Папки-передвижки

Использование игр и упражнений в работе логопеда с детьми с тяжелыми нарушениями речи

Елена Стрыгина
Использование игр и упражнений в работе логопеда с детьми с тяжелыми нарушениями речи
▼ Скачать + Заказать документы

Понятие «игровые технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.

В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые обоснованы, выделены и характеризуются познавательной направленностью.

Игровая форма занятий создается игровой мотивацией, которая выступает как средство побуждения, стимулирования детей к различным видам деятельности.

Реализация игровых приемов и ситуаций на занятиях проходит по таким основным направлениям:

Публикация «Использование игр и упражнений в работе логопеда с детьми с тяжелыми нарушениями речи» размещена в разделах

• дидактическая цель ставится перед детьми в форме игровой задачи;

• воспитательно-образовательная деятельность подчиняется правилам игры;

• в образовательную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;

• успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы игр:

• обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;

• познавательные, воспитательные, развивающие;

• репродуктивные, продуктивные, творческие;

• коммуникативные, диагностические, психотехнические и др.

Специфику игровой технологии в значительной степени определяет игровая среда:

• с предметами и без предметов,

• с различными средствами.

Психологические механизмы игровой деятельности опираются на фундаментальные потребности личности:

• в самовыражении,

• самоутверждении,

• саморегуляции,

• самореализации.

Содержание детских игр развивается последовательно:

• предметная деятельность,

• отношение между людьми,

• выполнение правил общественного поведения.

Целью игровых технологий является решение ряда задач:

• дидактических (расширение кругозора, познавательная деятельность; формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности и др.);

• развивающих (развитие внимания, памяти, речи, мышления, воображения, фантазии, творческих идей, умений устанавливать закономерности, находить оптимальные решения и др.);

• воспитывающих (воспитание самостоятельности, воли, формирование нравственных, эстетических и мировоззренческих позиций, воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности и др.);

• социализирующих (приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды и др.).

Игровые технологии широко применяются в дошкольном возрасте, так как игра является ведущей деятельностью в этот период. Ролевой игрой ребенок овладевает к третьему году жизни, знакомится с человеческими отношениями, начинает различать внешнюю и внутреннюю сторону явлений, открывает у себя наличие переживаний и начинает ориентироваться в них.

У ребенка формируются воображение и символическая функция сознания, которые позволяют ему переносить свойства одних вещей на другие, возникает ориентация в собственных чувствах и формируются навыки их культурного выражения, что позволяет ребенку включаться в коллективную деятельность и общение.

Актуальность использования игр как средство коррекции

обусловлено тем, что игра, являясь основным и любимым детьми занятием, позволяет быстрее и прочнее сформировать нарушенные психические процессы, личностные качества, моторику, интеллект. Точная и ранняя диагностика речевого нарушения и своевременно начатая коррекция, включающая в себя игротерапию, тем более актуальна, что процент детей с нарушениями речи возрастает с каждым годом.

В процессе выполнения игр и игровых упражнений главными задачами при работе с детьми с нарушениями речи являются следующие :

• Формирование фонематического слуха и фонематического восприятия;

• Совершенствование функции дыхания;

• Развитие просодической стороны речи;

• Формирование четкости артикуляции и формирование правильного звукопроизношения;

• Развитие устной речи;

• Развитие общей (крупной и)мелкой моторики;

• Формирование зрительно-двигательной координации в процессе выполнения игровых упражнений.

В системе коррекционной работы с детьми с нарушениями речи следует включать игры, игровые упражнения, которые повышают умственную активность, совершенствует речевые навыки, способствующие развитию психических процессов, повышают эмоциональную активность детей.

Логопедическая работа по коррекции нарушений речи у различных категорий аномальных детей имеет свою специфику. Логопед специфическими методами и приемами добивается правильного произнесения ребенком звука, автоматизации его, и игра является одним из способов обучающего процесса детей. В процессе исправления речевых дефектов и воспитания личности ребенка в целом моделируются различные ситуации речевого общения, которые лучше всего и легче воспринимаются ребенком в ходе игры, которая и относится к практическим методам логопедического воздействия.

Игры для детей с нарушениями речи можно поделить на следующие виды:

Игры на развитие речевого слуха

1. «Телефон». Играют несколько человек. Нужно передавать на ухо слово или простую скороговорку.

2. «Съедобное — несъедобное». Взрослый называет несъедобный предмет — ребёнок отбивает мяч, съедобный — ловит.

3. «Кто летает (плавает, едет, бегает)». Произносится ряд слов: сокол, молоко, рыба, комар… Ребёнок имитирует полё т и произносит: «Летит». Можно играть с мячом.

4. «Делай, как слышишь». Взрослый даё т инструкции: поднять руки, в стороны, вперёд, наклониться и т. д. — при этом сам делает другие движения. Ребёнок должен выполнять не то, что видит, а то, что слышит.

5. «Похожи или нет слова по звучанию?».

6. «Кто придумает конец, тот и будет молодец».

Игры на развитие фонематического слуха

1. «Будь внимательным!» — развитие умения слышать заданный звук среди ряда звуков, слогов, слов.

2. «Хлопни в ладоши, топни ногой» — развитие умения хлопнуть в ладоши, если услышится мягкий звук, и топнуть ногой, если услышится твердый звук.

3. «Назови картинки» — развитие умения выделять заданный звук среди предметов, изображенных на картинках.

4. «Встречу слово на дороге — разобью его на слоги» — развитие умения разбивать слова на слоги.

5. «Придумай имя» — развитие умения подбирать слова на заданный звук.

6. «Назови первый звук в слове» — развитие умения выделять первый звук в слове.

7. «Назови последний звук» — развитие умения выделять последний звук в слове.

8. «Отгадай слово» — развитие умения составлять слова по первым звукам предметов, изображенных на картинках.

9. «Добавлялки» — развитие умения образовывать слова, добавляя заданный звук в начало или конец слова.

10. «Определи место звука в слове» — развитие умения определять место звука в слове (начало, середина, конец).

Игры для формирования правильного звукопроизношения

1. «Шагаем пальчиками» — автоматизация звука в слогах.

2. «Пальчики здороваются» — автоматизация звука в слогах.

3. «Произнеси на один больше» — автоматизация звука в слогах.

4. «Волшебный мешочек» — тренировка детей в различении звуков [с] и [ш] на вербальном уровне.

5. «Слава играет, а Мила повторяет».

6. «Квадрат» — автоматизация звука в словах.

7. «Чей хвост?» — автоматизация звука [ч] в словах, образование притяжательных прилагательных.

8. «Поезд» — автоматизация звука в словах, умение определять место звука в слове.

9. «Что около?» — автоматизация звука [л] во фразе.

10. «Слова-перевертыши» — активизация словаря, закрепление навыка звукового анализа.

Игры на развитие общей моторики и мелкой моторики по возможности оречевленные, имеющие сюжетную линию. Для детей с ТНР немалую сложность представляют движения пальцев рук, мелкая моторика кисти руки. Отмечено, что упражнения, разработанные отечественными исследователями, дают возможность сочетать развитие мелкой моторики (пальчиковые игры, конструирование из мелких деталей, мозаики и т. п.) с различными речевыми заданиями повышают эффективность коррекционного воздействия.

1. Игра «Кто скорее свернет ленту?»

Цель: развивать моторику пальцев и кистей рук, формировать скорость и точность движений.

Оборудование: две ленты, закрепленные одним концом на палочках (длина

50 см, одинаковой ширины и одного цвета)

Ход игры: педагог вызывает к себе двух детей, демонстрирует ленты и говорит: «Будем играть. Это лента. Надо свернуть ленту. Кто свернет быстрее, тому подарок». «Раз, два, три - крути». Вначале педагог показывает, как надо крутить палочку, чтобы свернуть ленту.

Затем педагог предлагает двум детям выполнить показанное действие. Двое других детей помогают - они держат свободные концы лент, стоя на одной линии, отмеченной педагогом, стараясь с нее не сходить. Выигрывает тот, кто первым свернет ленту, крутя палочку и наматывая на нее ленту.

Можно также устроить соревнования команд. Детям дается большее число лент. По команде педагога сразу несколько человек одной команды и другой начинают скручивать ленты. Победителям призы - значок, наклейка или что-нибудь подобное.

Усложнением может быть задание свернуть ленту за определенное время. Например, педагог говорит: «Я буду считать (хлопать)». Педагог вместе с детьми начинает хлопать, ребенок скручивает ленту. Если успел - получает приз, не успел -лента переходит к другому ребенку и все начинается сначала.

2. Игра «Путешествие пальцев»

Цель: развивать и тренировать координацию движения пальцев, развивать кончики пальцев рук, развивать внимание.

Оборудование: лист бумаги, на котором изображены 2 домика в разных концах «островки» для передвижения пальцев.

Ход игры: ребенок устанавливает пальцы около первого домика. Затем начинает пальцами передвигаться по островкам до другого домика, не отрывая пальцы от другой «кочки».

Правила: можно передвигаться, для начала, используя 2 пальца;

все пальцы должны участвовать;

нельзя отрывать первый палец, не переставив другой.

3. Игра «Составь узор или картинку из резинок»

Цель: развивать умение детей составлять узор из резинок, развивать мелкую моторику рук, воображение, координацию руки и глаза, учить работать по схеме.

Оборудование: пластина, которая выпилена из фанеры, по всей плоскости на ней закреплены пластмассовые стерженьки со шляпками 22 штуки, расстояние между ними 3-4см; разноцветные резинки в коробке; схемы с изображением картинок или фигур - 6 штук.

Ход игры: детям предлагают в этой игре составить узор из резинок, натягивая их на столбики, которые закреплены на фанере. Было объяснено, что из этих резинок можно сделать различные фигуры: квадрат, прямоугольник, треугольник.

Вначале учили детей, как правильно выполнять данную работу : чтобы выполнить фигуру, нужно взять резинку и закрепить её за столбик, а дальше пальцами правой и левой рукой растягивать резинку на нужную длину, и закреплять за столбики. Затем предлагается детям выполнить любую фигуру, следить за действиями их рук.

Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь.

Как правило, дети с ТНР могут иметь неречевые недостатки, в том числе и недоразвитие внимания, словесно-логического мышления.

Таким образом, необходимо отметить, что специалистам, работающим с детьми с ТНР необходимо помнить, что в процессе коррекционной работы при выборе игр нужно учитывать не только возрастные особенности ребенка, но и характер дефекта, степень его выраженности и личностные особенности, изменения в психической сфере ребенка.

Отклонения в развитии детей, страдающих речевыми аномалиями, спонтанно не преодолеваются. Они требуют от педагогов (и в том числе от родителей ребенка) специально организованной работы по их коррекции, где одним из средств обучения и воспитания и компенсации недостатков является игра.

Современные условия характеризуются гуманизацией образовательного процесса, обращением к личности ребенка, развитию лучших его качеств, формированию разносторонней и полноценной личности. Реализация этой задачи объективно требует качественного подхода к обучению и воспитанию детей, организации всего учебного процесса. Обучение с применением игротерапии должно быть развивающим, обогащать ребенка знаниями и способами умственной деятельности, формировать познавательные интересы и способности.

Публикации по теме:

Использование кинезиологических упражнений в работе с детьми для развития умственных способностей и оздоровленияИспользование кинезиологических упражнений в работе с детьми для развития умственных способностей и оздоровления Мастер-класс для педагогов «Использование кинезиологических упражнений в работе с детьми дошкольного возраста для развития умственных способностей.

Использование системы альтернативной коммуникации с помощью карточек (PECS) в работе с детьми с нарушениями речиИспользование системы альтернативной коммуникации с помощью карточек (PECS) в работе с детьми с нарушениями речи Семинар-практикум дефектологов Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в дошкольной образовательной организации. Тема: «Использование.

Использование игровых технологий в коррекционно-развивающей работе с детьми с тяжёлыми нарушениями речиИспользование игровых технологий в коррекционно-развивающей работе с детьми с тяжёлыми нарушениями речи авторы: Светлана Савина, Лида Бронникова Социально значимой задачей в работе воспитателя дошкольных учреждений компенсирующего вида является.

Картотека коррекционных игр и упражнений для детей с нарушениями речи Кто как говорит? Учите малыша копировать голоса животных. Для этого вложите в фотоальбом картинки с изображением разных животных и птиц:.

Кинезиологические упражнения для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи из практики учителя-логопедаКинезиологические упражнения для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи из практики учителя-логопеда Здравствуйте! Мне хочется поделиться своим опытом по развитию мелкой мускулатуры рук у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи. Не секрет,.

Конспект интегрированного коррекционно-развивающего занятия для детей с тяжелыми нарушениями речи от 5–7 летКонспект интегрированного коррекционно-развивающего занятия для детей с тяжелыми нарушениями речи от 5–7 лет .

Мастер-класс для родителей «Использование игр и игровых упражнений с камешками Марблс в работе с детьми младшего возраста» Мастер- класс для молодых родителей на тему: «Использование игр и игровых упражнений с камешками Марблс в работе с детьми младшего возраста».

Значение фоноритмических упражнений для дошкольников с тяжелыми нарушениями речиЗначение фоноритмических упражнений для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи В 1950 году фонетическую ритмику, как верботальный метод реабилитации лиц с серьезными проблемами в коммуникации, разработал лингвист Петер.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование игр и упражнений в работе логопеда с детьми с тяжелыми нарушениями речи
Опубликовано: 19 мая 2024 в 06:00
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование игр и упражнений в работе логопеда с детьми с тяжелыми нарушениями речи» (включая файлы) размещена пользователем Елена Стрыгина (УИ 470858) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД