение, умственные способности
4. Происходит воспитание нравственных качеств, коммуникабельности.
5. Укрепление костно-мышечной системы, повышение функциональной деятельности органов и систем организма.
6. Создание условий для положительного психоэмоционального состояния детей, а значит, благоприятно сказывается на здоровье каждого ребенка.
Список использованной литературы :
1. Т. Е. Харченко. Бодрящая гимнастика для дошкольников. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2019.-96с.
2. Мелехина Н. А., Колмыкова Л. А. Нетрадиционные подходы к физическому воспитанию детей в ДОУ. – СПБ. : ООО Издательство «Детство – ПРЕСС», 2012. – 112с.
3. Алямовская В. Г. Как воспитать здорового ребенка. – Москва: Педагогика,2003.-209с.
4. Богина Н. А. Охрана здоровья детей в дошкольных учреждениях: метод. пособие/ Т. Л. Богина. – М. : Мозаика,2005.-112с.
5. Яковлева Т. С. Здоровьесберегающие технологии воспитания в детском саду. Примерные планы и конспекты занятий // Дошкольное воспитание и обучение: приложение к журналу «Воспитание дошкольников». – М. : Школьная Пресса,2006.- Вып. 148.