Светлана Мацкова
Использование игровых форм на занятиях по ознакомлению с окружающим миром
▼ Скачать + Заказать документы
Использование игровых форм на занятиях по ознакомлению с окружающим миром
Дошкольный возраст - особо ответственный период в воспитании, так как является возрастом первоначального становления личности ребенка. В это время в общении ребенка со сверстниками возникают довольно сложные взаимоотношения, существенным образом влияющие на развитие его личности. В дошкольном возрасте мир ребенка уже, как правило, неразрывно связан с другими детьми. И чем старше становится ребенок, тем большее значение для него приобретают контакты со сверстниками.
Публикация «Использование игровых форм на занятиях по ознакомлению с окружающим миром» размещена в разделах
Дошкольное детство - чрезвычайно важный период развития человека. Его существование обусловлено общественно-историческим и эволюционно-биологическим развитием общества и конкретного индивидуума, что определяет задачи и возможности развития ребенка данного возраста. Дошкольное детство обладает самостоятельной ценностью вне зависимости от предстоящего ребенку школьного обучения.
В этом возрасте возрастает познавательная активность : развиваются восприятие, наглядное мышление, появляются зачатки логического мышления. Росту познавательных возможностей способствует становление смысловой памяти, произвольного внимания.
Возрастает роль речи как в познании ребёнком окружающего мира, так и в развитии общения и разных видов деятельности. Дошкольники начинают выполнять действия по словесной инструкции, также происходит усвоение знаний на основе объяснений, но только при опоре на чёткие наглядные представления.
Основой познания в этом возрасте становиться чувственное познание – восприятие и наглядное мышление. От того, как сформировано у ребёнка-дошкольника восприятие, наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, зависят его познавательные возможности, дальнейшее развитие деятельности, речи и более высоких, логических форм мышления.
Основу содержания любой деятельности ребенка составляют те знания и умения, которые образуются у него при ознакомлении с окружающим.
• Значительную часть знаний об окружающем мире нормально развивающийся ребенок получает через слуховые ощущения и восприятия. Не слышащий ребенок лишен такой возможности, или они у него крайне ограничены. Это затрудняет процесс познания и оказывает отрицательное влияние на формирование других ощущений и восприятий. В связи с нарушением слуха особую роль приобретает зрение, на базе которого развивается речь глухого ребенка. Очень важными в процессе познания окружающего мира становятся двигательные, осязательные, тактильно-вибрационные ощущения.
• В связи с потерей слуховых ощущений и восприятий особую роль приобретают зрительные ощущения и восприятия. Зрительный анализатор ребенка с нарушением слуха становится ведущим, главным в познании окружающего мира и в овладении речью. Зрительные ощущения и восприятия у детей развиты не хуже, чем у слышащих детей, а в ряде случаев развиты лучше. Такие дети часто подмечают такие детали и тонкости окружающего мира, на которые не обращает внимания слышащий ребенок, могут воспринимать речь говорящего, опираясь, главным образом, на зрительные восприятия.
Игра — не только развлечение, но и метод, при помощи которого маленькие дети знакомятся с окружающим их миром. Чем меньше дети, тем чаще игра применяется как метод образовательно-воспитательной работы с ними.
Дидактические игры. В этих играх используются натуральные предметы природы (овощи, фрукты, цветы, камни, семена, сухие плоды, картинки с изображением растений и животных, настольные игры и всевозможные игрушки.
Дидактические игры с естественным материалом природы или изображениями его являются основным способом сенсорного воспитания, развития познавательной деятельности.
Игры проводят на занятиях, экскурсиях, прогулках в специально отведенное для них время. Дидактические игры, применяемые на занятиях, помогают детям усвоить качества предметов и уточнить представления, полученные в процессе наблюдения в природе.
Основное направление работы на занятиях по ознакомлению с окружающим миром - это помочь не слышащему ребёнку познать окружающий его мир.
Руководя познанием окружающего мира и приобретением детьми различных навыков и умений, воспитатель применяет разнообразные методы и приемы.
Предпочтение следует отдавать тем методам и приемам, которые обеспечивают непосредственное восприятие детьми окружающего мира и активное овладение навыками. К таким методам относятся и наблюдение, эксперимент, труд, игры. Наряду с этим широко применяются методы, основанные на слове воспитателя, — рассказ, чтение художественных произведений, беседы, проводимые с демонстрацией натуральных объектов, или их изображений.
Методы и приемы, используемые педагогом в работе, соединяются, например наблюдение с беседой, рассказ воспитателя с чтением художественного произведения, эксперимент с трудом и т. д.
Применяя тот или иной метод, воспитатель использует множество различных приемов. Например, при проведении беседы в сочетании с наблюдением, воспитатель «приближает» объект к детям, сравнивает с уже известным, вводит элементы игры, применяет пословицы, поговорки и т. п.
Одни и те же приемы могут использоваться в разных методах. Например, сравнение применяется во время наблюдений, в дидактических играх, в беседе; игровые приемы также используются при наблюдениях, в беседах; показ, пояснение — при обучении трудовым навыкам, проведении опытов и др.
Основными методами обучения являются наблюдения на занятиях и экскурсиях, действия с натуральными предметами и их изображениями, просмотр кинофильмов, диафильмов, составление тематических альбомов, лото и др. На последнем году обучения методы ознакомления с окружающим расширяются за счет проведения бесед, чтения текстов на заданную тему, рассказывания, описания. Но во всех случаях в центре внимания сами предметы, факты реальной действительности, а не отработка речевых умений как таковых.
На своих занятиях по ознакомлению с окружающим миром, я использую дидактические игры, направленные на закрепление речевого материала и развитие зрительной памяти:
«У кого?» - наглядный материал (картинки) раздаю детям, у меня таблички. Каждый раз задаю вопрос: - У кого (название предмета? Ребёнок прочитывает табличку и соотносит с изображением на картинке данного предмета. Если данный предмет находится у него, ребё нок отвечает: - У меня (название предмета).
«Верно? Неверно» - в наборном полотне выставлены картинки с изображением предметов по заданной теме. Вызываю к доске по одному детей. Сначала, правильно соотносим табличку с изображением на картинке, затем предлагаю ребёнку отвернуться и меняю хаотично таблички местами, когда ребёнок поворачивается, задаю вопрос: - Верно? Ребёнок берёт табличку, прочитывает и соотносит с тем предметом, которому соответствует данная табличка.
Использование игровых форм на занятиях по ознакомлению с окружающим миром, даёт возможность детям запомнить и применить на практике необходимые действия с предметами, например, пройдя тему «Одежда», мы с детьми в раздевалке закрепляем выполнение глаголов-поручения:
• Надень;
• Сними;
• Застегни;
• Расстегни;
• Повесь;
• Завяжи;
• Развяжи;
• Сложи.
Детям очень нравится играть и выполнять, необходимые действия с предметами.
Пройдя тему «Посуда» и чтобы закрепить умения детей различать посуду по предназначению и классификации (чайная, столовая, кухонная) можно использовать разные игровые формы :
• Предложить приготовить обед или помочь приготовить обед;
• Накрыть на стол (будем обедать, пригласить в гости на обед;
• Расставить посуду для чая (будем пить чай) или пригласить в гости на чай.
Для закрепления материала по теме: «Овощи», можно приготовить салат и т. д.
Так же, для закрепления речевого материала и развития зрительной памяти можно использовать игровые моменты с элементами развития двигательной активности:
«Иди как кошка, беги как собака и т. д.»
Разложить в обручи, на стульчики картинки с изображением предметов, таблички раздать детям. Выполняем поручения: идите, бегите, прыгайте по кругу. По сигналу (бубен, барабан) остановится и стать возле того изображения предмета, которому соответствует табличка.
«Летите как самолёт, едите как машины и т. д»
Использование игровых форм на занятиях по ознакомлению с окружающим миром даёт возможность не слышащему ребёнку познать, ощутить и приблизить к реальности познание окружающего его мира, получить как можно больше впечатлений об изучаемых предметах, увидеть их в разнообразных связях и проявлениях.
Все знания, приобретаемы ребенком-дошкольником об окружающем мире, можно систематизировать в три группы: знания о неживой природе, знания о растениях, знания о животных, знания о труде взрослых, труде в природе. В младшей группе дети просто знакомятся с предметами внешнего мира, в средней группе учатся обобщать и систематизировать, в старшей и подготовительных группах уже умеют находить и устанавливать причинно-следственные связи между предметами и явлениями внешнего мира.
В процессе воспитания в дошкольном учреждении осуществляется всестороннее развитие детей — физическое, умственное, нравственное, трудовое и эстетическое.
Основу содержания любой деятельности ребенка составляют те знания и умения, которые образуются у него при ознакомлении с окружающим.
Литература.
1. Белавина И. Г., Найдина Н. Г. Планета наш дом: Учеб. -хрестоматия для дошкольников и младших школьников И. Г. Белавина, Н. Г. Найдина. М. : Лайда, 1995. - 288с.
2. Беладина И. Г., Найденская Н. Г. Планета наш дом. Мир вокруг нас : Методика проведения занятий по основам экологии для дошкольников и младших школьников И. Г. Беладина, Н. Г. Найденская. М. : Изд. «Лайда», 1995.- 96с.
3. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте Л. И. Божович. М. : Просвещение, 1968. - 258 с.
4. Бондаренко А. К. Дидактические игры // Дошкольное воспитание, № 7, 2005.
5. Васильева А. И. Учите детей наблюдать природу А. И. Васильева. М. : Просвещение, 1972. 126 с.
6. Венгер Л. А. Дидактические игры в детском саду. – М. : Просвещение, 1978. – 96с.
7. Веретенникова С. А. Ознакомление дошкольников с природой. Учебник для учащихся педагогических училищ по специальности «Дошкольное воспитание». Изд. 2-е, перераб. и доп. М., «Просвещение», 1973. - 256с.
8. Виноградова Ф. Умственное воспитание у детей в процессе ознакомления с природой. - М., 1978.- 154с.