Елена Стрыгина
Использование игр и упражнений в работе логопеда с детьми с тяжелыми нарушениями речи
Понятие «игровые технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.
В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые обоснованы, выделены и характеризуются познавательной направленностью.
Игровая форма занятий создается игровой мотивацией, которая выступает как средство побуждения, стимулирования детей к различным видам деятельности.
Реализация игровых приемов и ситуаций на занятиях проходит по таким основным направлениям:
Публикация «Использование игр и упражнений в работе логопеда с детьми с тяжелыми нарушениями речи» размещена в разделах
- Игры для детей
- Логопедические игры
- Работа логопеда. Логопедия
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
• дидактическая цель ставится перед детьми в форме игровой задачи;
• воспитательно-образовательная деятельность подчиняется правилам игры;
• в образовательную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;
• успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы игр:
• обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;
• познавательные, воспитательные, развивающие;
• репродуктивные, продуктивные, творческие;
• коммуникативные, диагностические, психотехнические и др.
Специфику игровой технологии в значительной степени определяет игровая среда:
• с предметами и без предметов,
• с различными средствами.
Психологические механизмы игровой деятельности опираются на фундаментальные потребности личности:
• в самовыражении,
• самоутверждении,
• саморегуляции,
• самореализации.
Содержание детских игр развивается последовательно:
• предметная деятельность,
• отношение между людьми,
• выполнение правил общественного поведения.
Целью игровых технологий является решение ряда задач:
• дидактических (расширение кругозора, познавательная деятельность; формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности и др.);
• развивающих (развитие внимания, памяти, речи, мышления, воображения, фантазии, творческих идей, умений устанавливать закономерности, находить оптимальные решения и др.);
• воспитывающих (воспитание самостоятельности, воли, формирование нравственных, эстетических и мировоззренческих позиций, воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности и др.);
• социализирующих (приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды и др.).
Игровые технологии широко применяются в дошкольном возрасте, так как игра является ведущей деятельностью в этот период. Ролевой игрой ребенок овладевает к третьему году жизни, знакомится с человеческими отношениями, начинает различать внешнюю и внутреннюю сторону явлений, открывает у себя наличие переживаний и начинает ориентироваться в них.
У ребенка формируются воображение и символическая функция сознания, которые позволяют ему переносить свойства одних вещей на другие, возникает ориентация в собственных чувствах и формируются навыки их культурного выражения, что позволяет ребенку включаться в коллективную деятельность и общение.
Актуальность использования игр как средство коррекции
обусловлено тем, что игра, являясь основным и любимым детьми занятием, позволяет быстрее и прочнее сформировать нарушенные психические процессы, личностные качества, моторику, интеллект. Точная и ранняя диагностика речевого нарушения и своевременно начатая коррекция, включающая в себя игротерапию, тем более актуальна, что процент детей с нарушениями речи возрастает с каждым годом.
В процессе выполнения игр и игровых упражнений главными задачами при работе с детьми с нарушениями речи являются следующие :
• Формирование фонематического слуха и фонематического восприятия;
• Совершенствование функции дыхания;
• Развитие просодической стороны речи;
• Формирование четкости артикуляции и формирование правильного звукопроизношения;
• Развитие устной речи;
• Развитие общей (крупной и)мелкой моторики;
• Формирование зрительно-двигательной координации в процессе выполнения игровых упражнений.
В системе коррекционной работы с детьми с нарушениями речи следует включать игры, игровые упражнения, которые повышают умственную активность, совершенствует речевые навыки, способствующие развитию психических процессов, повышают эмоциональную активность детей.
Логопедическая работа по коррекции нарушений речи у различных категорий аномальных детей имеет свою специфику. Логопед специфическими методами и приемами добивается правильного произнесения ребенком звука, автоматизации его, и игра является одним из способов обучающего процесса детей. В процессе исправления речевых дефектов и воспитания личности ребенка в целом моделируются различные ситуации речевого общения, которые лучше всего и легче воспринимаются ребенком в ходе игры, которая и относится к практическим методам логопедического воздействия.
Игры для детей с нарушениями речи можно поделить на следующие виды:
Игры на развитие речевого слуха
1. «Телефон». Играют несколько человек. Нужно передавать на ухо слово или простую скороговорку.
2. «Съедобное — несъедобное». Взрослый называет несъедобный предмет — ребёнок отбивает мяч, съедобный — ловит.
3. «Кто летает (плавает, едет, бегает)». Произносится ряд слов: сокол, молоко, рыба, комар… Ребёнок имитирует полё т и произносит: «Летит». Можно играть с мячом.
4. «Делай, как слышишь». Взрослый даё т инструкции: поднять руки, в стороны, вперёд, наклониться и т. д. — при этом сам делает другие движения. Ребёнок должен выполнять не то, что видит, а то, что слышит.
5. «Похожи или нет слова по звучанию?».
6. «Кто придумает конец, тот и будет молодец».
Игры на развитие фонематического слуха
1. «Будь внимательным!» — развитие умения слышать заданный звук среди ряда звуков, слогов, слов.
2. «Хлопни в ладоши, топни ногой» — развитие умения хлопнуть в ладоши, если услышится мягкий звук, и топнуть ногой, если услышится твердый звук.
3. «Назови картинки» — развитие умения выделять заданный звук среди предметов, изображенных на картинках.
4. «Встречу слово на дороге — разобью его на слоги» — развитие умения разбивать слова на слоги.
5. «Придумай имя» — развитие умения подбирать слова на заданный звук.
6. «Назови первый звук в слове» — развитие умения выделять первый звук в слове.
7. «Назови последний звук» — развитие умения выделять последний звук в слове.
8. «Отгадай слово» — развитие умения составлять слова по первым звукам предметов, изображенных на картинках.
9. «Добавлялки» — развитие умения образовывать слова, добавляя заданный звук в начало или конец слова.
10. «Определи место звука в слове» — развитие умения определять место звука в слове (начало, середина, конец).
Игры для формирования правильного звукопроизношения
1. «Шагаем пальчиками» — автоматизация звука в слогах.
2. «Пальчики здороваются» — автоматизация звука в слогах.
3. «Произнеси на один больше» — автоматизация звука в слогах.
4. «Волшебный мешочек» — тренировка детей в различении звуков [с] и [ш] на вербальном уровне.
5. «Слава играет, а Мила повторяет».
6. «Квадрат» — автоматизация звука в словах.
7. «Чей хвост?» — автоматизация звука [ч] в словах, образование притяжательных прилагательных.
8. «Поезд» — автоматизация звука в словах, умение определять место звука в слове.
9. «Что около?» — автоматизация звука [л] во фразе.
10. «Слова-перевертыши» — активизация словаря, закрепление навыка звукового анализа.
Игры на развитие общей моторики и мелкой моторики по возможности оречевленные, имеющие сюжетную линию. Для детей с ТНР немалую сложность представляют движения пальцев рук, мелкая моторика кисти руки. Отмечено, что упражнения, разработанные отечественными исследователями, дают возможность сочетать развитие мелкой моторики (пальчиковые игры, конструирование из мелких деталей, мозаики и т. п.) с различными речевыми заданиями повышают эффективность коррекционного воздействия.
1. Игра «Кто скорее свернет ленту?»
Цель: развивать моторику пальцев и кистей рук, формировать скорость и точность движений.
Оборудование: две ленты, закрепленные одним концом на палочках (длина
50 см, одинаковой ширины и одного цвета)
Ход игры: педагог вызывает к себе двух детей, демонстрирует ленты и говорит: «Будем играть. Это лента. Надо свернуть ленту. Кто свернет быстрее, тому подарок». «Раз, два, три - крути». Вначале педагог показывает, как надо крутить палочку, чтобы свернуть ленту.
Затем педагог предлагает двум детям выполнить показанное действие. Двое других детей помогают - они держат свободные концы лент, стоя на одной линии, отмеченной педагогом, стараясь с нее не сходить. Выигрывает тот, кто первым свернет ленту, крутя палочку и наматывая на нее ленту.
Можно также устроить соревнования команд. Детям дается большее число лент. По команде педагога сразу несколько человек одной команды и другой начинают скручивать ленты. Победителям призы - значок, наклейка или что-нибудь подобное.
Усложнением может быть задание свернуть ленту за определенное время. Например, педагог говорит: «Я буду считать (хлопать)». Педагог вместе с детьми начинает хлопать, ребенок скручивает ленту. Если успел - получает приз, не успел -лента переходит к другому ребенку и все начинается сначала.
2. Игра «Путешествие пальцев»
Цель: развивать и тренировать координацию движения пальцев, развивать кончики пальцев рук, развивать внимание.
Оборудование: лист бумаги, на котором изображены 2 домика в разных концах «островки» для передвижения пальцев.
Ход игры: ребенок устанавливает пальцы около первого домика. Затем начинает пальцами передвигаться по островкам до другого домика, не отрывая пальцы от другой «кочки».
Правила: можно передвигаться, для начала, используя 2 пальца;
все пальцы должны участвовать;
нельзя отрывать первый палец, не переставив другой.
3. Игра «Составь узор или картинку из резинок»
Цель: развивать умение детей составлять узор из резинок, развивать мелкую моторику рук, воображение, координацию руки и глаза, учить работать по схеме.
Оборудование: пластина, которая выпилена из фанеры, по всей плоскости на ней закреплены пластмассовые стерженьки со шляпками 22 штуки, расстояние между ними 3-4см; разноцветные резинки в коробке; схемы с изображением картинок или фигур - 6 штук.
Ход игры: детям предлагают в этой игре составить узор из резинок, натягивая их на столбики, которые закреплены на фанере. Было объяснено, что из этих резинок можно сделать различные фигуры: квадрат, прямоугольник, треугольник.
Вначале учили детей, как правильно выполнять данную работу : чтобы выполнить фигуру, нужно взять резинку и закрепить её за столбик, а дальше пальцами правой и левой рукой растягивать резинку на нужную длину, и закреплять за столбики. Затем предлагается детям выполнить любую фигуру, следить за действиями их рук.
Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь.
Как правило, дети с ТНР могут иметь неречевые недостатки, в том числе и недоразвитие внимания, словесно-логического мышления.
Таким образом, необходимо отметить, что специалистам, работающим с детьми с ТНР необходимо помнить, что в процессе коррекционной работы при выборе игр нужно учитывать не только возрастные особенности ребенка, но и характер дефекта, степень его выраженности и личностные особенности, изменения в психической сфере ребенка.
Отклонения в развитии детей, страдающих речевыми аномалиями, спонтанно не преодолеваются. Они требуют от педагогов (и в том числе от родителей ребенка) специально организованной работы по их коррекции, где одним из средств обучения и воспитания и компенсации недостатков является игра.
Современные условия характеризуются гуманизацией образовательного процесса, обращением к личности ребенка, развитию лучших его качеств, формированию разносторонней и полноценной личности. Реализация этой задачи объективно требует качественного подхода к обучению и воспитанию детей, организации всего учебного процесса. Обучение с применением игротерапии должно быть развивающим, обогащать ребенка знаниями и способами умственной деятельности, формировать познавательные интересы и способности.