Екатерина Николаевна Огуречникова
Использование дидактических пособий для развития логического мышления дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Добрый день уважаемые коллеги! Сегодня хочу с вами поделиться опытом работы по использованию дидактических пособий для развития логического мышления дошкольников.
Интеллектуальное развитие дошкольников начиная с младшего дошкольного возраста определяется комплексом познавательных процессов: внимания, восприятия, мышления, памяти, воображения. Важное значение при этом будет иметь развитие интеллектуальных способностей и формирование соответствующих умений.
Публикация «Использование дидактических пособий для развития логического мышления дошкольников» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Логическое мышление
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Сегодня особенно остро обозначилась потребность общества в воспитании творческих людей, имеющих нестандартный взгляд на проблемы, умеющих работать с людьми, информационными потоками, быстро адаптироваться к изменяющимся условия. Использование развивающих игр и головоломок в педагогическом процессе позволяет перестроить образовательную деятельность, перейти от привычных занятий с детьми к познавательной игровой деятельности, организованной совместно со взрослым или самостоятельно. Развитие дошкольника можно осуществить только в естественном, самом привлекательном для него виде деятельности - игре. Ребенок, увлеченный замыслом игры, не замечает, что он «учится», хотя при этом сталкивается с трудностями. Педагогу лишь остается использовать эту естественную потребность для вовлечения детей в более сложные и творческие формы игровой активности. Хочется заметить, что смекалки, головоломки, занимательные игры вызывают у ребят большой интерес. Они могут, не отвлекаясь, подолгу упражняться в преобразовании фигур, перекладывая палочки или другие предметы по заданному образцу, по собственному замыслу. В таких занятиях формируются важные качества личности ребё нка: самостоятельность, наблюдательность, находчивость, сообразительность, вырабатывается усидчивость, развиваются конструктивные умения. В ходе решения задач на смекалку, игр-головоломок дошкольники учатся планировать свои действия, обдумывать их, догадываться в поисках результата, проявляя при этом творчество.
Работу по использованию пособий для развития логического мышления мы начали с прошлого учебного года с момента набора детей 3-4 лет. Многие игры были сделаны нами и родителями совместно. Одна из игр: игра «Сортировщик».
1. «Цветные шарики», состоящая из баночек с цветными крышками 4-х цветов и помпонов того же цвета. Игра развивает логическое мышление, мелкую моторику, внимание, усидчивость, изучает цвета.
2. «Геометрические фигуры». Основная задача ребенка - правильно распределить фигуры на игровой платформе со стержнями, к данной игре мы так же изготовили дополнение, карточки с заданиями. Ориентируясь на карточки, ребенку необходимо разложить фигуры определённой формы и цвета, так она становится ещё интересней и полезнее.
3. Следующую игру мы сделали на основе «Доски Сегена» - всемирно известного игрового набора. Игра представляет собой красочные изображения, в нашем варианте на картонной основе - рамках, с вырезанными отверстиями разной формы и подходящие по контуру и цвету фигуры - вкладыши. Необходимо показать ребенку игру с уложенными в них вкладышами, затем высыпать их на стол, перемешать и предложить вложить все фигуры на свои места. Этот занимательный процесс приносит неоценимую пользу: развивает мышление, память, внимание воображение, зрительное и тактильное восприятие, формирует координацию движений.
4. Еще одна из изготовленных родителями игр, сделана с использованием «Набора счетных материалов». К данному набору на картоне изобразили геометрические фигуры того же размера, формы и цвета. Разного уровня сложности (4-е фигуры, 6-фигур, пустой квадрат для усложнения задания, например по заданию взрослого). Таких игр очень много: «Шнурковые», «Проволочные», «Счетные палочки» и т. д.
В этом году к нашим головоломкам добавились новые:
1. Игра "Танграм" способствует развитию умения играть по правилам и выполнять инструкции, развивает наглядно-образное мышление, воображение, внимание, понимание цвета, величины и формы, восприятия, комбинаторных способностей. Образцы 3-х уровней сложности, позволяют поддерживать интерес, то есть мы в эту же игру сможем играть до старшего дошкольного возраста, используя постепенное усложнение.
2. Подобные игры «Волшебный круг», «Головоломка Пифогора», «Листик».
3. «Блоки Дьенеша». С данным пособием мы познакомились в средней группе. Для среднего возраста разработано пособие «Лепим нелепицы». Оно состоит из 48 объемных геометрических фигур, главная особенность - ни одна из фигур в нем не повторяется! Все блоки отличаются между собой по четырем свойствам: форма, цвет, размер, толщина. Такой набор характеристик позволяет предложить малышу много интересных аналитических задач на сравнение, обобщение, классификацию, умение кодировать и декодировать информацию.
4. «Палочки Кюизенера». Счетные палочки Кюизенера известны уже достаточно давно и до сих пор пользуются популярностью ввиду действенности данной методики. К достоинствам данной методики можно отнести полноценное интеллектуальное развитие малыша, что положительно сказывается и на всех остальных его умениях и навыках.
5. Игры Воскобовича развивают логическое мышление, образное восприятие, мелкую моторику, математическое мышление, внимание, память, стремление выполнить поставленную задачу и получить результат. Квадрат Воскобовича представляет собой 32 пластиковых треугольника, наклеенных на гибкую поверхность в определённом порядке. Между ними есть небольшое пространство, благодаря которому игрушка может сгибаться, формируя плоские и объёмные фигуры разной сложности.
Таким образом, можно сделать вывод: педагогические возможности логических игр очень велики. В результате освоения пространственно-практических действий в играх дети познают свойства и отношения предметов, чисел, арифметические действия, временные отношения; учатся делать умозаключения, классифицировать, обобщать, решать логические, проблемные задачи. Все это позволит ребенку успешнее учиться в школе.