Анна Дегтярёва
Использование игр для развития речи дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы
А. В. Дегтярёва, воспитатель ГБДОУ№17
Пушкинского района Санкт-Петербурга
Использование игр для развития речи дошкольников.
Дошкольный возраст – период активного усвоения ребенком разговорного языка. Становление и развитие всех сторон речи – физической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей.
Публикация «Использование игр для развития речи дошкольника» размещена в разделах
- Игры для детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Темочки
Игра – это практически единственная область, где ребенок может проявлять свою инициативу и творческую активность. Для ребенка игра – дело серьезное, в игре ребенок удовлетворяет свои потребности и желания, особенно в познании и общении. Играя, дети постигают нормы поведения. Овладевая определёнными навыками, они учатся взаимодействовать со взрослыми и с детьми, разрешать трудные жизненные ситуации.
Игра для дошкольников – основной вид деятельности. Через игру ребёнок осваивает предметный мир, знакомится с различными действиями, осваивает разнообразные роли. Во время игры приобретает знания об окружающем мире. Для ребёнка игра – дело серьёзное. Физиолог Х. Хогленд писал: «Понимание атома – это детская игра по сравнению с пониманием детской игры». Игру можно рассматривать как первую ступень познания мира.
Воспитание звуковой культуры речи.
В понятие «звуковая культура речи» входит не только правильное звукопроизношение, но и отчетливое произнесение звуков, слов, фраз, хороший темп речи, ее громкость, а также речевой слух. Полноценное развитие этих сторон речи – необходимое условие подготовки ребенка к обучению грамоте. Особенно остро вопросы совершенствования работы по воспитанию звуковой культуры речи встают в связи с переходом к школьному обучению.
Воспитатель, проводя со старшими дошкольниками усложненные варианты игр, рекомендованных для детей более младших возрастов, закрепляет их знания о том, что слово звучит, т. е. оно состоит из звуков, что звуки разные, их может быть в слове мало или много и располагаются они в определенной последовательности. Во время упражнений детям предоставляется возможность активно использовать уже усвоенные ими знания о слове и самостоятельно составлять задания, связанные со звучащим словом, для своих сверстников.
Новые упражнения со звучащим словом требуют от детей большой
интеллектуальной и речевой активности, повышают их интерес к слову, формируют оценочное отношение к выполнению заданий.
По мере освоения детьми звуковой стороны слова обостряется их внимание к уже известным словам: «А почему мы говорим лук и лук, звучат одни и те же звуки, а это совсем разные вещи – лук, из которого стреляют, и лук, который едят?», «Почему в слове уж мало звуков, а в слове журавушка много?», «А кто придумал слова?», «А у нас соседка говорит вместо тепло – тёпло. Почему взрослые говорят неправильно?» Такие вопросы – свидетельство того, что дети размышляют о языке, проявляют интерес к осмыслению языковых особенностей, это свидетельство возросших интеллектуальных и речевых возможностей детей.
Следующая ступень ознакомления ребенка со звуковой стороной слова – слоговой анализ слов. Экспериментальные данные свидетельствуют о возможности обучения слоговому анализу слова детей старшей группы.
Работа воспитателя со старшими дошкольниками предполагает также и формирование у них умения анализировать слоговую структуру слова, выделять слоги в слове. Шестилетний ребенок должен знать, что слово имеет части – слоги, что количество их разное и расположены они в слове в определенной последовательности, что один слог – ударный. Воспитателю нужно научить детей членить слово на слоги, составлять слова из слогов, делить на слоги двух-трех-сложные слова с открытыми слогами (ли -са, ли -си -ца).
Ознакомление с окружающим и формирование словаря
Слово – основная единица языка, и совершенствование навыков речевого общения невозможно без расширения словарного запаса. Словарная работа тесно связана с ознакомлением ребенка с миром вещей, явлений, их свойствами, качествами.
Ребёнок постепенно овладевает всеми формами устной речи : монологом, рассказом, диалогом. Благодаря общению увеличивается словарный запас, усваиваются правильные грамматические конструкции. Усложняются, становятся содержательными диалоги; ребёнок учится задавать вопросы на отвлечённые темы, попутно рассуждать и думать вслух. Развивается грамматический строй речи, словотворчество: ребёнок создаёт много слов по законам грамматики родного языка. С детьми старшего дошкольного возраста полезно играть в словесные игры. Словесные игры развивают речь и мышление детей, фантазию и воображение. Для словесных игр не нужен какой-то реквизит. Играть в словесные игры можно по дороге в детский сад, во время поездки, в транспорте. Примеры наиболее известных и популярных игр:
1. «Противоположность.»
Например: холодно – горячо
добрый – злой
день – ночь и т. п.
Можно рассказывать историю:
Ведущий: «Жил-был великан по имени Громс. Он был очень злой»
Ребё нок: «Всё наоборот- не злой, а добрый!»
2. «Каким бывает?»
В этой игре надо по очереди подбирать определения к выбранному слову.
Например: «Какими бывают собаки?» (домашние, злые, кусачие, пушистые и т. д.)
Кто больше сможет придумать эпитетов.
3. «Что бывает?»
Это игра противоположная предыдущей. В ней надо называть, что может иметь данное определение.
Например: «Что может быть теплым?» (одежда, погода, чай и т д)
4. «Новые слова.»
В этой игре участники должны придумывать новые слова, соединяя уже существующие. При этом не просто придумать новое слово, но и объяснить его значение.
Например: арбудыня – это такой фрукт, в котором чередуются арбузные и дынные кусочки.
5. «Буриме.»
В этой игре надо сочинять стихи, на заранее заданную рифму.
Например: ворона – корона
Птица важная ворона
Как же ей идет корона.
6. «На один звук.»
Надо придумать смешные нелепые предложения, все слова начинаются на один звук.
Заяц звенел золотым звонком.
Кошки купили килограмм конфет.
7. «Я знаю»
В эту словесную игру обычно играют с мячом. «Я знаю 5 названий цветов.» ( называть модно что угодно: города, имена, породы собак, название конфет).
8. «Доскажи слово» :
Профессии: ведущий описывает профессии. Задача ребёнка- назвать профессию.
-носит белый колпак, готовит вкусную еду. Это (повар)
-водит машину… (водитель)
Времена года: ведущий начинает предложения, в которых описываются времена года. Ребёнок заканчивает предложения.
-летом на полях растёт трава, а зимой на полях лежит …
(снег)
-осенью птицы улетают в тёплые края, а весной …
(возвращаются)
Подбери прилагательные: подобрать как можно больше определений к тому предмету, который назовёт ведущий
-какой бывает бабочка (красивой, сонной, пёстрой, весёлой, быстрой, тропической, редкой и т. д.
Знакомство с предлогами:
-если командир в мундире, то мундир на командире
-если сапог на ноге, то нога …
-если карман на пиджаке, то пиджак …
-если картина над столом, то стол …
-если масло в каше, значит каша …
9.«Эхо»
Взрослый читает дву- или четырёхстишия. После прочтения каждой строчки ребёнок повторяет последний слог, то есть изображает эхо:
-африканский бегемот (мот-мот-мот-мот)
-отрастил большой живот (вот-вот-вот-вот)
-ветер-ветер, ты могуч (гуч-гуч-гуч-гуч)
-ты гоняешь стаи туч (туч-туч-туч-туч)
Дети играют в словесные игры очень увлеченно, что позволяет добиться хороших результатов в развитии речи детей.
В дошкольном детстве завершается долгий и сложный процесс овладения речью, предметом сознательного изучения, поскольку при подготовке к школе начинается обучение чтению и письму. Очень важно научить ребёнка ясно выражать свои мысли, планы, желания, настроение.
Список литературы
1. Г. С. Швайко Игры и игровые упражнения для развития речи : Книга для воспитателя детского сада: Из опыта работы / Под ред. В. В. Гербовой. – М. : Просвещение, 1988
2. Л. И. Лалаева «Формирование правильной разговорной речи у дошкольников.» Феникс 2004г
3. Ю. В. Гурин, Г. Б. Монина «Игры для детей от трёх до семи лет». Речь Санкт-Петербург 2008