Папки-передвижки

Использование игровых форм на занятиях по ознакомлению с окружающим миром

Светлана Мацкова
Использование игровых форм на занятиях по ознакомлению с окружающим миром

Использование игровых форм на занятиях по ознакомлению с окружающим миром

Дошкольный возраст - особо ответственный период в воспитании, так как является возрастом первоначального становления личности ребенка. В это время в общении ребенка со сверстниками возникают довольно сложные взаимоотношения, существенным образом влияющие на развитие его личности. В дошкольном возрасте мир ребенка уже, как правило, неразрывно связан с другими детьми. И чем старше становится ребенок, тем большее значение для него приобретают контакты со сверстниками.

Публикация «Использование игровых форм на занятиях по ознакомлению с окружающим миром» размещена в разделах

Дошкольное детство - чрезвычайно важный период развития человека. Его существование обусловлено общественно-историческим и эволюционно-биологическим развитием общества и конкретного индивидуума, что определяет задачи и возможности развития ребенка данного возраста. Дошкольное детство обладает самостоятельной ценностью вне зависимости от предстоящего ребенку школьного обучения.

В этом возрасте возрастает познавательная активность : развиваются восприятие, наглядное мышление, появляются зачатки логического мышления. Росту познавательных возможностей способствует становление смысловой памяти, произвольного внимания.

Возрастает роль речи как в познании ребёнком окружающего мира, так и в развитии общения и разных видов деятельности. Дошкольники начинают выполнять действия по словесной инструкции, также происходит усвоение знаний на основе объяснений, но только при опоре на чёткие наглядные представления.

Основой познания в этом возрасте становиться чувственное познание – восприятие и наглядное мышление. От того, как сформировано у ребёнка-дошкольника восприятие, наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, зависят его познавательные возможности, дальнейшее развитие деятельности, речи и более высоких, логических форм мышления.

Основу содержания любой деятельности ребенка составляют те знания и умения, которые образуются у него при ознакомлении с окружающим.

• Значительную часть знаний об окружающем мире нормально развивающийся ребенок получает через слуховые ощущения и восприятия. Не слышащий ребенок лишен такой возможности, или они у него крайне ограничены. Это затрудняет процесс познания и оказывает отрицательное влияние на формирование других ощущений и восприятий. В связи с нарушением слуха особую роль приобретает зрение, на базе которого развивается речь глухого ребенка. Очень важными в процессе познания окружающего мира становятся двигательные, осязательные, тактильно-вибрационные ощущения.

• В связи с потерей слуховых ощущений и восприятий особую роль приобретают зрительные ощущения и восприятия. Зрительный анализатор ребенка с нарушением слуха становится ведущим, главным в познании окружающего мира и в овладении речью. Зрительные ощущения и восприятия у детей развиты не хуже, чем у слышащих детей, а в ряде случаев развиты лучше. Такие дети часто подмечают такие детали и тонкости окружающего мира, на которые не обращает внимания слышащий ребенок, могут воспринимать речь говорящего, опираясь, главным образом, на зрительные восприятия.

Игра — не только развлечение, но и метод, при помощи которого маленькие дети знакомятся с окружающим их миром. Чем меньше дети, тем чаще игра применяется как метод образовательно-воспитательной работы с ними.

Дидактические игры. В этих играх используются натуральные предметы природы (овощи, фрукты, цветы, камни, семена, сухие плоды, картинки с изображением растений и животных, настольные игры и всевозможные игрушки.

Дидактические игры с естественным материалом природы или изображениями его являются основным способом сенсорного воспитания, развития познавательной деятельности.

Игры проводят на занятиях, экскурсиях, прогулках в специально отведенное для них время. Дидактические игры, применяемые на занятиях, помогают детям усвоить качества предметов и уточнить представления, полученные в процессе наблюдения в природе.

Основное направление работы на занятиях по ознакомлению с окружающим миром - это помочь не слышащему ребёнку познать окружающий его мир.

Руководя познанием окружающего мира и приобретением детьми различных навыков и умений, воспитатель применяет разнообразные методы и приемы.

Предпочтение следует отдавать тем методам и приемам, которые обеспечивают непосредственное восприятие детьми окружающего мира и активное овладение навыками. К таким методам относятся и наблюдение, эксперимент, труд, игры. Наряду с этим широко применяются методы, основанные на слове воспитателя, — рассказ, чтение художественных произведений, беседы, проводимые с демонстрацией натуральных объектов, или их изображений.

Методы и приемы, используемые педагогом в работе, соединяются, например наблюдение с беседой, рассказ воспитателя с чтением художественного произведения, эксперимент с трудом и т. д.

Применяя тот или иной метод, воспитатель использует множество различных приемов. Например, при проведении беседы в сочетании с наблюдением, воспитатель «приближает» объект к детям, сравнивает с уже известным, вводит элементы игры, применяет пословицы, поговорки и т. п.

Одни и те же приемы могут использоваться в разных методах. Например, сравнение применяется во время наблюдений, в дидактических играх, в беседе; игровые приемы также используются при наблюдениях, в беседах; показ, пояснение — при обучении трудовым навыкам, проведении опытов и др.

Основными методами обучения являются наблюдения на занятиях и экскурсиях, действия с натуральными предметами и их изображениями, просмотр кинофильмов, диафильмов, составление тематических альбомов, лото и др. На последнем году обучения методы ознакомления с окружающим расширяются за счет проведения бесед, чтения текстов на заданную тему, рассказывания, описания. Но во всех случаях в центре внимания сами предметы, факты реальной действительности, а не отработка речевых умений как таковых.

На своих занятиях по ознакомлению с окружающим миром, я использую дидактические игры, направленные на закрепление речевого материала и развитие зрительной памяти:

«У кого?» - наглядный материал (картинки) раздаю детям, у меня таблички. Каждый раз задаю вопрос: - У кого (название предмета? Ребёнок прочитывает табличку и соотносит с изображением на картинке данного предмета. Если данный предмет находится у него, ребё нок отвечает: - У меня (название предмета).

«Верно? Неверно» - в наборном полотне выставлены картинки с изображением предметов по заданной теме. Вызываю к доске по одному детей. Сначала, правильно соотносим табличку с изображением на картинке, затем предлагаю ребёнку отвернуться и меняю хаотично таблички местами, когда ребёнок поворачивается, задаю вопрос: - Верно? Ребёнок берёт табличку, прочитывает и соотносит с тем предметом, которому соответствует данная табличка.

Использование игровых форм на занятиях по ознакомлению с окружающим миром, даёт возможность детям запомнить и применить на практике необходимые действия с предметами, например, пройдя тему «Одежда», мы с детьми в раздевалке закрепляем выполнение глаголов-поручения:

• Надень;

• Сними;

• Застегни;

• Расстегни;

• Повесь;

• Завяжи;

• Развяжи;

• Сложи.

Детям очень нравится играть и выполнять, необходимые действия с предметами.

Пройдя тему «Посуда» и чтобы закрепить умения детей различать посуду по предназначению и классификации (чайная, столовая, кухонная) можно использовать разные игровые формы :

• Предложить приготовить обед или помочь приготовить обед;

• Накрыть на стол (будем обедать, пригласить в гости на обед;

• Расставить посуду для чая (будем пить чай) или пригласить в гости на чай.

Для закрепления материала по теме: «Овощи», можно приготовить салат и т. д.

Так же, для закрепления речевого материала и развития зрительной памяти можно использовать игровые моменты с элементами развития двигательной активности:

«Иди как кошка, беги как собака и т. д.»

Разложить в обручи, на стульчики картинки с изображением предметов, таблички раздать детям. Выполняем поручения: идите, бегите, прыгайте по кругу. По сигналу (бубен, барабан) остановится и стать возле того изображения предмета, которому соответствует табличка.

«Летите как самолёт, едите как машины и т. д»

Использование игровых форм на занятиях по ознакомлению с окружающим миром даёт возможность не слышащему ребёнку познать, ощутить и приблизить к реальности познание окружающего его мира, получить как можно больше впечатлений об изучаемых предметах, увидеть их в разнообразных связях и проявлениях.

Все знания, приобретаемы ребенком-дошкольником об окружающем мире, можно систематизировать в три группы: знания о неживой природе, знания о растениях, знания о животных, знания о труде взрослых, труде в природе. В младшей группе дети просто знакомятся с предметами внешнего мира, в средней группе учатся обобщать и систематизировать, в старшей и подготовительных группах уже умеют находить и устанавливать причинно-следственные связи между предметами и явлениями внешнего мира.

В процессе воспитания в дошкольном учреждении осуществляется всестороннее развитие детей — физическое, умственное, нравственное, трудовое и эстетическое.

Основу содержания любой деятельности ребенка составляют те знания и умения, которые образуются у него при ознакомлении с окружающим.

Литература.

1. Белавина И. Г., Найдина Н. Г. Планета наш дом: Учеб. -хрестоматия для дошкольников и младших школьников И. Г. Белавина, Н. Г. Найдина. М. : Лайда, 1995. - 288с.

2. Беладина И. Г., Найденская Н. Г. Планета наш дом. Мир вокруг нас : Методика проведения занятий по основам экологии для дошкольников и младших школьников И. Г. Беладина, Н. Г. Найденская. М. : Изд. «Лайда», 1995.- 96с.

3. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте Л. И. Божович. М. : Просвещение, 1968. - 258 с.

4. Бондаренко А. К. Дидактические игры // Дошкольное воспитание, № 7, 2005.

5. Васильева А. И. Учите детей наблюдать природу А. И. Васильева. М. : Просвещение, 1972. 126 с.

6. Венгер Л. А. Дидактические игры в детском саду. – М. : Просвещение, 1978. – 96с.

7. Веретенникова С. А. Ознакомление дошкольников с природой. Учебник для учащихся педагогических училищ по специальности «Дошкольное воспитание». Изд. 2-е, перераб. и доп. М., «Просвещение», 1973. - 256с.

8. Виноградова Ф. Умственное воспитание у детей в процессе ознакомления с природой. - М., 1978.- 154с.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Зоопарк» Предварительная работа. • Чтение рассказов Бориса Житкова «Что я видел», из цикла «Зоопарк». • Беседы о правилах поведения в зоопарке.

Конспект по ознакомлению с окружающим миром «Игрушки» Цель занятия:Систематизировать знания детей об игрушках;формировать обобщающее понятие "Игрушки", совершенствовать умение описывать предмет,указывать.

Занятие по ознакомлению с окружающим миром «Моя семья»Занятие по ознакомлению с окружающим миром «Моя семья» Березковский детский сад Воспитатель Капринина Светлана Евгеньевна МОЯ СЕМЬЯ ЦЕЛИ: Расширить знания детей по теме «Семья»; закрепить.

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Моя семья» Тема: «Моя семья» (15.05.2015) Цель: Продолжить формировать у детей интерес к семье, членам семьи. Побуждать называть имена, отчества членов.

НОД для детей 4–5 лет по ознакомлению с окружающим миром «Снеговичок» Задачи: Расширить представления детей о свойствах снега. Развивать речевую активность, мышление, воображение. Воспитывать интерес к явлениям.

НОД по ознакомлению с окружающим миром «Магазин одежды» Конспект занятия "Магазин одежды" занятие по ознакомлению с окружающим миром для детей 3-4 лет. основными целями занятия являются закрепление.

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Профессии» НОД «Что такое профессия?». Ребята, сегодня мы с вами поговорим о профессиях. Профессия- это труд, которому человек посвящает свою жизнь.

Использование игровых технологий на музыкальных занятиях. План-конспект занятия «Морское путешествие» в средней группеИспользование игровых технологий на музыкальных занятиях. План-конспект занятия «Морское путешествие» в средней группе “Использование игровых технологий на музыкальных занятиях: Морское путешествие” Цель: Развитие креативности, творческих способностей детей.

Занятие по ознакомлению с окружающим миром «Моя семья» Занятие по ознакомлению с окружающим миром Тема : «Моя семья» Цель: закрепление знаний детей о себе (имя, фамилия, возраст, о составе.

Занятие по ознакомлению с окружающим миром «Путешествие в лес» План-конспект занятия по окружающему миру (вторая младшая группа) Тема: "Путешествие в лес" Цель: 1. Продолжать формировать представления.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование игровых форм на занятиях по ознакомлению с окружающим миром
Опубликовано: 7 апреля 2016 в 13:12
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
21 мая. День беседы об СВО. Папка-передвижка «Детям об СВО»

 Новости вокруг СВО тревожат многих людей, а дети как губка впитывают все эмоции взрослых. Рассказываем, как говорить с детьми об СВО и как помочь им справиться со стрессом.

20 мая. Всемирный день пчел. Передвижка «Опасные насекомые»

Опасные насекомые могут подстерегать нас повсюду – на даче, в лесу или даже дома. Расскажите детям, как надо вести себя, чтобы не быть ужаленными ими.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД