Светлана Смертина
Использование игровой технологии «Сказки фиолетового леса» В. В. Воскобовича в работе с детьми старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Автор: Смертина Светлана Мартемьяновна
Воспитатель МБДОУ Д/С №366, г. Челябинск
Аннотация. Развивающая предметно-пространственная среда «Фиолетовый лес» полностью соответствует требованиям к среде ФГОС ДО.
«Фиолетовый лес» - это пространство для развития ребёнка, которое даёт возможность уединения и проектирование собственного пространства. Данная среда полифункциональна, вариативна, содержательно-насыщена, доступна и безопасна.
Публикация «Использование игровой технологии „Сказки фиолетового леса“ В, В, Воскобовича в работе с детьми старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Воскобович, В.В. Игры, развивающие пособия, занятия
- Старшая группа
- Технология «Фиолетовый лес» (Воскобович)
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2022
Ключевые слова: игровая технология; старший дошкольный возраст; тяжелые нарушения речи; связная речь.
В последние годы стремительно возрастает количество дошкольников с общим недоразвитием речи, они составляют самую многочисленную группу детей с нарушениями развития. Дети с тяжелыми нарушениями речи — это особая категория детей с отклонениями в развитии, у которых сохранен слух, первично не нарушен интеллект, но есть значительные речевые дефекты, влияющие на становление психики. На этом фоне в большинстве случаев у этих детей присутствуют в той или иной степени нарушение звукопроизношения, лексики, грамматики, фонематических процессов и т. д. Поэтому дети с ТНР нуждаются в продолжительной систематической логопедической помощи. Педагоги дошкольных образовательных учреждений в поиске новых форм и методов, которые помогут достичь высоких и стабильных результатов в работе с детьми ТНР. При организации образовательной деятельности педагоги в первую очередь обращают внимание на выбор методов, методик и технологий, а также опираются на их эффективность в практической деятельности. В основе занятий с дошкольниками с ТНР необходимо использовать комплексно-тематический метод в сочетании с наглядными и игровыми приемами. Необходим личностно-ориентированный подход к обучению, образовательная деятельность должна быть ориентирована на психическую защищенность ребенка, его комфорт, потребность в эмоциональном общении.
Хорошо развитая связная речь – залог успешного дальнейшего обучения в школе. Как показывает практика, довольно часто речь дошкольников не всегда бывает связной, особенно у детей с тяжелыми нарушениями речи. Дети испытывают трудности в формировании связного высказывания. В них отсутствует четкость, последовательность, точность, предложения грамматически не оформлены, в то время как связная речь – это именно смысловое развернутое высказывание или цепь логически сочетающихся, грамматически правильных предложений.
Старшие дошкольники, имеющие речевые нарушения, используют простую или распространенную, но аграмматичную фразу (пропускают или заменяют предлоги, допускают ошибки при согласовании прилагательных с существительными и числительных с существительными в роде и падеже, искажают слоговую структуру слова). Они с трудом справляются с пересказом, с составлением рассказа по сюжетной картине и по серии картин, с описательными и творческими рассказами. У детей с речевой патологией монологическая форма речи самостоятельно не формируется. При пересказе дошкольники затрудняются строить фразы, теряют основную нить содержания, путают события, затрудняются в выражении главной мысли.
Основная задача коррекционной работы с детьми, имеющими речевые нарушения – научить их последовательно и связно грамматически и фонетически правильно излагать свои мысли, рассказывать о событиях из окружающей жизни. А также сформировать навыки монологической и диалогической речи.
Развитие связной речи у детей с речевыми нарушениями – длительный, сложный по содержанию и необходимый процесс, поэтому, важно подобрать такую игровую технологию, которая бы отвечала современным требованиям образовательного процесса и носила развивающий характер. При выборе средств и методов, необходимо учитывать сниженную речевую активность этих детей, отсутствие эмоциональности, бедность их воображения, утомляемость, недостаточную переключаемость, частоту отсутствия целенаправленного внимания. Детям с речевой патологией легче выполнять задания, представленные не в речевом, а в наглядном виде.
Предусматривается широкое варьирование организационных форм коррекционно-развивающей работы : групповых, подгрупповых, индивидуальных [1].
Поэтому целесообразно использовать развивающие игры В. В. Воскобовича, которые помогают в коррекции нарушений речи, закреплении правильных навыков и умений, способствуют формированию коммуникативных способностей детей и практическому овладению воспитанниками нормами речи. В играх ребенок и педагог являются партнером и участником игрового замысла. В таких условиях ребенок чувствует себя более свободно, безопасно, он не боится быть раскритикованным за неправильные ответы и действия. Активно вступает в диалог, задает вопросы собеседнику, слушает и понимает речь взрослого или сверстника, строит общение с учетом речевой ситуации, легко входит в контакт, ясно и последовательно выражает свои мысли, регулирует свое поведение в соответствии с усвоенными нормами и правилами родного языка [2].
В игровом общении друг с другом и взрослым развивается речь и коммуникативная культура, создается ощущение свободы и комфорта. Дети придумывают названия составленным предметным силуэтам, описывают их, рассказывают о назначении предметов, сочиняют рассказы, например, на тему «Какой бывает сказочная зима?», беседуют друг с другом и взрослым, высказывают предположения [3].
Развивающая предметно-пространственная среда «Фиолетовый лес» полностью соответствует требованиям к среде ФГОС ДО [1].
«Фиолетовый лес» - это пространство для развития ребёнка, которое даёт возможность уединения и проектирование собственного пространства [1]. Данная среда полифункциональна, вариативна, содержательно-насыщена, доступна и безопасна. Она позволяет погрузить детей в мир сказки и приключений, познакомить с необычными персонажами. Сопереживая героям, стараясь оказать им помощь, разрешить проблемную ситуацию, дети учатся составлять простые и распространенные предложения, а так же задавать вопросы и отвечать на них полным ответом. Развивающая среда «Фиолетовый лес» дает возможность научить детей составлять описательные рассказы по таким темам, как «Времена года», «Насекомые», «Транспорт», «Игрушки» и другим.
Работу над монологической и диалогической речью, обучение пересказу небольших рассказов и сказок можно организовать, используя Коврограф «Ларчик». Попадая в сказочную среду, дети вступают в диалог с Лопушком, девочкой Долькой, галчонком Карчиком, гусеничкой Фифой, совместно участвуют в театрализованной деятельности и самостоятельно рассказывают литературные произведения для своих друзей. Например, «Заюшкина избушка», «Два жадных медвежонка», «Лиса и козел», «Сказка про храброго зайца» [2].
Путешествуя по «Фиолетовому лесу», дети попадают в нестандартные ситуации, где составляют творческие рассказы на заданные темы, придумывают окончания историй, фантазийные рассказы и сказки. В результате чего дошкольники учатся давать оценку явлениям и поступкам, о которых рассказывают, мотивационно оценивают поведение персонажей, учатся говорить не торопясь, достаточно громко без напряжения, развивают интонационную выразительность и монологическую речь. Благодаря сказочному пространству и необычным героям, дошкольники становятся действующими лицами сказочных приключений. Они могут оказаться на поляне Золотых плодов, в стране Муравии, на берегу озера Айс, и посетить Чудо-острова. Всё это позволяет повысить мотивацию детей, возможность вовлечь в игровой образовательный процесс, расширив и обогатив словарный запас.
Работа над грамматическим строем речи включает: отработку падежных окончаний имён существительных единственного числа и преобразовывание их во множественное число. Согласование существительных с прилагательными в роде, числе и падеже, существительных с притяжательными местоимениями мой, моя, моё, мои существительных счислительными, образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, обрабатывание предложно-падежных окончаний, практическое употребление предлогов, слов-синонимов, слов-антонимов.
Для формирования грамматически правильной речи, можно использовать различные игры и упражнения: «Один - много»- образование множественного числа существительных (плод - плоды, нора - норы, гном - гномы и др.); «Жадина» - согласование существительных с притяжательными местоимениями (мой Мишик, моя Фифа, моё Озеро, мои Шуты, «Назови ласково» -- образование уменьшительно-ласкательной формы существительных (дом-домик, паук-паучок, Кит-Китенок); «Вставь пропущенный предлог» - практическое употребление предлогов (Желе пришёл … Желе (к, Долька собирает цветы … полянке (на); игра «Скажи наоборот» - практическое употребление слов-антонимов (Лип-лип большой, а Ляп-ляп маленький. ; Цифрят ребят много, а Магнолик один.).
Что бы сформировать связную речь у детей с речевой патологией, предлагаем подборку развивающих игр В. В. Воскобовича [1] :
Название игры Задачи по развитию речи
Геоконт
Геовизор 1. Пересказ литературных произведений;
2. Составление описательных и сюжетных рассказов, придумывание сказок;
3. Активное использование слов, обозначающих
действия с предметами;
4. Активное использование слов, обозначающих свойства и особенности предметов;
5. Ознакомление детей с буквами.
Двухцветный квадрат
Воскобовича 1. Пересказ литературных произведений;
2. Составление описательных и сюжетных рассказов, придумывание сказок;
3. Активное использование слов, обозначающих
действия с предметами;
4. Активное использование слов, обозначающих свойства и особенности предметов.
Прозрачный квадрат
Прозрачная цифра 1. Установление речевых контактов, умение
договариваться, вести коллективные разговоры;
2. Пересказ литературных произведений;
3. Активное использование слов, обозначающих действия с предметами;
4. Активное использование слов, обозначающих свойства и особенности предметов;
5. Составление описательных и сюжетных рассказов, придумывание сказок.
Чудо - крестики
Чудо - цветик
Чудо - головоломки «Ларчик» 1. Установление речевых контактов, умение
договариваться, вести коллективные разговоры;
2. Составление описательных и сюжетных рассказов, придумывание сказок;
3. Активное использование слов, обозначающих
действия с предметами;
4. Активное использование слов, обозначающих свойства и особенности предметов.
Коврограф «Ларчик»
Шнур - затейник 1. Активное использование слов, обозначающих
действия с предметами;
2. Активное использование слов, обозначающих свойства и особенности предметов;
3. Ознакомление детей с буквами;
4. Звуковой, буквенный анализ слов;
5. Овладение слоговым и слитным чтением;
6. Выделение ударных слогов.
Благодаря реализации игровой технологии В. В. Воскобовича «Сказки фиолетового леса» предоставляется возможность осуществить инклюзивный подход и формирование личности воспитанников с речевой патологией, а также индивидуализации и доступности игровой деятельности, с учётом индивидуальных возможностей.
Внедрение технологии позволяет воспитанникам с речевыми нарушениями овладеть общим образовательным стандартом, речевым развитием соответствующим возрастной норме или близкой к ней и психологической готовности к школе.
Литература:
1. Воскобович В. В. Игровая технология интеллектуально-творческого развития детей «Сказочные лабиринты игры» : методическое пособие /В. В. Воскобович, Н. А. Мёдова, Е. Д. Файзуллаева и др. ; под ред. Л. С. Вакуленко, О. М. Вотиновой. - Санкт-Петербург: ОО «Развивающие игры Воскобовича», КАРО,2017. -352с. : ил.
2. Лалаева Р. И. ,Серебрякова Лалаева Р. И. ,Серебрякова. Н. В. Фармирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи. СПб., 2001
3. Харько Т. Г. Методика познавательно–творческого развития дошкольников «Сказки Фиолетового леса» (для детей 5-7 лет). – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2016 -304с.