Саният Гусейнова
Использование дидактических и развивающих игр в речевом развитии дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
«Использование дидактических и развивающих игр в речевом развитии дошкольников»
Речь – чудесный дар природы – не дается человеку от рождения. Речь сопровождает практически каждую деятельность ребенка, совершенствует её и обогащается сама. Речь - одна из важных линий развития ребенка. Речь играет огромную роль в познании мира, в котором мы живем.
Публикация «Использование дидактических и развивающих игр в речевом развитии дошкольников» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Темочки
Судить о начале развития личности ребенка дошкольного возраста без оценки его речевого развития невозможно. В психическом развитии ребенка речь имеет исключительное значение. С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех основных психических процессов. Проблема развития речи является одной из актуальных.
Одним из эффективных средств развития, коррекции речи дошкольников является дидактическая и развивающая игра, поскольку в играх ребенок не просто выполняет требования взрослого, но и активно действует.
Дидактические и развивающие игры – это игры обучающего характера, с помощью которых можно обогащать словарный запас детей. Так же они используются для закрепления словаря детей (существительные, прилагательные, глаголы, названия цвета, пространственные понятия, предлоги и т. д.). Развивается речь, память, внимание, логическое мышление, зрительная память. Закрепляется культура поведения, навыки общения.
Использование дидактических игр даёт больше возможности для развития речи у детей-дошкольников :
Повышается речевая мотивация, успешно развиваются коммуникативные навыки;Обеспечивается психологический комфорт;Дети запоминают большее количество речевого материала;Активизируются высшие психологические функции (память, внимание, мышление).
Виды дидактических и развивающих игр :
Настольно – печатные.
Игры разнообразны по содержанию, по обучающим задачам, оформлению. Могут быть разделены на несколько видов: парные картинки, картинки по сходству: лото, домино, разрезные картинки и складные кубики, на которых изображенный предмет или сюжет делится на несколько частей, игры типа «лабиринт»
Словесные игры.
Они построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углубляют знания о них.
Игры с предметами.
Игры с различными игрушками, игры с природным материалом. В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы. Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различия предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками
Настольно-печатные игры– это особая категория игр, которая требуют от участников внимания, логического мышления, быстроты реакции, наблюдательности. Эта категория игр достаточно сложна, поэтому дети способны играть в них с 5-ти лет. Также к настольным относятся игры развивающего характера. Например: «Лабиринт», «Лото», «Домино»
Словесные игры в старшей и подготовительной группах проводятся пять минут – это конец занятий. Воспитатель не дает объяснения уже известной детям игры. Водящими могут быть сами дети. Игру лучше проводить в разных вариантах. Воспитатель должен заранее подобрать слова на случай затруднения детей.
С игрушками и предметами. Игрушка – предмет, специально предназначенный для детских игр. Использование ее содействует расширению детского кругозора, воспитанию интереса к отраженным в ней предметам и явлениям действительности, развитию самостоятельности. В совместных играх с игрушками у детей формируются дружеские взаимоотношения.
Благодаря использованию дидактических игр процесс обучения проходит в доступной и привлекательной для детей дошкольного возраста игровой форме.
Дидактическая игра развивает речь детей : пополняет и активизирует словарь, формирует правильное звукопроизношение, развивает связную речь, умение правильно выражать свои мысли.