Лилия Дегтярева
Использование игр экологической направленности в формировании социально-коммуникативных навыков старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольное детство представляет важный период в становлении личности ребенка, в том числе в его социально - коммуникативном развитии.
Средством социально-коммуникативного развития дошкольников является природа. Она способна вызывать у детей гуманные чувства, желание заботиться о тех, кто слабее, кто нуждается в помощи, способствует формированию у ребенка уверенности в себе.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Природа, планета Земля, экология
- Социализация. Социально-коммуникативное развитие
- Старшая группа
- Экология, природа. Консультации для педагогов
- Темочки
В становлении экологического воспитания особенное место принадлежит игровой деятельности. Именно в ней у детей формируются моральные нормы и правила поведения в природе. Педагогически правильно организованная игровая деятельность, позволяет добиться самого полного самовыражения детей, активности их действий, которые соглашаются с общепринятыми нормами и правилами познания окружающей природы. Полнее всего заданию формирования экологического сознания отвечает дидактическая игра, так как в данном виде игр коммуникация между участниками игры является необходимой составляющей. Дидактическая игра является важным компонентом в коммуникативном развитии дошкольников, так как способствует формированию у них умений и навыков эффективного и конструктивного общения.
Поэтому, целью моей педагогической деятельности стало - формирование социально-коммуникативного навыков старших дошкольников через дидактические игры экологического содержания.
Исходя из цели выделила задачи:
- формирование системы элементарных экологических знаний;
- развивать слуховое восприятие, умение действовать по инструкции, соблюдать правила игры, умение сотрудничать;
- развивать познавательный интерес;
-воспитание гуманного, бережного отношения к природе, эмоционально- положительного отношения к природе.
- Привлечь внимание родителей и повысить их компетентность в вопросах экологического воспитания ребенка.
Обязательным условием для успешного обучения детей является создание правильной развивающей предметно-пространственной среды. С этой целью в нашей группе располагается «Уголок природы». В нём находятся календарь природы, комнатные растения, различные коллекции (шишек, ракушек, гербарий, орехов и т. д., муляжи овощей и фруктов, материал для проведения элементарных опытов, оборудование и картинки диких и домашних животных, птиц, насекомых, деревьев.
Некоторые игры я сделала сама, а также подобрала известные, в которых присутствует экологически правильная или развивающая в соответствие с поставленными задачами игровая деятельность.
В природном уголке нашей группы очень много разнообразных игр природоведческого характера.
-настольно-печатной («Подбери пару», «Что сначала, что потом», «Четыре времени года», «Мир диких и домашних животных», «Родная природа», «Зоологическое лото», «Чей детёныш», «Овощи и фрукты»).
Настольно - печатные игры - интересное занятие для детей при ознакомлении с миром животных и растений, явлениями живой и неживой природы. Они разнообразны по видам: «лото», «домино», парные картинки». Различны и развивающие задачи, которые решаются при их использовании : подбор картинок по парам, подбор картинок по общему признаку, составление разрезных картинок и кубиков, описание, рассказ о картинке с показом действий, движений.
Игры с природным материалом («Чудесный мешочек», «Кто, чем питается?», «Классификация материалов»). Детям очень нравятся такие игры, в которых напрямую связаны с природой. Они сами заготавливают материал, не причиняя вреда природе, учатся применять его на практике. Этот вид игр наиболее эффективен при ознакомлении детей с природой;
Лэпбук на тему: «Осень», «Лесные жители», «Деревья нашего края» — это отличный способ получения, расширения и закрепления знаний по определенной экологической теме.
В работе со старшими дошкольниками я использовала дидактические игры с перфокартами на темы «Дикие и домашние животные», «Экологические знаки», «Правила поведения в природе», «Кто где живёт?». Дети работают с перфокартами с удовольствием. Они воспринимают работу с ними как игру. Использование перфокарт удобно для закрепления пройденного материала. Перфокарта – это индивидуальная карточка с заданием, сделанная из бумаги или картона. При работе с перфокартами можно использовать разные варианты : 1. Чистый лист подкладывается под «перфокарту», а ребенок, выполняя задание, проводит линии, вписывая ответ. 2. Педагог заранее подкладывает под «перфокарту» лист бумаги с неправильно выполненным заданием, а ребенок ищет ошибки.
Дидактические пособия на основе принципа перфокарт я использую рамках образовательной деятельности на подгрупповых и индивидуальных занятиях, в режимных моментах, а так же дошкольниками в самостоятельной деятельности в детском саду.
Данные игры предоставляют детям возможность для проявления самостоятельности, инициативности, сотрудничества, ответственности и способности принимать правильные решения, развивают коммуникативно-речевые умения, умение разрешать споры и управлять своим эмоциональным состоянием, активизируют познавательную деятельность.
Считаю, что очень важно использовать такие дидактические игры, которые будут полезны, интересны детям, в которые дети захотят играть и смогут использовать свои знания при общении с объектами природы.
Немалое значение в воспитании детей имеет пример взрослых, родителей, воспитателей. Если родители будут заниматься вопросами экологического воспитания, то и у детей будет воспитываться интерес, любовь к природе и бережное отношение к ней. Поэтому экологическое воспитание детей должно проходить в тесном взаимодействии с семьёй ребёнка.
В работе с родителями я использую консультации, беседы и родительские собрания. На одном из встреч с родителями я показала мастер класс на тему «Игра как средство экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста». Рассказала о значении дидактических игр для развития детей. Подготовила и провела игры, направленные на экологической воспитание. Все участники процесса получили массу положительных эмоций.
Таким образом, освоение коммуникативных умений через игру экологической направленности будет характеризоваться положительным отношением к полученным навыкам, креативным использованием коммуникативных умений во взаимоотношении со взрослыми и сверстниками. Игровое взаимодействие будет способствовать тому, что старшие дошкольники станут более уверенно выражать свои мысли, активно общаться со сверстниками и взрослыми, легче станут находить общую тему для беседы, слышать своего собеседника, конструктивно вести с ним диалог, правильно оформляя устную речь.
Проект решения: Использовать в работе предложенную подборку дидактических игр, направленных на формирование социально- коммуникативных навыков у старших дошкольников, а именно на развитие коммуникативно-речевых умений, самостоятельности мышления, активизации познавательной деятельности, умение разрешать споры и управлять своим эмоциональным состоянием.